Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интеграционные союзы: ЕС, НАФТА, АСЕАН, СНГ



2. Интеграционные союзы: ЕС, НАФТА, АСЕАН, СНГ

 

В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить следующие: в Западной Европе — Европейский союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в Латинской Америке — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ) и «Меркосур»; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Европейский Союз является наиболее продвинутой с точки зрения форм экономической интеграции группировкой в мире.

Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписа­ние 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельги­ей, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европей­ского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономичес­кой политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, по­вышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединя­ет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими прави­лами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства.

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардиналь­но изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с за­падноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США — единственная оставшаяся в мире сверх держава.

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торгов­ле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мекси­ку принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран — благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между страна­ми должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, осо­бо важных для каждой страны отраслей, специально поименован­ных в соглашении), таможенные барьеры — отменены[3, c. 164].

В ходе последующих конференций министров торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выяви­лись два основных подхода к развитию интеграции. Первый ини­циируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бра­зилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы — че­рез развитие в 2000—2005 гг. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.

Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чемНАФТА, и добились к настоя­щему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Реализация положений Асунсьонского договора в 1991 г. позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 г.) в зоне свободной торговли четырех стран ликвиди­рованы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% това­ров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, эко­номики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных поли­тик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе ми­нистров иностранных дел), Группа общего рынка — исполнитель­ный орган, функционирующий постоянно и имеющий админис­тративный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэконо­мической политики, наземного и морского транспорта, промыш­ленной технологии, сельского хозяйства и энергетики[3, c. 167].

Начиная с 80-х годовXX в. Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически пере­довых отраслях, наряду со стремительным усилением международ­ной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова здесь роль международных интег­рационных процессов, насколько межгосударственная экономи­ческая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.д.

Экономический потенциал этого региона является основой его выбора в качестве приоритетного направления внешнеэкономичес­кой политики США. Не имея возможности победить западноевро­пейских, а тем более японских конкурентов в экономии на издер­жках производства (вследствие известной дороговизны своей рабо­чей силы), США прилагают немалые дипломатические усилия по созданию полноценной зоны интеграционного взаимодействия с сегодняшними конкурентами в гигантском регионе, в котором проживает 40% населения Земли и уже сейчас производится половина общемирового валового продукта. На эти же страны приходится 40 % объема всей мировой торговли, а к 2000 г., по прогнозу специа­листов, этот наиболее динамично развивающийся регион мира бу­дет производить уже не менее 60 % глобального ВНП и охватывать до 50 % мировой торговли. Именно сюда начиная со следующего де­сятилетия переместится основной финансовый и инвестиционный центр мира, а сами страны азиатско-тихоокеанского бассейна, по выражению экономических обозревателей западной прессы, прев­ратятся в «локомотив» всей мировой экономики.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.