|
||||
САМООЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 САМООЧИЩЕНИЕ ВОЗДУХА В природе происходит самоочищение воздушной среды за счет следующих факторов: 1) разбавление (прямо пропорционально квадрату расстояния); 2) седиментация (крупные частицы оседают ближе, мелкие — дальше от источника выбросов); 3) извлечение атмосферными осадками; 4) извлечение зелеными насаждениями; 5) химические процессы нейтрализации. Седиментации подвергаются главным образом твердые загрязнения. Для разбавления и седиментации большое значение имеют скорость и направление ветра, а также величина взвешенных частиц. Так, при скорости ветра 2 м/с и при выбросах из трубы высотой 45 м частицы величиной 10 микрон оседают в радиусе 10 км, а величиной 2 микрона — в радиусе 300 км. Атмосферные осадки играют большую роль в извлечении загрязнений из воздуха. Они вымывают из воздуха не только твердые частицы, но и значительную часть газообразных. Известно, что после сильного дождя первоначальные концентрации загрязнений в воздухе восстанавливаются лишь через 12 часов. Большую роль в самоочищении воздушной среды играют зеленые насаждения. Они не только механически задерживают пыль, но и поглощают некоторые газообразные примеси. Однако процессы самоочищения протекают сравнительно медленно и при современном интенсивном загрязнении не могут обеспечить достаточную эффективность. Поэтому требуются дополнительные меры по охране чистоты атмосферного воздуха. Эти меры можно разделить на следующие группы (слайд №9): 1. Планировочные. 2. Технологические. 3. Санитарно-технические
Планировочные мероприятия включают в себя борьбу с почвенной пылью (благоустройство дорог, озеленение, обводнение), правильную планировку городов (с учетом "розы ветров"), соблюдение санитарно-защитных зон. В зависимости от количества и степени вредности выбросов в атмосферу все предприятия разделяют на 5 классов. В соответствии с этим существует 5 санитарно-защитных зон: 1) -1000м 2) -500м 3) -300м 4) -100м 5) -50 м К планировочным мероприятиям следует отнести также ликвидацию домовых котельных, а также укрупнение отопительных систем и вывод энергетических установок, обслуживающих их, за пределы жилой зоны, увеличение количества зеленых насаждений. В качестве технологических мероприятий следует назвать: 1) усовершенствование сгорания топлива; 2) обогащение углей; 3) замена одного вида топлива другим (газификация, электрификация); 4) увеличение эффективности разбавления (высокие трубы). (слайд № 10, 11).К санитарно-техническим устройствам относят устройство различных пыле-, золо-, газоулавливателей. К таким очистным устройствам, устанавливаемым обычно в трубах на пути выбросов в атмосферу, относят следующие: — циклоны (улавливают до 50 % пыли); — мультициклоны (улавливают до 65-70 % пыли); — мокрые скрубберы (улавливают до 90 % пыли и до 30% газов); — тканевые фильтры; —электрические фильтры (улавливают до 96-98 % пыли). Одним из способов управления качеством воздушной среды является гигиеническое нормирование. Установление предельно допустимого выброса (ПДВ) для каждого предприятия и на основе ПДВ – стабилизация предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязнений. Это на сегодняшний день является одним из наиболее действенных средств охраны воздуха. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. При отсутствии обоснованных ПДК допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия (до 2-х лет) с обязательной последующей разработкой ПДК. В стечение срока действия ОБУВ используется как гигиенический норматив. (слайд №12).ПДК вредного вещества в атмосферном воздухе (мг/м3)- это максимальная его концентрация, отнесенная к определенному периоду осреднения (среднесуточная - 24 час, рабочей зоны – 8 час., максимально-разовая 20-30 мин), не оказывающая при регламентированной вероятности ее появления ни прямого, ни косвенного вредного действия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и последующих поколений, не снижающая работоспособности человека и не ухудшающая его самочувствия.
ПДКм.р (максимально
ПДКр.з. (рабочей зоны) ПДКс.с. (среднесуточная)
Предельно допустимые концентрации служат нормативом, по которому судят, насколько существующее загрязнение превышает допустимый предел. Они дают возможность обосновывать необходимость тех или иных мероприятий для санитарной охраны атмосферного воздуха и проверять эффективность этих мероприятий. (слайд №13).В тех случаях, когда в атмосферном воздухе присутствует несколько вредных веществ, способных оказывать суммарное действие, расчет их предельно допустимого присутствия в воздухе определяют по формуле:
где С1, С2 ... Сn — фактические концентрации вредных веществ атмосферном воздухе; ПДК1, ПДК2...ПДКn — предельно допустимые концентрации тех же веществ. Согласно приведенной формуле, сумма отношений фактических "концентраций веществ к их предельно допустимым концентрациям, установленным для их изолированного действия, не должна превышать 1. (слайд №14). Эффектом суммации действия обладают, например, следующие сочетания вредных веществ: а), ацетон и фенол; б) ацетальдегид и винилацетат, в) валериановая, капроновая и масляная кислоты; г) озон, двуокись, азота и формальдегид; д) сернистый газ и фенол; е) сернистый газ и двуокись азота, ж) сернистый газ и фтористый водород; з) сернистый газ и аэрозоль серной кислоты и ряд других. (слайд №15). CанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» установлено, что в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр). Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс). Для веществ, имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы, используются ПДКсс. Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. (слайд №16).ПДК и ОБУВ закреплены соответствующими гигиеническими нормативами (ГН): · ГН 2.1.6.1338—03 “Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест”. · ГН 2.1.6.1339—03 “Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест”. и последующими изменениями и дополнениями к ним. Таким образом, основу системы нормирования загрязнения атмосферного воздуха составляют предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК). Для ограничения поступления вредных веществ в объекты окружающей среды в Российской Федерации разработана система эколого-гигиенического регламентирования Конечный результат регламентирования должен обеспечивать содержание вредных веществ в приземном слое атмосферного воздуха населенных мест на уровне или ниже ПДК. К работам по экологическому регламентированию относят соблюдение проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (слайд №17).ПДВ - это максимальный выброс (г/c или т/год) при котором в районе расположения данного источника с учетом влияния соседних источников концентрация примесей в атмосфере не будет превышает ПДК при неблагоприятных метеорологических условиях. ПДВ является важнейшим элементом регулирования качества атмосферы, так как нормы, ограничивающие для источников выбросы вредных компонентов в атмосферу, разрабатываются с учетом наилучшего существующего или достижимого технического уровня и обеспечивают снижение загрязнения атмосферы. ПДВ должны быть разработаны не только для отдельных источников, но и для комплекса источников (группы промышленных предприятий и пром.узлов) и целых районов. Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основным законодательным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является Федеральный закон №96-ФЗ от 4.05.1999г. "Об охране атмосферного воздуха". В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. В этом законодательном акте получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат. Многие нормы ФЗ №7 от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" также направлены и на охрану атмосферного воздуха. Нормы законов, регулирующие вопросы воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, детализируются и конкретизируются в указах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ. Правовая охрана атмосферы — реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существенному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие: ( слайд №18) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Федеральный закон РФ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. 2. Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 3. Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 4.05.1999 г. (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ) 4. Федеральный закон № 4871-I «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) 5. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. (с учетом Федерального закона РФ № 86-ФЗ) 6. Федеральный закон РФ № 195-ФЗ. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. (глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования).
|
||||
|