Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное правовое регулирование международных экономических отношений невозможно представить без всемирной торговой организации (ВТО). Ведь нормами и правилами этой организации регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.  В настоящее время, ВТО- это глобальный регулятор международной экономики и выполняет функции либерализации рынков товаров, интеллектуальной собственности, разрешение экономических споров между государствами. Основное внимание направленно на взаимодействие государств в сфере торговли. Актуальность курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью.

Цель курсовой работы – характеристика статей приложений ГАТТ/ВТО .

Для достижения цели курсового исследования были поставлены следующие задачи:

-изучить структуру и систему ВТО;

-проанализировать соглашения, статьи и приложения ГАТТ/ВТО;

При проведении исследования использовались следующие общенаучные и частные методы познания, которые составляют методологическую основу исследования: логический, системный, сравнительный анализ, диалектический, программно-целевой, структурно-функциональный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, правового моделирования, принципы, законы, категории диалектики, и другие.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть состоит из 2 глав. Главы были выделены в соответствии с целями и задачами исследования. Структура работы позволяет наиболее точно и детально рассмотреть все аспекты понятия и принципов всемирной торговой организации .  

 

 

ГЛАВА 1

Общая характеристика, цель, функции и принципы ВТО. Образование ГАТТ/ВТО. 

 

1.1 Общая характеристика, цель, функции и принципы ВТО.

ВТО – это международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

 Всемирная торговая организация – это форум, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути. ВТО в настоящее время имеет 161 членов, 117 из которых являются развивающимися странами или отдельной таможенной территорией.

ВТО не входит в систему учреждений ООН, но пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский.

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственной глобальной международной организацией, занимающейся правилами торговли между странами. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ.

 Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с

Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень

товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, с указанием

величины ставок таможенных пошлин.

Интеграция — это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономичес­кого пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила.

Внешним проявлением интеграции является:

— образование единых товарных рынков;

— создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;

— концентрация и переплетение капиталов;

— проведение согласованной внешнеэкономической по­литики.

На практике различают следующие организационно-пра­вовые формы интеграционных объединений:

1. зона свободной торговли: в этом случае отменяются та­моженные пошлины в торговле между странами-участница­ми при сохранении каждой из них национальных таможен­ных тарифов в торговле с третьими странами;

2. таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3. общий рынок: отменяются таможенные пошлины и не ­таможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капи­талов, рабочей силы, финансов;

4. экономический союз: характеризуется свободным пере­мещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финан­сов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы «наднационального» метода регулиро­вания;

5. единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валю­той, тенденциями конфедеративного устройства.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

    

 Важнейшими функциями ВТО являются:

ü контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов «Уругвайского раунда»;

ü проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

ü разрешение торговых споров;

ü мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

ü техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО;

ü сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются:

-торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

-регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

-транспарентность торговой политики;

-разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами. Примером того, как европейские страны интернациона- лизировали важные для себя вопросы, может служить курс Великобритании на заключение в XIX в. Двусторонних торговых договоров с другими странами Запада. Когда Великобритания проводила индустриализацию, она ввела высокие пошлины на импорт готовых изделий из стран Европы — основных конкурентов, чтобы защитить собственных предпринимателей. Обогнав конкурентов в развитии экономики и производстве конкурентоспособных товаров, Великобритания выдвинула лозунг свободной торговли, т.е. снижения таможенных тарифов. Понятие международного экономического права сформировалось во взаимной торговле. Эта политика должна была обеспечить выход британских товаров на рынки европейских стран. Государственная политика свободной торговли была оформлена британской дипломатией серией международно-правовых договоров о торговле, в соответствии с которыми стороны брали на себя обязательства снизить таможенные пошлины и предоставить друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. Путь британским товарам в страны континентальной Европы был юридически расчищен. Таким образом политическая воля воплотилась в нормы международных договоров. Именно так и создавались международно-правовые нормы, которые вбирали в себя государственные интересы европейских стран. В зону действия этих норм втягивались все новые и новые страны. Таким образом, взаимодействие государств в экономической сфере шло и идет, главным образом, по трем основным линиям — торговой, финансовой, инвестиционной. В результате в мире сложилась международная экономическая система. Она развивается и видоизменяется вместе с мироустройством, с международным правопорядком. Особенно значительные изменения произошли в ХХ в. Основные события и явления века, отразившиеся в международной экономической системе, можно свести к следующему:

- мир вступил в стадию интеграционных процессов и глобализации;

-в международной системе сложились три центра экономической силы: США, Европейский Союз, Япония;

-появились и размножились гигантские по мощности и возможностям многонациональные предприятия (транснациональные корпорации, банки, биржи), которые охватили своей деятельностью и влиянием весь мир;

- государства западного цивилизационного типа перешли к новому этапу экономического развития:

· постиндустриальному;

· усилилась борьба между государствами за конкурентоспособность своих товаров и экономик;

· после Второй мировой войны сложилась новая картина мира: мир стал «биполярным», раскололся на две социально-экономические системы — капиталистическую и социалистическую.

· С распадом СССР социалистическая система сошла с исторической арены, и странам постсоветского пространства пришлось самостоятельно «пробиваться» в мировую экономику.

 

 

1.2 Образование гатт/ вто.

В 1943 году в на американо-английских консультаци­ях по вопросам МТ был поставлен вопрос о создании между­народной торговой организации (МТО). В 1945 году США предложили союзникам провести Международную конфе­ренцию по торговле и развитию и создать МТО.

В феврале 1946 года на первой сессии ЭКОСОС была принята резолюция о созыве Конференции ООН по торговле и занятости, и на основе её создан Подготовительный коми­тет из представителей 19 государств. Подготовительный ко­митет выработал Устав МТО и проект Генерального согла­шения о тарифах и торговле.

Уже в сентябре 1947 года проект Устава МТО был на­правлен правительствам на рассмотрение, а между государст­вами, участвовавшими в работе Подготовительного комите­та, начались многосторонние переговоры о взаимном сниже­нии таможенных пошлин.

В Заключительный акт Второй сессии Подготовительного комитета были включены текст ГАТТ, списки тарифных ус­тупок, Протокол о временном применении ГАТТ.

Текст ГАТТ содержал 38 статей, 9 приложений и при­ложенные списки тарифных уступок (ГАТТ-47). Наиболее важные статьи ГАТТ-47:

СТАТЬЯ I устанавливает ПНБ в отношении таможенных пошлин, сборов, методов их взимания, перевода платежей за импорт/экспорт, мер регулирования импорта/экспорта, вза­имных таможенных уступок.

СТАТЬЯ III устанавливает принцип предоставления на­ционального режима в отношении внутренних налогов, сбо­ров, законов, правил, относящихся к купле-продаже, перевоз­ке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке. Из этого режима исключаются нормы, регулирующие правительственные закупки.

СТАТЬЯ V провозглашает принцип свободы транзитных перевозок, которые подлежат освобождению от всех тамо­женных пошлин, транзитных сборов, кроме сборов, сораз­мерных административным расходам и стоимости предостав­ленных услуг; статья распространяет РНБ на транзитные перевозки.

СТАТЬЯ VI посвящена правилам применения антидем­пинговых и компенсационных пошлин.

СТАТЬЯ VII определяет общие принципы оценки товара для таможенных целей.

СТАТЬЯ VIII формулирует обязанности по сокращению таких нетарифных ограничений, как сборы и формальности, связанные с импортом/экспортом.

СТАТЬЯ IX распространяет РНБ на требования, предъяв­ляемые к маркировке товаров.

СТАТЬЯ XI запрещает введение или сохранение количе­ственных ограничений на импорт/экспорт, будь то в форме квот, лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и сборов. Статья определяет также исключения из этого общего запрета.

СТАТЬЯ XII разрешает временное применение количест­венных ограничений в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокраще­ния валютных резервов, равновесия платежного баланса.

СТАТЬЯ XIII устанавливает недискриминационный режим в отношении запрещений, ограничений импорта/экс­порта.

СТАТЬЯ XIV определяет временные исключения из не­дискриминационного режима в отношении запрещений, ог­раничений импорта /экспорта.

СТАТЬЯ XVI направлена на устранение практики субси­дирования экспорта.

СТАТЬЯ XVII посвящена практике действий государст­венных предприятий в МТ; такие предприятия в экспортно-импортных операциях должны руководствоваться исключи­тельно коммерческими соображениями и не допускать дис­криминации в своей внешней торговле.

СТАТЬЯ XVIII-бис предусматривает регулярное прове­дение многосторонних торговых переговоров на основе потоварного подхода на предмет снижения таможенных пошлин, закрепления пошлин на существующем или согласованном уровне.

СТАТЬЯ XIX разрешает государствам временно на не­дискриминационной основе приостанавливать свои обяза­тельства по таможенным уступкам, принимать защитные меры в случае угрозы причинения ущерба отечественным производителям.

СТАТЬЯ XX позволяет государствам прибегать на недис­криминационной основе к мерам, являющимся исключения­ми из режима ГАТТ, в случаях защиты общественной мора­ли; охраны жизни, здоровья человека, животных, растений; импорта/экспорта золота и серебра; охраны художественных, исторических, археологических ценностей; исполнения меж­дународных товарных соглашений и др.

СТАТЬЯ XXI позволяет государствам отступать от поло­жений ГАТТ по соображениям безопасности, в том числе в отношении расщепляемых (радиоактивных) материалов; торговли оружием; мер, принимаемых в исполнение обяза­тельств на основании Устава ООН для сохранения междуна­родного мира и безопасности.

СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в прользу преимуществ в рамках приграничной торговли, тамо­женных союзов, зон свободной торговли.

СТАТЬЯ XXV (п. 5) предусматривает в исключительных обстоятельствах возможность временного освобождения со­ответствующего государства от обязательств по ГАТТ при условии одобрения такого освобождения квалифицирован­ным большинством голосов.

СТАТЬЯ XXIX устанавливает обязательство государств соблюдать принципы глав I—VI и IX Устава МТО (Гаван­ской хартии).

СТАТЬЯ XXXVI посвящена принципам и целям содейст­вия развитию PC и закрепляет (п. 8) отказ от взаимности при предоставлении развитыми государствами преференций в пользу PC.

 

С 21.11.47 г. по 24.3.48 г. в Гаване проходила Конференция ООН по торговле и занятости, принявшая Устав МТО. С 1.01.48 г. вступил в силу текст ГАТТ; предполагалось, что он будет действовать до вступления в силу Устава МТО.

Однако Устав МТО, подписанный государствами-участ­никами Конференции ООН по торговле и занятости, не был ратифицирован новым (республиканским) составом кон­гресса США и другими государствами, и, соответственно, так и не вступил в силу. Единственным многосторонним доку­ментом, регулировавшим МТ, осталось ГАТТ, просущество­вавшее, с последующими дополнениями, до конца 1993 года.

За последние 60 лет, ВТО, которая была создана в 1995 году, и его предшественник организация ГАТТ,  помогли создать сильную и процветающую международную торговую систему, способствуя тем самым беспрецедентному глобальному экономическому росту.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г.

 «Уругвайский раунд» многосторонних торговых переговоров от-

крылся 20 сентября 1986 г. в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте при-

нятием Специальной сессией Договаривающихся Сторон ГАТТ Минис-

терской декларации.

 В качестве основных целей переговоров были определены следующие:

 осуществление дальнейшей либерализации мировой торговли в

интересах всех стран путем улучшения доступа к рынкам, снижения

или отмены таможенных тарифов, количественных ограничений и

других мер нетарифного регулирования торговли;

 усиление роли ГАТТ, укрепление многосторонней торговой системы,

основанной на принципах и правилах Генерального соглашения по

тарифам и торговле, посредством более широкого охвата мировой

торговли согласованными, эффективными и законодательно закре-

пленными правовыми нормами;

повышение способности многосторонней системы регулирования тор-

гово-экономических отношений реагировать на изменяющуюся между-

народную экономическую обстановку, в частности, путем расширения

отношений ГАТТ с соответствующими международными организациями;

поощрение совместных согласованных действий на национальном и

международном уровнях, направленных на усиление взаимозависи-

мости между торговой политикой и другими областями экономической

политики, оказывающими влияние на экономический рост и развитие;

  содействие улучшению функционирования международной валют-

ной системы и обеспечению притока финансовых и инвестиционных

ресурсов в развивающиеся страны.

Уругвайский раунд» многосторонних торговых переговоров успеш-

но завершился 15 декабря 1993 г., когда Договаривающиеся Стороны ГАТТ

на Специальной сессии одобрили путем консенсуса Заключительный

акт.15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко) состоялась церемония под-

писания итоговых документов.

Правовые нормы, содержащиеся в соглашениях «Уругвайского раун-

да», радикально модифицировали многостороннюю систему регулирова-

ния международных торгово-экономических отношений.

Официальная дата создания ВТО — 1 января 1995 года.

Путём снижения импортных таможенных пошлин, ГАТТ положило начало либерализации торговли товарами. Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран.

Основные виды деятельности ВТО являются:

- Переговоры о сокращении или ликвидации препятствий в торговле и согласование правил, регулирующих поведение международной торговли (например, антидемпинговые, субсидии, стандарты продукции и т.д.)

- администрирование и мониторинг применения ВТО -  согласованные правила для торговли товарами, торговли услугами, и торговых аспектов прав интеллектуальной собственности

- мониторинг и рассмотрение торговой политики  членов ВТО,  а также обеспечение прозрачности региональных и двусторонних торговых соглашений;

- об урегулировании споров между членами ВТО относительно толкования и применения соглашений;

- создание потенциала развивающихся стран в вопросах международной торговли ;

- содействие процессу присоединения 30 стран, которые пока не являются членами этой организации ;

- проведение экономических исследований и сбора и распространения данных о торговле в поддержку ВТО.

 

 

2глава

Структура и функции ВТО.

Соглашение о создании ВТО состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и 4 приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья 2 Соглашения устанавливает, что документы, названные в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести национальное законодательство в соответствии с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших. Функции ВТО определены в статье III Соглашения, как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

В приложения 1, 2, 3 входят: Многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1004 вместе с Взаимопониманиями. Решениями и Соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ (Договоренности в отношении толкования статьей II, XYII, XXIY, XXYIII). Соглашение по применению статьи УI (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи УII (Таможенная стоимость), Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам; по защитным мерам; по процедурам лицензирования импорта; по правилам происхождения; по техническим барьерам в торговле; по применению санитарных и фитосанитарных мер; по предотгрузочной инспекции; по сельскому хозяйству; по текстильным изделиям и одежде; Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС); Тарифный протокол к ГАТТ-1994; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); Взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров; Механизм обзора торговой политики. В правовые документы ВТО входят также 23 деклараций и решений министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых инструментов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунда и фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит, что ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правовом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947).

 

Межгосударственный организационный механизм ВТО:

Главный орган  ВТО – Конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный Совет. Совет может действовать в качестве органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правила процедуры. Кроме того действуют Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами; Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совета по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также Комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Создан Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать другим сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 500 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение принимается голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. Статьи 1X и X Соглашения определяют процедурные стороны механизма голосования. Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным Актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, в также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении свое внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом. Присоединяющая страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа (РГ), которую создает Генеральный Совет ВТО. Участвовать в работе РГ могут все члены ВТО. РГ изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу взаимного снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств в этих областях. Итогом заседаний РГ становится доклад группы Генеральному Совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы РГ, а также проекты решения Генерального Совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад РГ, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом (Конференцией) ВТО. Решение Генеральный Совет (Конференция) ВТО принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

Правовая структура ВТО включает следующие основные документы, содержание которых изложено ниже. Однако продолжает развиваться и в ближайшие годы может быть дополнена новыми правовыми инструментами и органами.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. В этом плане ГАТТ представляет собой кодекс правил поведения правительств в международной торговле, определяющий их права и обязанности в регулировании внешней торговли. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика) Устава Международной торговой организации, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-48 годы. Отказ США ратифицировать Устав сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-94 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (Сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и организации многосторонних торговых переговоров. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу организационную и правовую структуру новой организации, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ- 1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ (ранее – в максимальной степени совместимой с национальным законодательством). Наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ стали обязательными для всех членов ВТО (ранее только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).

Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 годов было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в так называемом "«аналитическом индексе"» ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по рассмотрению споров ВТО.

Основой многосторонней торговой системы является Генеральное

соглашение по тарифам и торговле. В данном документе сконцентриро-

ваны фундаментальные принципы функционирования этой системы, ко-

торые заключаются в:

предоставлении Договаривающимися Сторонами во взаимной тор-

говле режима наибольшего благоприятствования (Статья I);

предоставлении взаимных торговых уступок (Статья II);

предоставлении товарам иностранного происхождения националь-

ного режима (Статья III);

осуществлении регулирования торговли с помощью таможенных

тарифов, а не количественных ограничений (Статья XI);

 недискриминации (Статья V, Статья XIII);

 проведении консультаций для урегулирования проблем, связанных

с международной торговлей (Статья XXII);

 прогрессивном снижении таможенных тарифов в ходе многосторон-

них торговых переговоров (Статья XXVIII, Статья XVIII-бис).

состав ВТО и структура

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования юридической природы всемирной торговой организации, нами были сделаны следующие выводы:

1). ВТО является единственной глобальной международной организацией, занимающейся правилами торговли между странами;

2).правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ/ВТО используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран;

3). Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами;

4). Соглашение ГАТТ/ВТО предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 документов, составляющих правовую систему ВТО;

5). Основным объектом права ВТО являются правовые режимы государств-членов;

6).  Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

7). Право ВТО позволяет обеспечить групповые интересы государств, которые находятся в процессе экономической интеграции;

  8). Участвуя в ВТО, государства тем самым задают направление развития международного права. 

 

 

               БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Шумилов, В.П. Международное экономическое право: В 2 т./ В.П. Шумилов.- М.: НИМП, 2002.- 288 с.

2. Лукашук, И.И. Международного право. Особенная часть/ И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2008. - 544 с.

3. Вельяминов, Г.М. Международное экономическое право и процесс / Г.М. Вельяминов. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 496 с.

4. Игнатенко, Г.В. Международное право. Учебник для вузов / Г. В. Игнатенко. - М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1999. — 584 с.

5. Подробно о ВТО см. И.И.Дюмулен. Всемирная торговая организация. М. 1997, издание ТПП РФ; 2-ое переработанное издание, ВАВТ, М. 2000

6. Михневич С.И., 115 Вопросов о многосторонней системе ГАТТ/ВТО / 2009 - Редактор С.Н. Беляковский - ООО Белсэнс

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.