Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.Д.Димитриев. Личный архив И.Я. Яковлева



 

 

В.Д.Димитриев

Личный архив И.Я. Яковлева

 

 

Имя Ивана Яковлевича Яковлева, выдающегося педагога и просветителя чувашского народа, ученика и продолжателя дела Н.И. Ильминского (1822 – 1891), широко известно не только в России, но и во многих зарубежных странах. Родился он 13 (25) апреля 1848 г. в дер. Кошки–Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии, со второго дня рождения остался круглым сиротой, воспитывался у родственников. Будущий просветитель в 1856 – 1860 гг. обучался в Бурундукском сельском училище, 1 сентября 1860 г. поступил в Симбирское уездное училище, но в декабре того же года был переведен в землемерно–таксаторские классы при Симбирской мужской гимназии, которые окончил в мае 1863 года. С мая 1864 г. по ноябрь 1866 г. И.Я. Яковлев служил мерщиком–таксатором в разных губерниях Поволжья, с сентября 1867 г. по июнь 1870 г. обучался в Симбирской классической гимназии, которую окончил с получением золотой медали. В октябре 1868 г. он на свои средства основал Симбирскую чувашскую школу. Уезжая в 1870 г. на учебу в Казань, Яковлев оставил свою школу на попечение инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова (1831 – 1886), который в 1871 г. добился принятия яковлевской школы на государственное содержание. В 1870 – 1875 гг. Иван Яковлевич обучался на физико–математическом факультете (один год), затем на историко–филологическом факультете Казанского университета. В сентябре 1870 г. он познакомился с просветителем народов Востока России Н.И. Ильминским, стал преданным сторонником его системы христианского просвещения нерусских народов Востока России и в дальнейшем, развив ее, разработал более совершенную систему просвещения чувашского народа и осуществил ее на протяжении своей полувековой деятельности. В 1871 г. И.Я. Яковлев, пользуясь консультациями профессора-тюрколога Н.И. Ильминского и при участии студента В.А. Белилина, разработал чувашский алфавит на основе кириллицы и создал новую чувашскую письменность, в 1872 г. издал первый чувашский букварь. С 1875 г. по 1903 г. он служил инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, включавшего в свой состав 6 губерний, открыл немало чувашских начальных, второклассных, двухклассных и трехклассных школ, до 1922 г. продолжал руководить Симбирской чувашской школой, которая в 1877 г. была преобразована в центральную, в 1870 г. – в учительскую с шестилетним курсом обучения. В 1878 г. при школе было открыто женское училище, которое в 1901 г. было преобразовано в женские педагогические курсы. Симбирская школа вместе с женскими педагогическими курсами подготовила боле тысячи учителей и учительниц для чувашских начальных училищ – основной состав национальной интеллигенции. И.Я. Яковлев издавал учебную, религиозную, медицинскую, сельскохозяйствен-ную, художественную литературу на чувашском языке. В Симбирской чувашской школе зародилась чувашская художественная литература, появились зачатки профессионального музыкального, театрального и изобразительного искусства.

С 1922 г. И.Я. Яковлев со своей супругой Екатериной Алексеевной, педагогом, руководительницей женского класса и женских педагогических курсов при Симбирской школе, жил в Москве у сына А.И. Яковлева, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук СССР.

И.Я. Яковлев скончался 23 октября 1930 года.

О Симбирской чувашской учительской школе, о жизни и деятельности выдающегося чувашского педагога И.Я. Яковлева опубликовано немало книг и статей. Однако еще много новых данных по этой теме можно найти в архивохранилищах. Укажу лишь на один пример. В Российском государственном архиве древних актов (Москва) мне удалось обнаружить один документ, проливающий свет на происхождение родной деревни просветителя. Местность, где расположена дер. (ныне село) Кошки-Новотимбаево, в конце ХVI в. представляла собой незаселенное, дикое поле. В конце ХVI в., с основанием в 1589 году г. Цивильск, во вновь образованный Цивильский уезд входила Кошкинская волость, состоявшая из деревень Кошки-Чурашево, Кошки-Байгеево, Кошки-Агнесево, Булдеево, Куликеево ( по-чувашски Энешкасси Кушка). В 7102 г. по мировой эре (в 1593/94 г. по нашей эре) при царе Федоре Ивановиче ясачные чуваши Кошкинской волости Цивильского уезда Тинбай и Казылбай Янышевы «с товарищи» переселились из-под Цивильска на реку Карлу (в документе – река Хирле) на дикое поле и основали деревни Тинбаево (по имени инициатора переселения Тинбая Янышева). В те далекие времена юго-восточная часть современной Чувашской Республики, закамская и юго-западная часть Татарстана, территории Ульяновской, Самарской и Пензенской областей, до рубежа ХIV – ХV вв. составлявшие Болгарскую землю Золотой Орды, пустовали, считались диким полем, являлись летними кочевьями ногайцев. Вся эта территория окончательно была опустошена Мангытским юртом Едигея в начале ХV века. Новая чувашская деревня Тинбаево, возникшая на Карле в 1593/94 г., была расположена на месте современного русского селения Тимбаево, которое теперь входит в Буинский район Республики Татарстан и находится в четырех км южнее деревни Шемалаково Яльчикского района Чувашской Республики. В дер. Тинбаево ясачные чуваши, переселившиеся из-под Цивильска, прожили 111 лет. В 1705 г. они оставили здешние земли и переселились на другое место, расположенное значительно западнее прежнего поселения, и основали на речке Кильне (по-чувашски Кана) деревню Ново-Тинбаево (по-чувашски Кана-Кушка), позднее получившее название Кошки-Новотимбаево (до    г. – деревня, с                                        - г. - село). В 1705 г. русские крестьяне Семен Макарьев «с товарищи» были «поселены …в Симбирском уезде на речке Хирле, Карла тож, в пустой ясачной земле чюваской в деревне Тинбаеве на ясаки ж». С тех пор на месте прежней чувашской деревни и находится русское поселение Тимбаево.

По всей вероятности, предки И.Я. Яковлева выселились из селений, ныне входящих в Булдеевскую сельскую администрацию Цивильского района [1]. Как видно из книги И.Я. Яковлева «Моя жизнь», жители его родной деревни имели лишь смутные представления о том, когда и как было основано их селение переселенцами. В детские годы просветителя в его деревне насчитывалось более ста дворов.

Не полностью исследованы еще богатейшие фонды Симбирской чувашской школы и Инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, хранящиеся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Почти не использован учеными личный архив И.Я. Яковлева, представляющий собой ценнейшее собрание рукописей, писем, деловых бумаг и т. п. В настоящей статье ставится задача привести важнейшие данные об И.Я. Яковлеве и Симбирской чувашской школе, содержащиеся в личном архиве просветителя, осветить содержание всего архива.

Личный архив И.Я. Яковлева составлялся на протяжении его продолжительной деятельности по просвещению и национальному подъему чувашского народа. В 1922 г. при переезде Ивана Яковлевича в Москву, к его сыну А.И. Яковлеву, профессору Московского университета, был перевезен и личный архив. В 1948 г. А.И. Яковлев передал в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки часть личного архива отца – около 500 листов. В 1954 – 1955 гг. внучка педагога, кандидат исторических наук О.А. Яковлева, подарила Отделу рукописей весь личный архив Ивана Яковлевича, состоящий из 15 с лишним тысяч рукописных листов, нескольких фотокарточек и десятков книг из библиотеки педагога. В 1962 – 1967 гг. О.А. Яковлева дополнила архив рядом писем И.Я. Яковлева.

К 1957 г., ко времени первой публикации данной статьи под названием «Заметки о личном архиве И.Я. Яковлева»[2], личный архив И.Я.Яковлева еще не был обработан и описан. Он хранился в картонных коробках и папках. Коробки были пронумерованы римскими цифрами, папки – арабскими. Я изучал данный архив в 1955 и 1956 гг., делал выписки из документов и снимал их копии, указывая картоны и папки. К 1969 г. архив просветителя был обработан и описан. Обзор (перечень) обработанных материалов архива опубликован К.И. Бутиной [3]. Наша статья пополнена выдержками из данного описания. (см. ссылки).

В архиве представлено несколько личных документов Ивана Яковлевича. Сохранились свидетельство 1872 г. о том, что И.Я. Яковлев является студентом Казанского университета [4], билет за подписью проректора Казанского университета Н.А. Фирсова, данный студенту 3-го курса историко-филологического факультета Яковлеву Ивану для посещения лекций с 1 сентября 1873 г. по 1 января 1874 г. с указанием, что «от платы за слушание лекций предъявитель освобожден» [5], документы о принятии Ивана Яковлевича в члены различных научных обществ, пенсионная книга И.Я. Яковлева за 1917 – 1918 гг., его удостоверение личности за 1919 г., профсоюзный членский билет 1919 г., документы 1919 – 1920, 1923 гг. о назначении ему пенсии и т.д. [6].

Огромное значение для изучения истории Симбирской чувашской школы, просветительской деятельности, общественно-политических и педагогических взглядов Ивана Яковлевича имеют сохранившиеся в личном архиве отчеты, докладные и объяснительные записки. В архиве сохранился лист с приходно-расходными записями 1871 г., сделанными воспитанником школы А.В. Рекеевым, который был оставлен И.Я. Яковлевым старшим над учениками. В записях среди лиц, внесших деньги на содержание школы, указаны Илья Николаевич и Александр Ульяновы, которые в сентябре и октябре 1871 г. внесли по 13 руб. 33 коп. Деньги вносили земский деятель И.А. Горбунов и другие представители интеллигенции (всего было собрано 189 руб. 99 коп.). На обороте листа дана роспись расходов после отъезда И.Я. Яковлева в Казань, составившая 170 руб. 99 коп. «Нужно еще отдать за говядину 12 руб. 81 коп.» Преподавателями школы по рекомендации И.Н. Ульянова были назначены лучшие учителя В.А. Калашников и А.Н. Суров [7].

 Большую научную ценность представляют «Материалы к истории создания Симбирской чувашской учительской школы (1875 – 1879 гг.)», докладная записка И.Я. Яковлева под названием «Итоги работы школы за 25 лет, с 20 марта 1870 по 1895 год», отчеты о сотоянии Симбирской школы за 1890 – 1891, 1891 – 1892, 1892 – 1893 учебные годы, составленные И.Я. Яковлевым, черновики докладных записок, написанных им в 90-х гг. ХIХ ст. в различные инстанции против ложных обвинений его в сепаратизме [8].

В «Материалах к истории создания Симбирской чувашской учительской школы (1875 – 1879 гг.)» И.Я. Яковлев указывает, что «в 1875 году, ввиду крайнего недостатка в учителях чувашских школ, положено было расширить программу учебных предметов в школе», что изменился педагогический состав, первоначальное обучение в школе ведется на чувашском языке, при школе открыты или открываются сапожные, столярные, токарные по дереву и металлу, кузнечные, столярные, в которых учащиеся овладевали ремеслами, необходимыми в крестьянском быту, в 1878 г. открыто женское отделение [9].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Интересны записки И.Я. Яковлева, подготовленные им для переговоров с попечителем Казанского учебного округа 7 января 1877 г. и 10 февраля 1878 года. В одной их них автор приводит денежные расчеты по содержанию женского училища на 1878 – 1879 гг., в другой указаны деньги, выделенные на обучение воспитанника пению (120 руб.) и рукоделию (150 руб.). В записях указана острая потребность в средствах на содержание женского училища. Доказывая необходимость развития среди чувашей женского образования, Яковлев подчеркивал роль женщины в семье, в воспитании детей, в деле подъема общей культуры чувашского народа. К.И. Бутина отмечает, что «вопрос о подготовке учительниц для воспитания женского поколения в сельских школах им был поставлен именно тогда, когда русское передовое общество выдвинуло идею женского равноправия в получении образования». В архиве сохранились рукопись статьи просветителя «Соображения о распространении женского образования между чувашами» (1896 г.) и корректурный экземпляр брошюры «Очерк возникновения женского при Симбирской чувашской школе училища» (1896 г.) [10].

Значительный интерес представляет черновик составленного И.Я. Яковлевым «Отчета о состоянии Симбирской чувашской учительской школы за 1890 – 1893 учебные годы» попечителю Казанского учебного округа Н.Г. Потапову. Учитывая ценность документа, я процитирую его аннотацию и оценку из работы К.И. Бутиной: «Этот документ относится к моменту преобразования Центральной чувашской школы в трехклассную учительскую. В нем Яковлев указывает, что с целью улучшения подготовки учителей срок обучения с 4 лет увеличен до 6. Прием учащихся проводится через два года. К 1890 г. значительно возросли средства на содержание школы – с 3549 руб. 50 коп. (в 1886 г.) до 10940 руб. В программу обучения учительской школы были включены следующие предметы: закон божий, русский и церковно-славянский языки, арифметика, геометрия с элементарными сведениями из землемерия, русская и краткая всеобщая история, география России, естествоведение, чистописание, рисование, черчение, церковное пение» [11].

В своем отчете И.Я. Яковлев подчеркивает отличительные особенности школы, по существу раскрывает ее сущность. По мнению просветителя, Симбирская учительская школа «должна быть иной по внешнему и внутреннему строю жизни сравнительно с русскими учительскими школами. Она должна была сохранять ту жизненную, бытовую и трудовую крестьянскую обстановку, в которой живет племя». Яковлев излагает основные принципы созданной им школы-интерната: 1) Строгий режим, простота и скромность быта, мало чем отличающегося от крестьянской жизни. «Школа поставила себе целью, в отношении обстановки, привить школьникам при простоте их быта не роскошь и широту запросов, а опрятность, чистоту, аккуратность и другие необходимые качества внешней порядочности», - писал Яковлев в отчете; 2) Воспитание учащихся в духе православия: «Закон божий должен был являться не одним из учебных предметов, а основой всего бытия школы», - отмечал просветитель; 3) Сближение чувашей с русским народом. По мнению Яковлева, в преподавании русского языка главное внимание «… должно быть обращено на то, чтобы возможно скорее ввести учеников в круг понятий русской жизни и образования, и через это создать в чувашских учениках настроенность русского человека». Поэтому в школу принимались и русские крестьянские мальчики ( из практики известно, что они составляли до 25 % численности учащихся Симбирской школы); 4) «Но помимо теоретических знаний, - сказано в отчете, - школа имела своей целью дать знания и практические, ознакомив учеников с различного рода ремеслами и мастерствами, пригодными в сельской жизни». Сюда же следует отнести изучение геометрии со сведениями из землемерия и естествоведения [12].

Из отчета видно, что И.Я. Яковлев оставляет все из системы Н.И. Ильминского (духовно-нравственное христианское просвеще-ние учащихся с применением в обучении родного языка), но дополняет ее практической направленностью просвещения, подготовкой учащихся к практической (хозяйственной) деятельности, жизни в условиях чувашского бытового уклада. Учителя для чувашских школ обитались в бытовых условиях, приближенных к сельской жизни. Школа готовила и «грамотного трудолюбивого учителя, знающего нужды народа и умеющего практически помочь их удовлетворению», учителя с широким культурным и общественным кругозором [13].  

В докладной записке попечителю Казанского учебного округа В.А. Попову, поданной в 1896 г., И.Я. Яковлев просил выделить деньги на организацию его поездки с учащимися в Казань, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Троице-Сергиевскую лавру, Москву, Владимир для знакомства их с историческими памятниками, что послужило бы сближению чувашских юношей с русским народом, познанию его культуры [14].

В архиве сохранились документы, свидетельствующие об отголосках революции 1905 – 1907 годов в жизни и деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы. В печатном издании «Комитет общественной безопасности, организованной Симбирской городской думой на чрезвычайном заседании 18 октября 1905 года», сказано, что «современное тревожное общественное настроение, всеобщие забастовки, как следствие неопределенного политического и экономического положения, заставляют граждан беспокоиться за свою личную и имущественную безопасность». Симбирская городская дума организовала Комитет общественной безопасности из 600 лиц, разбила Симбирск на участки и прикрепила к ним членов Комитета. К участку № 38 – Большая Конная улица было прикреплено 8 членов Комитета, в числе которых значится и И.Я. Яковлев. Он выезжал в чувашские селения учебного округа на встречи с чувашскими крестьянами, на которых уговаривал их не участвовать в революционных выступлениях.

В марте 1907 г. за забастовку в Симбирской чувашской школе был исключен из нее весь 1-ый класс, в числе которых был и будущий классик чувашской поэзии К.В. Иванов. Учитель женского училища Василий Иванов, проводивший практические занятия и в мужском отделении, участвовал на нелегальном съезде учителей начальных школ Симбирской губернии. В. Иванов проявлял большой интерес к политическим событиям. Вероятно, по его инициативе съезд принял решение просить И.Я. Яковлева принять на учебу в школу трех учащихся, исключенных за участие в забастовке в 1907 году. И.Я. Яковлев уволил учителя В. Иванова из школы за участие на нелегальном съезде учителей [15].

Иван Яковлевич придавал большое значение обучению будущих учителей научному ведению сельского хозяйства. Он в 1893 г. организовал при школе сельскохозяйственную ферму, где учащиеся работали и обучались агрикультуре. В 1911 г. школа приобрела около 300 га земли и построила новую ферму. И.Я. Яковлев опубликовал «Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год» (Симбирск, 1913) с приложением документов. «Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1913 год», подписанный наставником школы Осипом Андреевым, опубликован Л.П. Кураковым как приложение к своей книге «Прометей из чуваш» (Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1999. С.182 – 216). В личном архиве имеется рукопись отчета о состоянии сельскохозяйственной фермы за 1914 год и объяснительная записка И.Я. Яковлева управляющему Казанским учебным округом о состоянии сельскохозяйственной фермы за 1912 – 1914 годы.  

«Сельское хозяйство, - пишет И.Я. Яковлев в отчете о состоянии фермы за 1912 г., - является таким предметом, на котором народный учитель ближе всего может обойтись с крестьянским и своими познаниями, разумными советами, своим примером может принести посильную пользу и вызвать доверие к научным знаниям» (С. 93). Об отчете за 1914 г. и объяснительной записке К.И. Бутина написала такую аннотацию: в них «дано подробное описание строительства фермы, работ, проводившихся учащимися в поле, саду, огороде. Сообщается также о посеве яровых хлебов и посадке картофеля, об уборке овощей и фруктов. Большое внимание в них уделено учебно-воспитательному значению сельскохозяйственной фермы и перспективам дальнейшего ее развития. Создание сельскохозяйственной фермы при Симбирской чувашской школе было крупнейшим вкладом Яковлева в развитие системы образования чувашей» [16].

В личном архиве И.Я. Яковлева сохранились документы о преобразовании Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию. В 1916 г. И.Я. Яковлев направил попечителю Казанского учебного округа М.М. Ланиковскому две записки с проектами преобразования школы в семинарию. «В 1917 г. Яковлев вновь обращался к министру просвещения А.А. Мануйлову с докладной запиской о необходимости преобразования школы в семинарию с сохранением за ней роли центрального для чувашского народа учебно-воспитательного заведения, занимающегося подготовкой народных учителей (машинописный отпуск, 2.5)» [17]. И в этом году школа была преобразована в семинарию.  

В рассматриваемом архиве содержится немало документов об издательской деятельности И.Я. Яковлева – об издании учебной, религиозной, сельскохозяйственной, медицинской, художественной и другой литературы, об организации им переводов русских книг на чувашский язык. Сохранились рукописи переводов на чувашский язык библии, нравоучительных рассказов И. Иванова, корректура рукописи «Новый завет господа нашего Иисуса Христа на чувашском языке» (1910) [18].

 Каждый шаг И.Я. Яковлева по дальнейшему развитию народного образования среди чувашей Казанского учебного округа и укреплению Симбирской чувашской учительской школы встречал сопротивление реакционных, шовинистических деятелей. В 1890-х гг. земский начальник С.П. Яковицкий, инспектор народных училищ Казанской губернии В.А. Ислентьев, директор народных училищ этой же губернии К.В. Никольский выступали против применения чувашского языка в начальном обучении в школе, требовали обучения только на русском языке, обвиняли Яковлева в «сепаратизме». В статье «Заметки земского начальника о земских инородческих школах», опубликованных в «Симбирских губернских ведомостях» (1894, 5 октября), С.П. Яковицкий писал, что обучение чувашей на родном языке не только бесполезно, но и вредно. И.Я. Яковлев и прогрессивные представители русской культуры дали резкий отпор измышлениям Яковицкого. И.Я. Яковлев в «Симбирских губернских ведомостях» (1894, 30 ноября, 3 и 7 декабря) опубликовал статью «По поводу заметки земского начальника С.Я. о земских инородческих школах» (статья издана и в виде брошюры – Симбирск, 1894). И.Я. Яковлевым доказательно были опровергнуты «утверждения» Яковицкого. В архиве имеется рукопись этой статьи, а также рукописи И.Я. Яковлева «Редактору «Симбирских губернских ведомостей», «Возражения в защиту системы Ильминского», рукопись Н.А. Бобровникова «Ответ земскому начальнику Яковицкому» [19]. К этим же документам примыкает докладная записка 1895 г. по поводу ревизии Симбирской школы и доклад И.Я. Яковлева в Министерство народного просвещения 1896 г. [20].

В архиве сохранились написанные в 1895 г. черновики объяснительных записок И.Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа В.А. Попову относительно ревизии чувашских училищ вышеупомянутыми В.А. Ислентьевым и К.В. Никольским, которые придирались к преподаванию в чувашских училищах русского языка вследствие применения родного языка, к общеобразовательному уровню чувашских учителей. И.Я. Яковлев и здесь опроверг измышления недоброжелателей, доказал, что применение двуязычного обучения в критикуемых ревизорами Бичуринском, Икковском и других училищах позволяет чувашским детям за короткий срок усвоить русский язык, что общеобразовательный и профессиональный уровень чувашских учителей нисколько не уступает уровню русских. В этих объяснительных записках И.Я. Яковлев поставил вопрос об определении его прав и обязанностей как инспектора чувашских народных училищ и взаимоотношений его с другими (территориальными) инспекторами. В том же году И.Я. Яковлеву приходилось разъяснять попечителю о программах, предметах, учебниках, по которым велось преподавание, о методике изучения русского языка и написания сочинений учащимися Симбирской школы, а по запросу министра народного просвещения И.Д. Делянова пришлось дать ответ о программах русского языка, русской истории, географии и других предметов в школе [21].

Накануне первой мировой войны усилилось наступление чиновников на И.Я. Яковлева. В этом с 1912 г. особенно усердствовали попечитель Казанского учебного округа Н.К. Кульчицкий, его подручный окружной инспектор В.С. Богоявленский и другие мракобесы. Все обвиняли Яковлева в сепаратизме, в стремлении к отторжению чувашей от русских, к созданию чувашского национального государства и т. п. Этот хор клеветы поддерживали некоторые местные помещики и чиновники.

По поводу таких обвинений И.Я. Яковлев в 1912 г. написал «Объяснительную записку инспектора Симбирской чувашской учительской школы действительного статского советника Ивана Яковлева», рукопись которой хранится в архиве. Просветитель отмечает, что недоброжелательное отношение некоторых должностных лиц к распространению просвещения среди чувашей началось уже давно, но особенно усилилось оно в начале 90-х гг., после смерти Н.И. Ильминского, с прибытием Т.С. Спешкова в Казанский учебный округ. Иван Яковлевич приводит много доводов, чтобы доказать, что в таком «мирном и малокультурном крае», как Среднее Поволжье, нет никакой почвы для сепаратизма. Из изложения основ просветительской деятельности И.Я. Яковлева можно заключить, что они исходили из формулы «самодержавие, православие и народность». Конечно, к записке, написанной Иваном Яковлевичем для опровержения обвинений, выставляемых ярыми реакционерами и шовинистами–«держимордами», следует подходить критически. Возможно, он должен был прикрываться этой формулой, чтобы не погубить дело просвещения чувашского народа. Цитируемое многими исследователями высказывание И.Я. Яковлева о взаимоотношениях народностей Среднего Поволжья с русским народом представляет собой конец одного абзаца из этой объяснительной записки. В отрывочном цитировании не совсем верно передается мысль И.Я. Яковлева. Приведем его высказывание в полном виде. Он считал, что в Среднем Поволжье нет почвы не только для сепаратизма, но и «для мечтаний инородцев о какой-то национальной самобытности». «Наши инородцы, - пишет он, - так отстали от окружающего их русского народа, настолько бедны духовно и материально, что ни о каких подобных мечтаниях с их стороны не может быть и речи: их будущее в мирном слиянии с окружающим их со всех сторон русским населением. В этом, и только в этом их судьба и здесь венец мечтаний деятелей из их собственной среды и из среды русского общества, понимающих их нужды и гуманно относящихся к ним. Они - незначительные спутники великого мирового тела русского народа – покорно следуют ему в его исторической орбите, его счастье – их счастье, его горе – их горе, его будущее – их будущее» [22].

 В 1913 г. Симбирскую чувашскую школу ревизировал окружной инспектор Казанского учебного округа В.С. Богоявленский, специально направленный попечителем округа с целью опорочить школу и ее руководителя И.Я. Яковлева. В архиве имеется копия рапорта Богоявленского попечителю Казанского учебного округа. И. Я. Яковлев в течение двух лет вынужден был писать опровержения на этот рапорт, чтобы доказать вымышленность обвинений, выдвигаемых ревизором против школы. Сохранились рукописи И.Я. Яковлева: «Замечания на рапорт окружного прокурора действительного статского советника Богоявленского по ревизии Симбирской чувашской учителськой школы с 23 по 29 сентября 1913 г.» (в объеме 100 стр.), «Возражения по поводу отчета о ревизии Симбирской чувашской учительской школы, проведенной в сентябре 1913 г. окружным инспектором действительным статским советником Богоявленским», «Ответы и возражения на замечания Богоявленского» (последний документ составлен 15 июня 1915 г. в Петрограде)[23].

 Среди материалов, относящихся к дореволюционному периоду, содержится также немало рапортов и докладов И.Я. Яковлева министру народного просвещения, попечителю учебного округа и другим должностным лицам по различным вопросам, протоколы заседаний совета Симбирской чувашской учительской школы и т.д. [24]

Из документов советского периода весьма интересна объяснительная записка И.Я. Яковлева от 12 ноября 1919 г., адресованная председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ленину [25].

В начале своей записки И.Я. Яковлев сердечно благодарит Владимира Ильича за то, что благодаря его великодушному участию он со своей семьей оставлен в прежней квартире.

Как известно, в 1919 г. И.Я. Яковлев на некоторое время был отстранен от руководства школой. И.Я. Яковлев пишет В.И. Ленину о своих переживаниях в связи с этим случаем: «Больно мне и то, что в эпоху государственного переворота, совершившегося в России, я, старый, убежденный демократ, имеющий за собой значительный педагогический опыт в деле просвещения инородцев, оказался удаленным от дела как раз тогда, когда сбылись мои самые заветные давнишние мечты об отстранении от живого дела просвещения народа той самой педагогической бюрократии, от которой я, за время пятидесятилетней моей деятельности, вынес столько гонений, отчасти потому, что являлся одним из главных последователей и сотрудников…Н.И. Ильминского, а отчасти в силу того, что шел всегда такими путями, которые не укладывались в рамки циркуляров, инструкций и т. п. бюрократических шаблонов, упрощающих работу покойных канцелярий, но губивших дело народного просвещения».

И.Я. Яковлев указывает, что в середине ХIХ в. в официальных кругах господствовало мнение о том, «что, будто бы, приволжские инородцы вообще не могут воспринять образования наравне с русскими, подняться до общерусской культуры и т.п. И.Я. Яковлев отмечает, что ему, вышедшему из среды чувашского народа, но шедшему наряду с русским юношеством, не отставая о него, в гимназии и университете, искренно хотелось видеть и других чувашей приобщенными к русской культуре и тем самым рассеять предубеждение против инородцев, бросившее тень и на родное ему племя.

«Чувашский народ, - указывает И.Я. Яковлев, - оправдал надежды, мною на него возлагавшиеся». Отсталость чувашского народа ему была известна хорошо (интересно замечание И.Я. Яковлева о том, что чуваши два века тому назад насильственно были обращены в христианство и коснели в полуязыческом, полуправославном состоянии). «Но мне были также известны и хорошие, положительные стороны чувашского населения, неизвестные врагам его просвещения», - отмечает он.

Далее И.Я. Яковлев излагает программу, положенную в основу жизни и деятельности Симбирской школы. Эта программа, по его словам, не только строго, долго продумана, но и выстрадана им. «…Одной из задач создавшейся мною школы, - пишет И.Я. Яковлев, - было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни и быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой русско-народными массами; 2) создание чувашского литературного языка и письменности, до того времени не существовавших, при том с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим общей матери России». 

«В основу всей жизнедеятельности задуманной мной школы, - указывает он, - я убежденно решил заложить труд, физический и умственный, обратив это заведение, главным образом, в демократически-трудовое… В школе среда приближена к чувашско-деревенской трудовой среде. Воспитание основано на труде». Для осуществления этой цели при школе была создана сельскохозяйственная ферма, где воспитанники школы не только трудились сами, но и усваивали прием улучшенного, более культурного хозяйства с тем, «чтобы знания эти также разнести, передать, укрепить в родных им селах и деревнях». С этой же целью, отмечает И.Я. Яковлев, был устроен им ряд прекрасно, даже богато оборудованных ремесленных мастерских.

«С целью же облегчить, - говорится далее в объяснительной записке, - чувашскому юношеству, поступавшему в школу, изучение и усвоение на практике русского языка, которого оно не знало, в школу принималось и русское юношество, преимущественно из сел и деревень со смешанным чувашско-русским населением, т.е. знавшие и русский, и чувашский языки».

В Поволжье, отмечает И.Я. Яковлев, это была новая, оригинальная программа.

У Ивана Яковлевича нашлось много помощников, энергичных воспитанников школы. Он также с благодарностью указывает, что не все деятели системы народного просвещения тормозили дело просвещения чувашей, напротив, многие помогали. Среди них, пишет он, «Ваш покойный батюшка Илья Николаевич, который, будучи назначен в Симбирск на должность директора народных училищ Симбирской губернии, застав уже Смбирскую чувашскую школу в ее зачаточном, так сказать, состоянии, убежденно, вдумчиво, горячо оказывал ей всяческое содействие по пути ее развития и процветания».

В объяснительной записке отмечается, что Симбирская чувашская учительская школа за 50 лет своего существования дала чувашскому народу тысячи учителей и учительниц, за это время открыто много чувашских начальных школ. «Да и в данное время сколько чуваш, бывших воспитанников школы, служит в советских учреждениях, нередко занимая видные посты, а также отличаются на полях сражений».

В связи с оккупацией Симбирска учредиловцами и белочехами, трудностями гражданской войны, работа некоторых школ, в том числе Симбирской чувашской учительской семинарии, ослабла. Это огорчало И.Я. Яковлева. Он считал, что народное образование переживает кризис, который носит временный характер. «Не уничтожать нужно в наше время, - пишет он, - такие полезные, народно-трудовые заведения, каким была Симбирская чувашская учительская школа, а всячески поддерживать их, давая им расти и развиваться в связи с жизнью и развитием русского народа, частицу которого составляет народ чувашский». И.Я. Яковлев просит Владимира Ильича оказать содействие в открытии в Симбирске особого учительского института для чувашей или трехгодичных чувашских педагогических курсов в здании бывшей чувашской учительской школы, вернуть новой школе сельскохозяйственную ферму и восстановить мастерские. Касаясь этой просьбы, он обращается к В.И. Ленину с такими словами: «Не будь у меня уверенности в славное будущее России и ее народа, а, значит, и в счастливую будущность опекаемых им инородческих племен, разве брал бы я на себя с моими дряхлеющими силами столь сложное, ответственное предприятие».

Значительный интерес представляет завещание И.Я. Яковлева, составленное 4 августа 1921 г. на русском и чувашском языках [26]. Завещание адресовано чувашскому народу. Полностью приведем текст белового экземпляра завещания на русском языке, подписанного И.Я. Яковлевым.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.

Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.

Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.

Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образован



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.