Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситуационная тревожность – это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях.



Ситуационная тревожность – это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях.

Личностная тревожность – черта личности человека, которая отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.

 Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. [17, стр. 234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревоги и субъективного контроля у женщин, практикующих ислам

 

2.1 Характеристика выборки

Объектом исследования являются женщины среднего возраста (согласно Возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.), практикующие ислам в повседневной жизни. Исследование проводилось в медресе «Ак мечеть» города Набережные Челны при ДУМ РТ и при личной встрече с испытуемыми в период с мая по июнь 2012 года. Всего было опрошено 30 человек. Из них 15 человека – татарки, практикующие ислам, и 15 человек – татарки, непрактикующие ислам в повседневной жизни. Возраст испытуемых от 23 до 55 лет. Средний возраст испытуемых составил 39 лет.

По образованию состав выборки выглядит следующим образом: 2 человека - среднее образование (6,7%), 7 человек - среднеспециальное образование (23,3%), 3 человека - среднетехническое образование (10%), 18 человек - высшее образование (60%).

Все испытуемые были разделены на две группы:

1. Практикующие ислам татарки. Практика в исламе не менее 3 лет. Возраст испытуемых от 23 до 55 лет. Средний возраст составил 39 лет.

2.Непрактикующие ислам татарки. Возраст испытуемых от 23 до 52 лет. Средний возраст составил 37,5года.

 

 

2.2. Организация и методы исследования

Основной метод исследования - тестирование

Тестирование проводилось с помощью следующих методик:

1. Опросник исследования уровня субъективного контроля - Шкала локус контроля (locus of control scale), разработанная Дж. Роттером, предназначена для диагностики уровня субъективного контроля. Уровень субъективного контроля является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей. Методика нередко применяется в работе кадровых служб с целью отбора претендентов на должность руководителей (БУМАЖКА).

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т.е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность - экстернальность». Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. [5. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. С. 152 – 162; Елисеев О.П. Локус контроля // Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - С. 413 - 417]

В практике психодиагностику по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты присутствуют во всех её явлениях, то представление о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в её деятельности.

Тестируемому субъекту предъявляется 29 утверждений, касающихся различных явлений и событий жизни и отношения к ним. Он должен выбрать из двух предъявляемых вариантов один – «а» или «б».

Инструкция испытуемому: «Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. Обведите кружком одну из букв «а» или «б».БУМАЖКА

Обработка результатов осуществляется по ключу в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности.

Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.

Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

  Общая и максимальная сумма балов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

2. Опросник Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина - тест «Исследование тревожности». Данный тест позволяет оценить личностную тревожность и ситуативную тревожность. КНИЖКА СПП

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждый из них определенной реакцией. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности либо ещё более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger) и адаптированная Юрием Ханиным.

Бланк шкал самооценки Ч.Д. Спилбергера включает инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности. Прак. по ПСИХ

Для утверждений с 1 по 20 варианты ответы таковы: 1) нет, это не так; 2) пожалуй, так; 3) верно; 4) совершенно верно. Для следующих 20 утверждений – 1) никогда; 2) почти никогда; 3) часто; 4)почти всегда.

Инструкция испытуемому: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Обработка результатов ситуативной тревожности осуществляется подсчитыванием суммы чисел, записанных при ответе на утверждения № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (Z1), затем сумма остальных цифр: № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (Z2). Затем высчитывается показатель уровня ситуативной тревожности (СТ): СТ = Z1 – Z2 + 35.

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности (ЛТ): ЛТ = Z1 – Z2 + 35. Где Z1 сумма цифр ответов на утверждения № 22, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Z2 – сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

 При анализе результатов самооценки обращается внимание на то, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 балов.

При интерпретации показателей используется следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая тревожность, 31- 44 балла – умеренная тревожность, 45 и более – высокая тревожность.

 

2.3. Анализ и интерпретация результатов

Локус контроля женщин среднего возраста был изучен с помощью опросника исследования уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Полученные результаты в целом по выборке отображены на рисунке 1.

 

1. Локус контроля женщин среднего возраста

 

У продавцов со стажем работы до 3 лет доминирует экстернальный локус контроля. Они считают себя не активными самостоятельными субъектами, а объектами, которыми манипулируют другие люди, обстоятельства или фортуна. Они менее уверены в себе, поскольку не убеждены, что могут как-то существенно повлиять на ход событий. При решении вопросов такие работники предпочитают постоянно согласовывать свои действия с вышестоящим начальством.

 

Среди продавцов со стажем работы свыше 3 лет преобладает интернальный локус контроля. Это значит, что они обладают высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми для них ситуациями. Как правило, подобные люди уверены, что большинство ситуаций, складывающихся в их жизни, были вызваны или вызываются только благодаря их действиям или поступкам. Эти люди предпочитают работать скорее в одиночестве, нежели под неусыпным контролем руководителя.

 

Рис. 3.1.4. Шкалы интернальности (результаты продавцов со стажем до 3 лет)

 

 

У продавцов доминирует экстернальный локус контроля (70% опрошенных). Испытуемые с экстернальным локусом контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

 

Интернальный локус контроля выявлен у 30% опрошенных продавцов. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

 

Выводы

 

Заключение

Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он часть этого мира и находится внутри него. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия человечества, из индивида стать индивидуальностью. Каждый из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия, однако каждый выбирает свою систему ценностей в отношениях с окружающим его миром. Меры постижения добра, истины, красоты у каждого человека свои. Но на протяжении истории развития человеческой культуры создавались своеобразные аккумуляторы, хранители культурных достижений, которые служили накоплению, сохранению и развитию социальных ценностей, а также передачи их сменяющим друг друга векам и поколениям.

Такими хранителями выступала религия, мораль, искусство, наука, то есть духовная культура общества.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.