|
|||
Канон выявления Изначального. Раздел внешнийили Канон выявления Изначального
Раздел внешний
I.
Избранный Дао — Дао не постоянный. Имя[102] данное — имя не постоянное. Небытие именую Неба‑Земли Лоном, Бытие — Матерью всего сущего. Отсюда: постоянного Небытия жаждая — созерцаю Ее Сокровенное, Бытия постоянного жаждая — созерцаю Ее формы. То и другое — единородны, но имена — разные. Едино свидетельствуют о Изначальном. Изначальнейшее Изначальное — вход Всеобщего Сокровенного.
II.
Все в Поднебесной прознали о красоте красивого — и явилось уродливое. Прознали все о благостности благого — явилось и не‑благое. Отсюда: Бытие и Небытие — порождают друг друга, трудное и простое — способствуют друг другу, долгое и краткое — соотносятся друг с другом, возвышенное и низменное — стремятся друг к другу, звонкое и глухое — вторят друг другу, предыдущее и последующее — соотносятся друг с другом. Вот отчего постигший дела вершит не‑влиянием, наставляет — безмолвием, занят сущим всем ради сущего, не отказывая; порождает, но не владеет, свершает, не притязая, достигает в делах совершенства, но постов не занимает. А поскольку не занимает, то не будет низвергнут.
III.
Меньше ученым[103] чести — меньше в народе споров. Меньше ценятся вещи — меньше народ ворует. Меньше причин для страсти — меньше в сердцах[104] смятенья. Вот отчего, выправляя, постигший опустошает сердца, наполняет желудки, ослабляет чувства, укрепляет остов, дабы народ неизменно был невежественен и бесстрастен, а те, кто мудр, не смели бы действовать. Воздействуя не‑влиянием избежишь не‑правильности.
|
|||
|