Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Произношение гласных.



 

 

ОРФОЭПИЯ

вуковые типы

Если несколько человек произнесут слово огурец, то оно в устах разных людей прозвучит по-разному; даже в произношении отдельного звука, например [о], будут наблюдаться индивидуальные различия (одни произнесут [о], другие [а], третьи [у]).

Но функционально здесь один и тот же звук, потому что во всех случаях этот звук встречается в одной и той же позиции и значение слова при этом остается неизменным. Такие индивидуально разные звуки, но функционально одинаковые называются функционально тождественными.

Вот такой ряд звуков, различающихся индивидуально, или позиционно, или комбинаторно, но функционально тождественных, принято называть звуковым типом. Определяется звукотип по тому звуку, который меньше всего зависит от позиции.

Следовательно, объединение группы функционально тождественных звуков в звуковой тип опирается на их функцию, а не на их физическое или артикуляционное сходство. Правда, чаще всего звуки, которые включаются в один звуковой тип, являются подобными физически (звуки [а, а', ^а, а] в словах мат, мать, мят, мять), но могут и резко различаться физически. Например, в русском языке к одному звуковому типу принадлежат такие разные звуки, как [ъ, а, о] в словах водяной, вода [вада] и воды [воды].

Каковы же функции звуков в речи? Все звуки, прежде всего, являются тем «материалом», из которого формируются значимые единицы языка — морфемы и слова. Из огромного количества возможных звуков для образования слов и морфем каждый язык использует лишь ограниченное количество, группируемое в определенные звуковые типы на базе их основных представителей.

Если произносится слово дом, то каждый владеющий русским языком узнает это слово и поймет, что оно означает жилище человека. Следовательно, благодаря звукам (точнее, звуковым типам) мы распознаем слова.

И, наконец, звуки речи служат для различения слов (и их форм) и морфем. Всем, например, понятно, что звукосочетания ваза и фаза — это разные слова: в них есть разные звуки, кроме того, здесь разные и корни — ваз- и фаз-. Если мы слово ваза (или фаза) изменим в соответствии с требованиями речи (вазы, вазу, вазе и т.д.), то перед нами будут разные формы слова ваза и конечные звуки их будут выполнять формообразовательную функцию. Таким образом, звуки речи служат для образования и различения слов (и их форм) и морфем. Таковы их основные функции, вернее, функции фонем.

Фонема — это функциональная наименьшая единица языка, которая служит для различения звуковых оболочек слов и их форм. Установлением состава фонем каждого языка, способами их реализации в речевом потоке, особенностями сочетаний фонем в слове, изучением особенностей фонем, их функций в языке занимается фонология.

Фонология тесно связана с фонетикой. Фонемы в речи выявляются в звуках, в основных представителях звукового типа. Поэтому количество фонем определяется количеством представителей звуковых типов, находящихся в сильной позиции. Сильной позицией для гласных является ударная позиция, для твердых и мягких согласных - позиция конца слова. Для звонких и глухих - позиция перед гласным звуком. Например, в словах лес, леса, лесовод общий корень лес-, пишется в нем буква е. Однако этой буквой обозначены разные звуки: в леса произносится звук, средний между [э] и [и], а в слове лесовод на месте е произносится очень краткий звук, близкий к [и] (в транскрипции обозначается значком [ь]).

Число фонем в разных языках различно, в современном русском литературном языке 38 фонем (5 гласных и 33 согласных).
Орфоэпия. Основные понятия

Термин орфоэпия (греческий orthos - прямой, правильный + epos - речь) употребляется в двух значениях: 1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения. Включаемые иногда в орфоэпию вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи, не являются объектом рассмотрения орфоэпии, так как непосредственно не относятся к произношению. Ударение относится к фонетике (служит для выделения слога в слове), к лексике (являясь признаком данного слова) или к грамматике (являясь признаком данной грамматической формы). Интонация служит важным выразительным средством устной речи, придающим ей эмоциональную окраску, но не связана с правилами произношения.

Важнейшие черты русского литературного произношения сложились еще в первой половине XVIII в. на основе разговорного языка города Москвы. К этому времени московское произношение лишилось узко диалектных черт, объединило в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались произносительные черты, не свойственные московском орфоэпической норме (наиболее четко были выражены особенности произношения в Петербурге — культурном центре и столице России XVIII-XIX вв.).

Произносительная система современного русского литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между одной и другой имеют частный характер (отпали отдельные черты произносительного просторечия, в ряде случаев произошло сближение произношения с написанием, появились новые произносительные варианты). Хотя полной унификации литературного произношения нет, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино, которые служат мощным средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

Орфоэпические нормы регулируют произно­шение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Важно соблюдать единообразие в произношения. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответству­ет орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения. Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов. В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.

Произношение гласных.

В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­сязаконом редукции (от лат. reducire сокращать).Гласные [а] и [о]в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.

В безударном положении (во всех безудар­ных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы опроизносится краткий (редуцированный) неясный звук,произношение которого в разных по­ложениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозна­чается буквой[ъ].Например: сторо­на – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, япроизноситься звук, сред­ний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается зна­комэ]: язык – [иэ]зык, перо – п[иэ]ро, часы – ч[иэ]сы.

Гласный [и]после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как[ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При нали­чии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.