|
|||
Часть втораяЧасть вторая
– Светлые не захотели встречаться с Данилой, – тихо сказал Гаптен. – Боятся, что он окажется на стороне Тьмы… – Не может быть! – прошептал я, – Они действительно так думают?! – Они уверены, что воплощение Тьмы будет происходить через Нину, – Гаптен замялся, нас пугала сама мысль о том, что это предположение станет явью. – Ну, в общем. Тьма попытается это сделать через Нину. На что указывает множество косвенных признаков и пророчество о вавилонской блуднице… До сих пор Светлые не придавали пророчествам Темных никакого значения. Но все изменилось, когда пророчество Темных о Копье Власти чуть ни сбылось. – Нина обладает фантастическими способностями и может повлиять на Данилу, – продолжил Гаптен. – И в худшем может оказаться, что Данила… – Перейдет на сторону Тьмы?.. – это все еще не укладывалось у меня в голове. – «И дан ему был большой меч, чтобы взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга», – Гаптен близко к тексту процитировал строфу Апокалипсиса о Второй Печати. – А что за пророчество? – Андрей поднял голову и посмотрел на Гаптена. До этого он сидел, уткнувшись лицом в ладони, и молчал. – Текст пророчества о вавилонской блуднице путаный и невнятный. – Увидев, что Андрей приходит в себя и готов участвовать в разговоре, Гаптен заметно оживился. —сложно сказать что-то определенное. Кое-кто из Светлых думает, что это пророчество не о воцарении, а о гибели вавилонской блудницы. Что, мол, в нем говорится, как остановить всадника Апокалипсиса со Второй Печатью. Поэтому-то они и взялись за Данилу. В смысле – Темные взялись… Чтобы он защитил вавилонскую блудницу. Меня пробрала дрожь. Все сжалось внутри. И хотелось орать. Я был на грани истерики. Андрей вдруг встал и подошел ко мне. Я сидел на стуле, словно парализованный. Он опустился на корточки, обнял меня за плечи и тихо сказал: – Анхель, все нормально. Слышишь меня, пока все нормально. Нормально, ладно? Это только предположения, и все. Пока так, но мы можем ошибаться. И можем… Как выйдет – неизвестно. Не торопи события. Будущее – оно и есть будущее, ты же знаешь. И возможно все еще сто раз изменится. Не переживай. Ты просто очень эмоциональный. Не переживай, ладно? От его голоса – спокойного, участливого – на душе сразу стало как-то светлее и легче. Простые слова. Честные. Я смотрел на Андрея и спрашивал себя: «Как он догадался? Как узнал, что со мной что-то не так? Что я вот-вот или заору, или просто сойду с ума?!» Он сидел чуть в стороне и не мог видеть моего лица. Но он понял, почувствовал. Догадался и помог. Протянул руку и вытащил из пропасти. – Да, – прошептал я. – Все нормально. Я спокоен. Надо собраться… Но что с ним, Андрей? Как он может? Я боюсь его. Я не понимаю… – Он, Анхель, просто влюбился, – печально улыбнулся Андрей. – И все. – Но она… Она же лживая. Ненастоящая… Как?!. – Любовь – это такая штука… – Андрей встал, прошелся по комнате и, сделав небольшой круг, вернулся на свое место. – Она же – чувство, она против рассудка. Влюбленный живет святой надеждой сделать любимого человека счастливым. Он искренне верит: если любимый человек увидит глубину его чувства, поймет, как сильно тот его любит, то уже никогда не будет чувствовать себя несчастным! Никогда! Влюбленный считает свою любовь великим, даже спасительным даром. Магическим, волшебным лекарством. От такого дара, считает он, просто нельзя отказаться! И чем несчастнее любимый, тем, часто, сильнее его любят. И чем активнее он отказывается от любви, тем, часто, настоятельнее ему ее предлагают. Любовь – это желание большого подарка. Точнее – большое желание осчастливить любимого человека своим подарком, собой, своим чувством. – Ты хочешь сказать, что Данила ей навязывается? – не понял я. – Нет, не навязывается, – Андрей отрицательно замотал головой. – Ни один любящий человек не навязывается любимому. Нет! Тут другое. Тут надежда, тут мечта. Любящий уверен, что его любовь сотворит чудо, спасет любимого человека, преобразит его, сделает лучше, красивее, богаче, счастливее. Вспомните «Спящую Красавицу» – поцелуй влюбленного принца снимает страшное проклятье, довлеющее над принцессой. Тот же сюжет и у Пушкина – в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Белоснежке». Во всех этих сказках влюбленный мужчина оживляет «холодную красавицу», которая символически изображается мертвой или спящей. Своей любовью он пробуждает ее к жизни, делает счастливой! Понимаете?.. А еще есть «Аленький цветочек». Там уже любовь девушки спасает принца от заклятия старой ведьмы. В «Снежной Королеве» – Герда излечивает Кая. В «Щелкунчике» Гофмана такая же история. Здесь мужчины чаще всего изображаются уродливыми – Чудовище в «Аленьком цветке». Щелкунчик. Уродство – это тоже символ. Оно символизирует грубость, черствость, жестокость. Кроткое женское сердце преображает «урода», делает его добрым, чутким, нежным, ласковым. Короче говоря, это архетипический сюжет. То есть он повторяется из сказки в сказку, из мифа в миф. Он о чем-то очень важном, о чем-то сокровенном. Любовь не хочет навязаться, нет. Она рассчитывает перековать любимого, воспитать его. Ради лучшей жизни, конечно. Но как раз в этом и состоит ее главный парадокс… – Андрей, а почему ты говоришь, что любовь против рассудка? – спросил Гаптен. – Почему? – переспросил Андрей, словно удивившись моему вопросу. – Потому что настоящим «подарком» для тебя будет только то, что ты хочешь, то, о чем ты сам мечтаешь. Если же тебе что-то дарят, а ты в этом не особенно нуждаешься и не мечтал никогда, то это уже не «подарок», это хлам и причиненные неудобства. Но любовь иногда доставляет влюбленному такую бездну страданий, что он и слушать не будет, если ему сказать, что в его даре любимый человек не нуждается. Влюбленный не поверит. Разве можно отказаться от того, что он выстрадал с такой болью?! Нет, это, на взгляд влюбленного, просто безумие! А если любимый человек все-таки «почему-то» отказывается от его любви. То, рассуждает влюбленный, значит, он просто не видит, не понял еще или не дозрел. Вот дозреет, увидит, поймет – и тогда уж оценит! Вот тогда уж – да! «Но может быть поздно!» – этим влюбленный утешается. «И переждать не сможешь ты трех человек у автомата»… Великая иллюзия любви. Андрей процитировал строчку из какой-то неизвестной мне песни. Гаптен понимающе посмотрел на него и грустно улыбнулся. – Но Данила-то, Данила?.. – не понимал я. – Как же он?.. Он же ее совсем не знает! – Он чувствует, – ответил Андрей. – Он же чувствует свое чувство… Но он нам сам об этом сказал. Сейчас он еще принесет в жертву своей любви дружбу, дело, все. И тогда его чувство совсем подорожает. Он Нине предложит поистине дорогой подарок… Только, боюсь, она его не оценит. Вряд ли она ждет парня из России… Пусть даже и Избранника. – А я вот боюсь, что оценит. И что ждет… – Гаптен выглядел то ли смущенным, то ли озадаченным. – Я вам еще не все рассказал… Нина – ученица Катара, одного из Темных Посвященных. Помните? – Катара? – удивился я. – Кто это? – спросил Андрей. – Ну, он же говорил тогда, на Встрече Двадцати Четырех… От лица Темных… И тут я сразу же вспомнил этого человека с темным, землистым лицом, черной бородой, в одеянии, похожем на монашескую сутану. – А-а-а… – протянул Андрей. – Его звали Катар? – Да, это и был Катар, – подтвердил Гаптен. – Так вот, Нина… Она его ученица. Андрей вздохнул и тяжело, с шумом выдохнул. – Черт! Черт! Черт! – от отчаяния он трижды ударил кулаком по подлокотнику. Я потерял дар речи. – И Светлые думают, что все действительно в этой ее книге… – добавил Гаптен. – Она упоминается в пророчестве о вавилонской блуднице. Единственное, чего мы пока категорически не понимаем, это какова суть Второй Печати. Поймем, будет у нас противоядие. Не поймем – все.
Сэм проснулся, глянул на часы. Надо вставать. Сил никаких, но надо. Повернулся, посмотрел на вторую половину постели. Пусто. Одеяло откинуто, простыня слегка смята, на подушке длинный женский волос. Пощупал. Холодно. «Она, что, ушла?!»– задав себе этот вопрос, Сэм не понял – обрадовался он такому исходу или нет. Странное чувство. Сэм встал, натянул трусы. Его взгляд автоматически зафиксировался на собственном отражении в зеркальной двери шкафа. Очень ему идут эти трусы. Хорошее, загорелое тело. Пресс идеальный. Грудь надо чуть-чуть подкачать, и самую малость – икры. Выглянул в окно. Солнечно. Потянулся, но это не доставило ему удовольствия. Прошел по коридору в кухню. Зашел и испугался. Не сильно и без особой причины. Как будто холодом по ногам. Нина сидит на высоком стуле, закинув ноги на стол, и курит. Она любуется утренним Манхеттеном. Из квартиры Сэма открывается очень неплохой вид. – А тебе идет моя рубашка, – сиплым после сна голосом сказал Сэм и свернул в ванную комнату. Опорожнил мочевой пузырь, обтер лицо теплой водой, прополоскал рот и рассмотрел себя в зеркало над раковиной. По утрам вокруг глаз стали появляться небольшие синие мешки. Так не видно, конечно. Но если приглядеться, то есть. Сегодня особенно. – Чай? Кофе? – Сэм заряжал кофеварку. – Спасибо, – лаконично ответила Нина. – Понятно, – недовольно ухмыльнулся Сэм. – А я буду кофе. Управившись с кофейным аппаратом, Сэм встал напротив Нины, облокотившись пятой точкой на кухонную столешницу. Сложил мускулистые руки на груди, закинул ногу за ногу. По идее, любая женщина, застав его в таком виде – загорелого, идеально сложенного, в трусах от Кельвина Кляйна, на залитой солнцем кухне, должна была бы зайтись от восторга. Но Нина не шелохнулась, даже не посмотрела в его сторону. Она продолжала пребывать все в той же вальяжной позе. Нина поочередно рассматривала то небо над Манхеттеном, то свои длинные, стройные ноги, лежащие на столе. И было видно, что оба эти объекта наблюдения доставляют ей истинное, неподдельное удовольствие. «Вот сучка!» – думал Сэм, глядя на Нину и вспоминая подробности прошлой ночи. Они занимались сексом с того самого момента, как познакомились – двадцать четыре часа назад. Диким, фантастическим сексом. Нина ведет себя в постели, как оголодавшая амазонка. Просто бешеная! Абсолютно без мозгов. Кажется, что она пребывает в состоянии непрекращающегося экстаза. Сексуальной истерики. Но… Но это только игра. Только. Правда, Сэм понял это лишь ночью. Днем, занимаясь с Ниной сексом в нетривиальных местах – в кинотеатре, в общественном туалете, под столом в закусочной, на смотровой вышке, в цветочной оранжерее – он этого не замечал. Там эта холодность глаз казалась соответствующей обстановке. У преступника должны быть холодные глаза. Это правильно. Но в постели, здесь, у него дома, ничего не изменилось. Нина продолжала быть холодной, показной. И хотя Сэм делал со своей стороны все возможное и невозможное, чтобы разжать эту скрученную в ней пружину, успеха он так и не добился. Нина, казалось, получала удовольствие только от одного: от производимого ею впечатления, от мужского шока. Но Сэм – тертый калач. Он и не такое видел! На галлюциногенах, стимуляторах люди еще и не так зажигают… Впрочем, тут вся проблема именно в этом – они с Ниной ничего не принимали. Если бы у нее хоть что-то было, Сэм бы заметил. Обязательно. У него нюх. Но нет. Она чистая. Хоть олимпийский допингтест проводи. Но что же тогда с ней такое?! У Сэма даже случился этой ночью приступ приапизма. Эрекция просто не спадала! Возбуждения, как такового, не было. Удовольствия – никакого. Но член стоял. Сэм не мог успокоиться. Но не сексуально, а психически. Нина занималась сексом, как мультяшный персонаж, как героиня японской анимационной порнографии. Она как нарисованная. Не живая. Машина. – У тебя проблемы с оргазмом? – спросил он. Нина обернулась и пригвоздила Сэма взглядом: – Нет. У меня нет проблем с оргазмом. – Но ты не кончаешь?.. – Сэм занервничал. – Ты хочешь сказать, что я с тобой не кончаю? – улыбнулась Нина. Этот ответ и эта улыбка привели Сэма в бешенство. Но он и виду не подал. У него железное правило: никогда не показывай женщине того, что у тебя на уме. Еще с малолетства Сам уяснил, что подобная откровенность ничем хорошим не заканчивается. Сначала ты рассказываешь женщине о себе, а потом она использует это против тебя. Намеренно и изощренно. Обязательно. Впрочем, хорошо, что она это сказала. Теперь Сэм может не задавать целую серию запланированных вопросов. И так все понятно. Она с ним соревнуется. Вчера весь день была как заведенная. Но это не потому, что он такой сексуальный. Просто он не сдавался. Ни на секунду. Он продолжал ее гнуть, а она делала вид, что это ее лишь возбуждает. Сэм должен был сдаться. Пасть на колени и восторженно застонать: «Боже мой, ты такая особенная! Ты меня затрахала! Как ни одна женщина! Я просто умер!». А Сэм ничего такого не сказал, даже вида не подал. Просто мчал всю дорогу, как на автомобильном ралли. Мчал, мчал, мчал… Он выдохся. А она даже не запыхалась. Ей, конечно, он этого не показал, но он выдохся. На его молчаливый вопрос в четыре часа утра: «Еще?» – торжествующая, властная, спокойная, даже безмятежная улыбка-ответ: «Сколько хочешь. Тебе меня не сделать!» – Никогда не мог понять, зачем женщины имитируют оргазм… – Сэм сделал ответный ход конем: едкость взамен на едкость. – Понравиться хочешь? – Я слишком влюблена в себя, чтобы хотеть этого… – Нинино лицо озарилось улыбкой юного Нарцисса.
Сначала у них все было хорошо. Сэм рассказал новой подружке, что он актер. Он это делает всегда, и это почти всегда срабатывает. А когда понял, что девушка еще и с прибабахом, добавил, что играет в спектакле о маркизе де Саде женскую роль. Эта подробность на подобных женщин и вовсе действует безотказно. Женщины повернуты на том, чтобы мужчинa их «чувствовал». Но что значит – «чувствовать женщину»? Угадывать, чего она хочет? Нет, это не совсем то. Если слишком хорошо угадываешь, они начинают капризничать. Понимать их «женскую душу»? Ну, наверное… Хотя главное – просто притвориться женщиной. Сэм освоил это мастерство абсолютно. Но сегодня у него ничего не получалось. – А ты не пробовала просто отдаться? – Сэм сказал это грубо, почти с наездом, но не истерично. Нина удивленно посмотрела на Сэма. На миг ему показалось, что она не поняла, не расслышала его вопроса. – Просто отдаться мужчине? – повторил Сэм, но уже другим, выпытывающем тоном. – Потерять свое «я», раствориться в нем? Насладиться… Только секс… Или любовь? Влюбиться… – Отдаться?! – Нина вдруг расхохоталась. – Это когда я тебя трахаю?.. Первым его импульсом было желание убить Нину. Прямо тут, на месте. Но Сэм сдержался. Просто больная баба хочет вывести его из себя… Ничего не получится. Не на того напали. – Ты – меня? – Сэм скорчил улыбку высокомерного могущества из роли Короля-Солнца. – Забавно… Теперь нужно было сделать вид, что ему этот разговор наскучил. Он снова повернулся к своему любимому кофейному агрегату. Вода согрелась. Сэм нажал на кнопку, и в чашку полился отменный, дивно ароматный кофе. Сэм сел за стол. Нина потянулась и убрала с него ноги. – Или оставить? – улыбнулась она. – Как тебе будет удобно, – улыбнулся он в ответ. – Нет, как тебе, – почти пропела она и снова улыбнулась. – И ты говоришь, что все происходит. Как написано в твоей книге, – Сэм решил сменить тему разговора. – Да. – И там есть это утро? – Сэм даже не спросил – он выразил уверенность в своем сомнении, он сыронизировал. – Да. – И сегодняшний день? – Сэм как-то напрягся. Если бы он совсем не знал Нину, то было бы понятно, что она врет. Или просто так играет, забавляется. Но на Нину это не похоже. Ей нужно быть «бьюти и прити». Всегда. Поэтому врать, да так… Чтобы тебя взяли за задницу?.. Нет, это не в ее стиле. Не может быть! «Бьюти и прити» – личное выражение Сэма, он произносит его с особенным, специфическим акцентом. Это выражение характеризует человека, для которого состояние его ногтей, например, важнее третьей мировой войны. И не дай бог кто-то заметит, что с его ногтем на правом безымянном пальце ноги что-то не так! Он непременно умрет от пережитого стресса. У Нины, впрочем, особая форма «бьюти и прити». Ногти у нее тоже должны быть идеальными. Это факт. Но если с ними – с этими ногтями – что-то и случится, Нина убиваться не будет. Она улыбнется и скажет: «Только у меня мог так сломаться ноготь!» или «Как я обожаю свои заусенцы!» И не с ужасом, а с восторгом. Но, как бы там ни было, глупо так безбожно подставляться и врать. Ведь Сэм может легко ее подловить и вывести на чистую воду. Это же такой удар по реноме! Скандал! «Нина лгунья и фантазерша!» Неужели эта властная победительница, которая «его трахает», может так подставиться?! В это верится с большим трудом. – И сегодняшний день, – ответила Нина. – Он тоже там есть. В моей книге… Она сказала это так, словно сделала Сэму одолжение. Протяжно, нараспев, но без удовольствия. Абсолютная уверенность… – Нина, ты это серьезно? – Сэм чуть не прыснул со смеху. – Ты в своем уме?! Нина посмотрела на Сэма, как на полное ничтожество. – Сегодня мы пойдем в твою студию. Впрочем, не в твою. Это студия Клорис. Кстати, вопреки твоим опасениям, Клорис будет рада нашему знакомству. А вот твой друг – Раймонд – станет бледным, как полотно. Все закончится скандалом. Так будет сегодня. У Сэма закружилась голова. Он с трудом взял себя в руки. Откуда она может все это знать?! Про Клорис он ей не рассказывал. Или рассказывал?.. Нет, Сэм никогда не говорит девушкам, что его театральный режиссер – женщина. Это принцип. Про Раймонда?.. Что он друг Сэма? Ну, положим, она уже знала про нашу студию. Просто не призналась в этом. Тогда все встает на свои места – Клорис, Раймонд. Но откуда она знает, как он будет выглядеть?! И про скандал?! Впрочем, про скандал и про то, как он будет выглядеть – это она могла и придумать. Это неизвестно. Но ведь станет известно?! Рассчитывает на совпадение?! Или действительно все, о чем она говорит, – правда?.. Ее книга… Эти истории об Учителе, медитативных путешествиях. О том, что в детстве ее вывезли из России, потому что на ней лежит какое-то страшное проклятье, связанное с этой страной… – И по поводу секса, – Нина, словно ждала этой растерянности Сэма, словно специально ее добивалась. – Да, я кончаю во время секса. Что с того? Просто это не приносит мне никакого чувства удовлетворения. Когда мужчина начинает меня трогать, я вылетаю из тела и наблюдаю за этим со стороны. Мое тело занимается сексом – ему это нужно. Но я – нет. Я нахожусь сверху, и вижу все сверху. Это как порнофильм. Самый красивый порнофильм. Я в нем прекрасна… Но это низшие энергии. Они убивают. Это для низших существ. Секс в медитации – это другое. Когда ты выходишь из тела, и только в этот момент к тебе присоединяется другой. Ко мне приходит мой Учитель, и я наслаждаюсь Им. У духа нет пола. Это чистый обмен энергиями, никто ни у кого ничего не крадет. Нина говорила это так – с такой силой, с такой убежденностью в голосе, что Сэм вдруг почувствовал себя ничтожеством. Ничтожеством, которое на протяжении суток что-то из себя выжимало, пыжилось, старалось, а за ним просто наблюдали. На него смотрели, как на вещь, как на игрушку, предназначенную для достижения физиологической разрядки. И при этом он был как на экзамене, сдавал строгому судье нормативы. Она получала удовольствие, но не удовлетворение. Она утверждала над ним собственное превосходство и ненавидела. Она кончала, но не растворялась в оргазме. Она его сделала. Сэм это так не оставит. За ним ответный ход.
– Не может быть! Она – русская? – Гаптен недоуменно посмотрел на Андрея. – Я не ослышался? – Выходит, что да, – пожал плечами Андрей. – Странное, конечно, совпадение… Меня же интересовал совсем другой вопроса – Но вы поняли, о каком проклятье, связанном с Россией, шла речь? Гаптен и Андрей ответили хором: – Нет. – Послушайте, а где Данила? – Андреи повернулся на кресле и осмотрелся. – Действительно, нет, – подтвердил Гаптен. – Странно. Мы тут об этой девушке столько всею нового узнали, а его нет… Что-то внутри меня дрогнуло. Я вскочил с места и бросился искать Данилу. Первым делом я побежал в наши гостевые комнаты, потом в буфетную, в спортзал, в библиотеку. Данилы нигде не было. У меня началась паника. Я, как полоумный, мчался по длинным коридорам аналитического центра Гаптена… – Данилу не видели? – спрашивал я, останавливая сотрудников, заглядывая в комнаты и кабинеты. – Данилу не видели?! Видели?! Давно?.. Судя по всему, мы были последними, кто видел Данилу в бункере. Никто из сотрудников аналитического центра не дал мне никакой обнадеживающей информации. Я наткнулся на Андрея с Гаптеном в одном из коридоров, недалеко от аппаратной внешней защиты. – Анхель, ты только не волнуйся, ладно? – попросил Гаптен, и по его тону я понял, что никаких хороших новостей для меня у них нет. – Пойдем. Я тебе покажу… Мы вошли в аппаратную внешней защиты, где находились два человека и много мониторов. Здесь ведется видеонаблюдение за внешним контуром. Бункер расположен на территории бывшего военного полигона и огорожен бетонным забором. Вся местность вокруг забора просматривается круглосуточно. Гаптен попросил прокрутить пленку. На пленке Данила. Он уже за пределами территории. Бежит прочь по бетонной дороге в направлении шоссе. Сотрудники внешней защиты заметили Данилу, но никто из них не подумал, что это несанкционированный и ни с кем не согласованный выход. Им и в голову это не пришло. Они, конечно, удивились, но тревогу бить не стали. – Господи, ну куда ты, Данила? Куда?! – кричал я, глядя на монитор. – В Нью-Йорк, – озабоченно сказал Гаптен. – Нужно его задержать и вернуть! – воскликнул я. Мне это казалось логичным. Ведь если человек не в себе, то его берут под опеку и защищают. А Данила не в себе. Теперь это совершенно очевидно. И он, конечно, не виноват. Нина виновата. Но что уж теперь поделать? Нужно, значит, охранять его от него самого. Андрей высказался на этот счет просто: – Анхель, но это ведь его право… Мы не можем. Меня это потрясло. Меня потрясло то, что я додумался до захвата, до ареста собственного друга. А, казалось бы, логичный и прагматичный, Андрей проявил такое… Не знаю, что это, сказать – благородство, великодушие? Нет, неправильно. Понимание и доверие. Еще, может быть, уважение. Мне стало стыдно. – Да не страшно, – сказал вдруг Гаптен… – Я поставил задачу. Его будут охранять. Как президента. Волос с головы не упадет. Боюсь я Темных. Чувствуется, они сейчас ничем не погнушаются… А до Нью-Йорка Данила все равно не доберется. Виза нужна американская, билет надо купить. Нет, никак не успеет. Никаких шансов. – Ой ли, – Андрей озабоченно покачал головой.
На душе неспокойно. Мы вернулись в помещение центрального узла – туда, где обычно просматриваем информацию. Но связь с Нью-Йорком пока так и не установили. Мы постояли, посмотрели на серые глаза экранов. – В Нью-Йорке сейчас утро, – сказал Гаптен. – У нас – время обеда. Пойдемте, поедим чего-нибудь. Находясь в бункере и сутками глядя на экран, теряешь ощущение времени. Никогда не знаешь наверняка, что сейчас – день или ночь, утро или вечер. Но есть действительно хотелось. И мы отправились в буфетную. – Нам нужно понять суть Второй Печати, – Гаптен был в замешательстве. В отсутствии Данилы именно на него ложилась вся мера ответственности за исход наших поисков. – У кого-нибудь есть соображения на этот счет? – У меня – нет, – признался Андрей. – С Первой Печатью как-то все понятнее было. Мне, по крайней мере, так кажется. Копье Власти, первый Всадник – «и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Все про власть – от начала и до конца. А здесь что?.. «И дано было взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга». Что это может значить? «Взять мир с земли». Я не знаю. Нет. Гаптен повернулся ко мне: – Анхель, а ты что думаешь? – А я, Гаптен, думаю о Даниле, – ответил я. – Что с ним? Не случится ли чего? Беспокоюсь. Не сосредоточиться никак. И еще сейчас – с этим «задержанием»… Ну, что на меня нашло? Как вообще мне могло такое в голову прийти?! Сам не понимаю… «Давайте задержим Данилу!» Это надо же… С перепугу, наверное. Страшно мне за него. Да и сам он меня напугал. Не могу… Не знаю… Прости. Гаптен задумался. И мне вдруг показалось, что он как-то особенно воспринял наши с Андреем слова. Он словно услышал в них что-то такое, о чем мы и не думали, когда говорили. – Послушай, Андрей, а ты можешь дать мне психологический портрет Нины? Ты, как психолог, что думаешь? Андрей грустно улыбнулся: – Я надеюсь, ты меня не о диагнозе спрашиваешь? Потому что диагноз я говорить не хочу. Да он и не поможет, я думаю. – Нет. Но скажи главное. Суть… Она же странная. Правда? – Да у меня вообще ощущение, что это две разные женщины – одна с Раймондом, другая с Сэмом! – подтвердил я. – Нет, женщина определенно одна, – Андрей задумался. – Суть, значит… Суть в эгоцентризме. Помните Первую Скрижаль? Она об отказе от собственного «эго», от «я». Эгоцентризм – это, наоборот, усиление собственного «я». Когда вы освобождаетесь от привязанностей, вы обретаете подлинную свободу. А главная наша привязанность – это наше представление о самих себе, то есть наше «эго». Так вот, эгоцентрики – это люди, зацикленные на своем «я» они держатся за него всеми силами, цепляются за него. Впрочем, когда я думаю об эгоцентриках, мне приходит не ум не Первая, а Вторая Скрижаль… – О Другом? – не понял я. Андрей заметно оживился: – Именно, Анхель! Именно! Понимаете, эгоцентрики категорически не хотят принимать другого человека таким, какой он есть. Все в этом мире должны быть только такими, как им нужно. Так, чтобы эгоцентрику было удобно. Чтобы было удобно его «эго». Понимаете?.. Не знаю, как это лучше объяснить… Андрей посмотрел на нас, а мы на него. Он понял, что придется объяснять: – «Эго» – это представление человека о себе и об окружающем его мире. Например, человек считает себя умным. Имеет право. Но имеет ли он право требовать от других, чтобы они думали так же? Человек, свободный от уз «эго», не рассердится, если кто-то назовет его дураком. Более того, он скажет: «Очень может быть». А эгоцентрик возненавидит того, кто назовет его глупым. Возненавидит и будет мстить – прямо или косвенно. В его мире все должны думать о нем, что он умный. В противном случае, они враги, и он объявляет им войну… – «И дано было взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга», – тихо сказал Гаптен. – А почему ты вспомнил именно Вторую Скрижаль Завета, а не Первую? – все еще не понимал я. – То есть не про отказ от «эго», а про то, что нужно увидеть в другом человеке Другого? – В мире эгоцентрика другим людям предписаны определенные роли, – продолжал Андрей. – Они для них куклы, марионетки. Эгоцентрика не интересуют чувства, мнения людей. Эгоцентрик не принимает в расчет их ситуацию, их обстоятельства. Люди для них не живые. Они должны или восхищаться эгоцентриком, или умереть. Грубо говоря, конечно. Но это действительно так. Именно эгоцентрики используют это крылатое выражение: «Он для меня умер». Ну а мне всегда в таких случаях хочется спросить: «А жил ли?» Впрочем, можно не спрашивать. В мире эгоцентриков нет живых людей, отсюда и их жестокость. Они жалеют только себя, входят только в свое положение, преследуют только свои цели. Люди для них – средства. Они неживые… – Ага! – ухмыльнулся Гаптен. – Изобразительные… – Что? – Андрей встрепенулся. Он был так увлечен своим объяснением, пытаясь растолковать нам, что к чему, что не поймал этой шутки. – Изобразительные? – Ну… – Гаптен для большей ясности покрутил перед собой руками. – Люди – средства. Изобразительные… Дама там у нас одна есть. Книжку пишет. И люди у нее – средства, изобразительные. – Да, да! – подхватил Андрей. – Краски и кисти. Абсолютно! В общем, вы поняли. Андрей облегченно вздохнул. Он всегда прилагает максимум усилий, чтобы быть понятным. Это профессиональное. Как психолог, он очень хорошо знает: если люди считают, что они поняли тебя правильно, это еще ничего не значит. Часто они понимают что-то свое, а не собеседника. Но пребывают в полной уверенности, что они «поняли его правильно». Андрей называет это иллюзией взаимопонимания. – Поняли тебя или не поняли, можно узнать только одним способом, – говорит Андрей. – По поступкам. Если тебе сказали, что тебя поняли, а продолжают действовать способом, против которого ты выступал, тебя не поняли. – Боже мой! – я даже вздрогнул. – Это же я только что так с Данилой… Я пережил шок. Когда Данила влюбился в эту Нину, он для меня словно перестал существовать. Не абсолютно, конечно. Но в каком-то смысле. Я боялся с ним разговаривать, сетовал на него. И еще я очень расстраивался, что больше на него нельзя рассчитывать. Что он неадекватен и поэтому не может принимать участия в дальнейших поисках. Андрей так долго растолковывал нам чувства, которые испытывает влюбленный человек. А я даже не потрудился соотнести это с Данилой, с его чувствами. Словно вытеснял эту информацию: «Да, где-то там есть влюбленные люди. Да, они переживают, мучаются, мечтают изменить любимого человека… Но это не Данила. У Данилы – блажь и глупость. Ему надо Печать искать…». Получается, я тоже эгоцентрик. Так, значит, это общий грех? Как и стремление к власти, к контролю? Другие люди – лишь средства, они мертвые. Вторая Печать! «И дано было взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга»… – Связь восстановлена. Мы принимаем информацию! – доложил один из сотрудников Гаптена. Мы вскочили со своих мест и бросились в центральный узел.
Нина и Сэм уже были в мастерской Клорис. Огромное, жадно залитое солнцем пространство. На пятьдесят седьмом этаже небоскреба. Вместо стен – окна от пола до потолка. А вокруг – небо. Много неба. Полное ощущение полета. – А знаете, я летаю во время медитаций, – Нина нежно смотрела в глаза Клорис и держала ее за руку. – Вы ведь верите, что это возможно? Это настоящие путешествия! Нашего тела не существует. Мы можем летать, где и когда захотим! Я бываю в разных местах. Иногда там, где уже была. Но чаще – в неизвестных. Там интереснее. Я люблю все новое, необычное. И здесь, у вас, я уже была. Пролетала. Несколько месяцев назад. Мое тело находилось в Лондоне, а дух направился через океан. О, Клорис!.. Путешествие над Атлантикой было фантастическим! Снизу безграничная водная гладь, сверху – такое же бескрайнее небо. И завораживающее ощущение, когда ты с бешенной скоростью мчишься над поверхностью океана. Будоражащий запах морской роды и микроскопические брызги. Кончик твоего носа всего в нескольких сантиметрах… И ты смотришь туда, в глубину. А потом переворачиваешься, и тебе открывается небо! Теперь уже оно любуется твоим полетом… И вот я так летела, летела. И мне уже хотелось, чтобы это никогда не заканчивалось. Я подумала – куда я лечу? Зачем мне в Америку? Зачем мне к людям? Лучше я буду здесь, как белая чайка, кружить между океаном и небом. Но нет, что-то звало меня. Подталкивало изнутри. И я поняла, что должна, пройти этот путь. До конца. И вот – Нью-Йорк. Я не ожидала. Даже испугалась. Он был совсем темный. Зачем я здесь?! Я пролетала между башнями небоскребов. Стало жутко. Захотелось немедленно выскользнуть из этого лабиринта. Скорее – обратно, к морю! Но вдруг я остановилась. Замерла, зависла между небоскребами. И почувствовала, что меня держит рука. Огромная, властная. Я подняла голову и увидела вторую руку – там, над океаном. Она стояла, похожая на церковь, увенчанную куполами. Между облаков, над водами. И я как бы услышала – «Стой! Остановись!». Машинально, не знаю почему, я повернула голову… И увидела вас! Да, Клорис! Да! Я увидела вас! Я была вот здесь, прямо вот здесь, за окном. И я видела вас! И я поняла, что должна обязательно найти вашу студию. Приехать к вам. Во что бы то ни стало! И я нашла, Клорис! Я нашла! – Странно, что это было ночью, – как-то вдруг озадачилась Клорис, подыскивая подходящее объяснение возникшей нестыковке Нининого рассказа с реальностью. – Я панически боюсь бывать здесь ночью. Но, впрочем, вы же не отсюда, вы могли не понять, перепутать. Возможно, это была и не ночь… – Я думаю тут другое, – Нина чуть понизила голос и стала говорить тише, а ее лицо обрело заговорщицкие черты. – Возможно, это были не вы, а… ваш дух. Наши души во сне путешествуют. И, наверное, ночью ваша душа приходит сюда, чтобы творить! Вы поэтому и боитесь бывать здесь ночью, Клорис! Ночью тут живет ваша душа! Ночь – это ее время. Она творит, Клорис! Она творит здесь по ночам, пока ваше тело спит. Она творит, вдохновляясь потрясающим ночным видом, который открывается из этих окон! – Вы прекрасны, Нина, прекрасны! – воскликнула Клорис. – Я так рада, что встретила вас! У вас потрясающая энергетика! Потрясающая! – Что вы, Клорис! – замахала руками Нина. – Это вы, это все вы! Я так впечатлена нашей встречей! Все правильно! Я должна была к вам приехать! Это знак судьбы! Вы ведь верите в Судьбу, Клорис? – Когда я вижу вас, золотце, да! Клорис – низкорослая, полная женщина с редкими, всклокоченными, крашенными в рыжий свет волосами. На вид – лет шестьдесят, шестьдесят пять. Одета слегка мужиковато – в обтягивающие штаны, которые кажутся просто огромными. Поверх тонкой блузки, смело открывающей грудь, незастегивающийся пиджак. И множество странных украшений под самой шеей – какие-то подвески, кулоны, амулеты. – И вы действительно пишите книгу о Саде! – продолжала восхищаться Клорис. – Невероятно! Просто невероятно! Хотите порежиссировать сегодня? – Ну что вы! Я была бы счастлива! Но как я могу?! Нет, конечно нет! Это было бы восхитительно! – Мальчики, – командным голосом позвала Клорис. – Раймонд, Сэм, Мартин! Живо сюда! По разным углам комнаты отдельно друг от друга сидели трое мужчин. По зову Клорис они встали, словно зомби, и медленно подошли к двум женщинам, расположившимся на большом красном диване. Раймонд – белый как полотно. Он не смотрит ни на Сэма, ни на Мартина. Он смотрит как-то странно перед собой. Кажется, что если рукой провести у него перед лицом, он ничего не заметит, не среагирует. В крайнем случае, потеряет сознание и упадет. Сэм напряжен. Он самый красивый из них всех. Гнев ему идет. Мускулистый, загорелый. Желваки играют на скулах. Взгляд бешеный, как у хищника, оказавшегося в клетке. Кажется, дай ему сейчас боксерскую грушу, он и ее отправит в нокаут. Мартин, обычно похожий на гигантскую каплю, которая свешивается неизвестно откуда и неизвестно когда упадет, сегодня, напротив, как-то особенно энергичен. Складывается впечатление, будто бы он что-то празднует. Какое-то торжество… Он единственный смотрит на Нину. – Каждый раз мы делаем с текстом Мисимы новое упражнение, – Клорис поднялась с дивана и взяла Нину под локоть. – Мне важна не драматургия пьесы. Это все искусственное. Мне важна драматургия текста. Как актер переживает текст. Что происходит с актером, когда он соприкасается со словами. Дорогая, я понятно рассказываю?.. – Абсолютно! И вы настолько правы! – воскликнула Нина. – Я даже думаю, что в этой пьесе и персонажей-то нет. Один сплошной текст! Как мантра. Герои созданы только для видимости. Ведь мы так никогда и не узнаем, что у них на самом деле за душой… – Боже мой! – Клорис была в непередаваемом восторге. – Не может быть! Вы тоже так думаете! Чудо! Чудо! Мне вас Бог послал, дорогая! Право, право! Можно я вас поцелую, Нина? Можно? – О да, конечно! Они расцелова<
|
|||
|