Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Украинское/Козацкое бароко



Украинское/Козацкое бароко

Яркой, хотя и своеобразной была украинской барочная культура, время расцвета которой пришелся на конец XVI - первой половине XVIII в Как и европейское, украинского барокко характеризовалось сочетанием светских ких мотивов и религиозных образов, тяготело к контрастов и гипербол, сложных метафор, аллегоризма и метафоричности, стремилось поразить воображение зрителя, читателя, слушателя, прибегая к пышным красочных форм водорода очас в нем просматривается мировоззренческий пессимизм и метафизическая тревога Сум по утраченной ренессансной иллюзией гармонии и внутреннего совершенства - основа трагического гуманизма культуры европейского ба роко В Украине эта внутренняя двойственность барочного мироощущения связана также с историческими факторами - Визвольг пою войной 1648-1654 гг за независимость, пафосом этой войны и победемоги.

украинского барокко XVII в часто называют \"казацким\", поскольку в культуре мощно оказались казацкий дух, казацкий характер, казацкие вкусы Кроме того, немало шедевров архитектуры и живописи были в творимые на заказ казацкой старшины Героями литературных и живописных произведений становились уже не монахи, а политические и культурные деятели - гетманы, казацкие вожди, братья, герои походов, меценаты Коз ацькимы в то время были такие жанры искусства, как исторические песни и думы, казацкие летописи (Самовидца, гадяцкого сотника Г Грабянки, килькатомний летопись участника походов запорожцев С Величка), плачи и панегирики (которых лишь добродетелей не приписывали своим героям поэты-панегириста С Яворский, II Орлик, и Орловский и Ф Прокопович), рыцарская поэзия, казацкий портрет казацкий собор, казацкий гопак Большую роль в культуре того времени сыграла песня, которая, по словам Гоголя, \"для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила Верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств волнений, страданий, дух прошлого, страждань.., дух минувшини".

Ведущим жанром в музыке стал хоровой, так называемый партесный (хоральный) концерт Создателями барочной церковной музыки были А Ведель, М Березовский, М Дилецкий, Д Бортнянский - композиторы, слава яки их вышла за пределы Родины С их именами связано развитие симфонической музыки - концертов, кантат, ораторий Произведения Д Бортнянского выковывались в разных странах, о нем говорили как о Найва домишого в то время в России Сам же Бортнянский называл Моцартом духовной музыки своего соотечественника Веделька Веделя.

Стиль барокко в Европе был преимущественно дворянским, а в Украине он имел демократическую ориентацию, оказалась в присущих украинскому барокко любви к украшениям, декоративности, влечения к праздничности, пое этичности Во всех сферах жизни Это отразилось на оформлении украинской книги XVII-XVIII вв, декоративная пышность которой не имеет аналогов ни в Европе, ни е России Каждая страница лаврского старопечатной есть бы изысканным кружевом с печатного шрифта, орнамента и гравюр Например, титул киевского \"Псалтири\" 1728 г, выполненного А Козачковским, и титул почаевского \"Служебника\" 1744 г, сделанного Ф Гоч Эмским Центром граверство стал Киев, где работали выдающиеся граверы Л Тарасевич, И Щирский, И Мигура, И Стрельбицкийький, І. Мигура, І. Стрельбицький.

украинской живописи эпохи барокко пока недостаточно изучен, о его профессиональных создателей известно немного, отметим лишь некоторые имена: один из первых мастеров нового стиля во Львове М Петрахнович, пр редставникы львовской школы - И Руткович и И Кодзелевич Они расписывали церковные иконостасы В восточной Украины особое место принадлежит иконостаса Спасо-Преображенской церкви в Великих Сорочинцах Полт авськои области: в нем больше сотни икон, а росписи поражают экспрессией движения, энергичными ракурсами, внутренней напряженностью Резные пышные иконостасы на несколько этажей - Софийского и Николаев ского монастырей - тоже жемчужины изобразительного искусства Это был также период развития репрезентативного портрета (\"парсуны\") различных типов: благородного (магнатского), ктиторская-епитафиального (смех ртне изображения казацкой старшины), портрета церковных иерархов, мещанского Последний изображает представителей различных слоев населения и является ближе к голландской школголландської школи.

В барочной архитектуре воплощены высокие художественные достижения эпохи Вспомним прежде деревянные церкви, представлены различными школами - волынской, галицкой, буковинской, закарпатской, Приднепровская й и др. Достопримечательностями казацкого барокко стали каменные церкви - архитекторов привлекали декоративные возможности стиля, единство сооружения с окружающей средой Именно об крещатые Пятибанный храмы Киева, Чернигова, Нежина, И зюма, Новгорода-Северского можно сказать так: \"Отречение понятного Потребность в том, что вызывает восхищение Объект будто исчезает из поля зрения зрителя\" Так передавалось впечатление и от барочного произведения в Есть Европы Барокко - это стиль архитектурных ансамблей Его преимущество в Приднепровье и восточных областях Украины мощно оказались именно в уникальных архитектурно-ландшафтных ансамблях Но были созданы и новые ансамбли, центрами которых стали восстановлены в ХVII в на средства казацкой старшины древнерусские святыни: Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, Кирилловская церковь - в Киеве, Спасский собо р и собор Елецкого монастыря - в Чернигове и особенно Успенский собор, издавна был популярным строением на Руси Все они нарядились в \"барочный одежда вбралися у "бароковий одяг".

Определенные стилевые изменения связаны с именем русского архитектора И Шеделя По заказу Киево-Печерской лавры он построил Большая Лаврская колокольня - самая высокая в пределах России (96,5 м), кроме того, использ тав принципы ордерной архитектуры Другие барочные сооружения и Шеделя - колокольни Софийского собора и Михайловского монастыря Настоящими жемчужинами искусства является Андреевская церковь (архитектор В Растрелли) Покровская церковь в Киеве (архитектор И Григорович-Барский), собор Святого Юра во Львове (архитектор В МеретинМеретин).

Значительным достижением казачества стало создание первой высшей школы и выдающегося культурно-образовательного центра в Украине - Киево-Могилянской академии Созданная в 1632 г в результате объединения школах Киева во-Печерской лавры с Киевской братской школой, она сначала называлась Киево-Могилянской коллегией (Могилянской в ??честь своего протектора II Могилы) В 1701 г она получила титул и права академии В пои учились дети казацкой старшины, шляхты, духовенства и зажиточных мещан Две трети из них получали светское образование В академии преподавали (по тогдашним европейским стандартам относительно высших учебных заведений) три древние языки: древнегреческий, латинский и древнееврейский, а также славяно-русскую (тогдашняя литературный украинский язык), церковнославянский, польский, немецкий и французские в, историю, географию, математику, астрономию, катехизис, пиитику, риторику и диалектику (искусство произнесения речи и ведения диспута), философию и богословие (для будущего духовенства) Поздние е преподавали также естествознание и медицине медицину.

Киево-Могилянская академия подготовила много образованных специалистов для Украины, Беларуси, России, а также для Болгарии, Сербии, Валахии, Молдавии, Греции Здесь учились такие выдающиеся деятели украинской кул льтуры, как и Гизсль, С Славинецкий, И Галятовский, С Яворский, Ф Прокопович, II Сковорода, М Бантыш-Каменский и др. Киево-Могилянская академия значительной мере способствовала созданию в 1687 г Славяно-греко ко-латинской академии в Москве Важным центром книгопечатания в Украине XVII-XVIII вв была Печерская типография в Киевеарня у Києві.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.