Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития
4. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития
С пониманием общественного прогресса связаны проблемы периодизации общественного развития. Формационный подход, предложенный К. Марксом и Ф. Энгельсом, основывался на признании идеи прогресса человечества. Цивилизационный подход, предложенный А. Тойнби, отрицал возможность прогресса человечества в целом.
Формационный подход
| Цивилизационный подход
| Разработали
| К. Маркс, Ф. Энгельс
| А. Тойнби
| Подход к изучению исторического процесса
| Обобщающий
| Индивидуальный
| Как понимается история
| Единый линейно-поступательный процесс изменения общественно-экономических формаций
| Многолинейный, полицентричный, многомерный процесс развития и изменения локальных цивилизаций
| Основное понятие
| Общественно-экономическая формация – исторически-конкретный тип общества, детерминированный средствами производства. Структуру формации составляет совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей и политического строя на определенном этапе исторического развития
| Локальная цивилизация – стойкая общность людей, которая на протяжении определенного времени (зарождение, рост, надлом и гибель) занимает определенную территорию, имеет стойкие особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре, общую ментальность, духовные ценности и идеалы
| Разделение истории
| Общественная формация – первобытное общество. Общественно-экономические формации – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, «азиатский способ производства», коммунистическая
| В истории человечества А. Тойнби насчитывает 21 цивилизацию (египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская, дальневосточная, иранская, арабская, индуизм, мексиканская, юкатанская, вавилонская и др.)
|
|