|
|||
Керамические предприятия Украины
УДК 666.3:005.936 Павлуненко Л.Е., к.т.н. Симферопольский иногородний факультет Полтавского университета потребительской кооперации Украины СТРОИТЕЛЬСТВО И ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Сборник научных трудов Выпуск 21, С.59-62 Керамические предприятия Украины
Представлен обзор фарфоро-фаянсовой промышленности Украины. Обобщены сведения о состоянии и перспективах развития ведущих предприятий отрасли, выпускающих изделия бытового назначения. Рассмотрены предпосылки для выпуска конкурентоспособной продукции, проблемы, стоящие перед предприятиями, и пути их решения. Керамика, фарфор, фаянс, изделие Тонкая керамика как материал для производства хозяйственной посуды и художественно-декоративных изделий получила широкое распространение в быту. Благодаря сочетанию при сущих ей ценных свойств: химическая стойкость, жаропрочность, высокий уровень эстетики, удерживает свои позиции в этой области, несмотря на конкуренцию более дешевой пластмассовой и металлической посуды. По оценкам специалистов с каждым годом вдвое увеличивается реализация полимерной (в том числе и одноразовой посуды, альтернативной изделиям из более благородных и безопасных материалов. При этом основная доля импорта приходится на продукцию из Турции и Китая. Названные страны, а также Польша на рынке Украины выступают как основные импортеры керамической посуды. [1] По данным Госкомстата Украины импорт керамических изделий в 2006 году увеличился на 20 %, по сравнению с 2005 годом, и составил 266785,1 тыс. долларов США, экспорт - на 9 %, составив 87316,5 тыс. долларов США, но это только официальные данные [2,3]. В настоящее время в отрасли действует большое количество частных предприятий и предприятий, представ- ленных акционерными обществами закрытого типа, следовательно, учет объемов и структуры ас- сортимента выпускаемой ими продукции затруднен. Увеличение объемов продажи керамической посуды отечественного производства сдержива- ется вследствие устаревших форм и оформления посуды, непривлекательной упаковки, отсутствия изучения спроса на ее отдельные виды, большой части некачественного товара, недостаточной рекламы отечественных изделий (в общем и по санитарно-гигиеническим характеристикам), не- достаточной разъяснительной работой в средствах массовой информации в отношении преиму- ществ отечественной продукции. Считается, что в Украине производство фарфора началось в конце 18 века. Наиболее извест- ными предприятиями, выпускающими изделия из фарфора, являлись Корецкий (в Волынской гу- бернии), Городницкий, Барановский, Волокитинский (в Черниговской губернии) заводы. Осо- бенностью ассортимента продукции, выпускаемой фарфоровыми заводами Украины, было нали- чие в нем популярных в то время скульптурных статуэток (изображавших пастухов и пастушек, сельских жителей, представителей знати), фарфоровых трубок в виде мужских и женских фигур, лепных люстр, рам для зеркал. Интересно отметить, тот факт, что на Волокитинском заводе, осно- ванном А. М. Миклашевским в 1830 году, изготовляли не только посуду, ориентируясь при этом на западноевропейские образцы, но и вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостасы. Для мелкой пластики, создававшейся на заводе, характерно обилие карикатур на известных русских и зарубежных писателей, художников, артистов. На Всероссийской выставке 1839 года продукция завода была отмечена большой серебряной медалью, а в1849 году – большой золотой. На основании анализа информации, опубликованной на интернет-сайтах [4,5] установлено, что ведущими производителями фарфора в Украине сегодня являются фарфоровые заводы Корос- теня, Полонного, Довбыша, Барановки, Городницы, Тернополя, Киева, Дружковки Донецкой об- ласти. Следует отметить, что наибольшее количество предприятий, производящих фарфоровые изделия, расположено в Житомирской области.60 Одно из старейших предприятий в Украине по производству фарфоровых изделий хозяйствен- ного и культурно-бытового назначения - Коллективное предприятие «Городницкий фарфоровый завод», основано в 1799 году в поселке Городница Новоград-Волынского района Житомирской области. Завод полностью реконструирован и ныне является одним из крупнейших современных предприятий вырабатывающих фарфор. Завод выпускает столовые сервизы и гарнитуры, кофей- ные и чайные сервизы, кружки, сувениры и подарочные изделия. Постоянные поиски и творчес- кие эксперименты специалистов дают возможность обновлять формы и декор изделий. За после- дние три года, предприятием освоено 39 новых форм и 31 рисунок. Городницкий фарфоровый завод участвовал на международных выставках в Бельгии, Израи- ле, Турции, Арабских Эмиратах, Иране. В 1998 году за достижения в промышленности и торговле предприятию был вручен «Большой золотой приз» (Мадрид, Испания), «Большой приз Америки за качество и сервис» и третья награда - Международная платиновая Звезда качества. Имея значи- тельный опыт работы и сотрудничества с торговыми фирмами России, стран СНГ и Прибалтики, завод заинтересован в расширении деловых контрактов и коммерческих связей [6]. Более двух веков непрерывно функционирует основанный в марте 1802 года Барановский фарфоровый завод (сегодня – коллективное предприятие «Барановский фарфоровый завод»). В 1825 году заводу было дано разрешение маркировать выпускаемые изделия государственным гер- бом, что свидетельствовало об их высоком качестве. Знакомы потребители и с хозяйственной фарфоровой посудой, выпускаемой ООО «Коралл» «Довбышский фарфоровый завод» (г. Довбыш, Барановский район). Широко известна в Украине и за ее пределами продукция АОЗТ «Коростенский фарфор». Ас- сортимент изделий (бытовых и для предприятий общественного питания) включает: сервизы сто- ловые, чайные, кофейные; наборы разной комплектации; сувениры; скульптуры религиозной те- матики. На территории Украины расположено 18 фирменных магазинов, торгующих исключи- тельно Коростенским фарфором. Объем реализации через фирменную торговлю составляет около 35% от общего объема продаж и 35% составляет экспорт. Главным регионом экспорта является Россия. Продукция предприятия поступает также, в страны Прибалтики, Молдову, Германию, США, Израиль, Албанию. Мощным предприятием, специализирующимся на выпуске фарфоровых изделий, является Дружковский фарфоровый завод (г. Дружковка, Донецкая область). Главная цель предприятия - предложить потребителю современный, изысканный украинский фарфор. Ассортимент выпуска- емой продукции разнообразен: сервизы (столовые, чайные, кофейные), различные комплекты, та- релки, миски, чашки, сувенирная продукция. В производстве изделий плоского ассортимента (та- релки, блюда) Дружковский фарфоровый завод является монополистом на украинском рынке. Тридцать лет существования предприятия - это драгоценный опыт освоения тайны изготов- ления белого, по-праздничному нарядного фарфора. Все изделия выгодно отличаются современ- ными и изысканными формами, богатством цветового оформления. На предприятии большое внимание уделяется изучению потребительского спроса, использованию новых технологий изго- товления фарфора. Вместе с тем неотъемлемой частью производства является следование тради- циям, а именно сохранения огромного опыта и профессиональных знаний, накопленных за годы работы. Закрытое акционерное общество «Полонский фарфор» (Хмельницкая область) изготавливает фарфоровые и фаянсовые изделия хозяйственно-бытового назначения. В названном регионе фун- кционирует и Открытое акционерное общество «Полонский завод художественной керамики». Завод основан в 1895 году и является одним из старейших на Украине предприятий по производству фарфоровых сувенирно-подарочных изделий: ваз для цветов, скульптур, чайников, наборов для напитков, фляг для ликеро-водочной продукции и др. [7]. На предприятии работают 850 человек. Изделия производятся методом литья. Их особеннос- тью является сложная конфигурация, широкая палитра декорирования ручной росписью подгла- зурными и надглазурными красками в стиле украинского народного творчества. Художники и скуль- пторы художественной заводской лаборатории совершенствуют формы изделий и методы декори-61 рования, создают и внедряют в производство новые образцы изделий, обновляют ассортимент. Завод освоил выпуск 180 наименований изделий, ежегодно обновляя ассортимент на 30%. В ноябре 1990 года было основано совместное украинско-российское предприятие «Фарко» («Фарфоровая компания», г. Славянск) [8]. В 1994 г. производственное объединение «Фарко» реор- ганизовано в совместное украино-российское акционерное общество «Фарфоровая компания» («Фарко»). Предприятие имеет полный цикл производства фарфора - от изготовления массы и глазури до различных видов декоративной обработки. САО «Фарко» производит чайные и кофей- ные сервизы из тонкостенного фарфора, декорированные ручной росписью, лепкой, деколью, а также изделия сувенирного и хозяйственно-бытового назначения из фарфора и других видов кера- мики. Имея собственную художественную лабораторию, предприятие разрабатывает изделия по эскизам заказчика или предлагает собственные разработки. Производство хозяйственно-бытового фарфора и фаянса осуществляет ЗАО «Сумский фар- фор». Его изделия выгодно отличаются от продукции конкурентов нестандартной формой, при- влекательными расцветками, белизной изготавливаемого фарфора. Кроме широкого ассортимента собственных фарфоровых изделий бытового назначения (бо- лее 150 видов), «Сумский фарфоровый завод» изготавливает и заказные изделия с логотипами предприятий и фирменной символикой, индивидуальной комплектацией, эксклюзивных форм и дизайна. В производстве предприятием используется только высококачественное сырье, приме- няются золотосодержащие деколи. Наряду с положительными примерами развития предприятий фарфоро-фаянсовой промыш- ленности нельзя не отметить, что с сентября 2006 года простаивает когда-то мощное предприятие – Тернопольский фарфоровый завод. Образованное в 1964 году предприятие выпускало очень популярные изделия, отражающие национальные особенности Карпатских гор. Из-за длительной задолженности предприятие отключили от поставки газа. Рабочие пошли в вынужденный отпуск. Склады завода заполнены готовой продукцией, которую трудно реализо- вать, учитывая рыночные условия. Готовые изделия очень затратные, так как почти 70 процентов себестоимости единицы продукции приходится на сырье и энергоносители. Специалисты счита- ют, что кризис, который охватил фарфоровый завод, - затяжной. В сложившейся ситуации два выхода: поиск инвестора либо залог имущества для того, чтобы взять кредиты на модернизацию производства. Выпуск фарфоровой и фаянсовой посуды, художественных изделий производится также Бе- резновским фарфоровым заводом (Ровненская обл.), Полтавским фарфоровым заводом, ООО «Свет- ловодский фарфор» (Кировоградская обл.), Товариществом «Полесский фаянс» и его дочерним предприятием ЗАО «Каменнобродский фаянс» (Житомирская обл.), ЗАО «Будянский фаянс» (Харь- ковская обл.), Бориславским фарфоровым заводом - ЗАО «Фарфор» (Львовская обл.), Товарище- ством с ограниченной ответственностью «Киевский фарфор», Синельниковским фарфоровым за- водом (Днепропетровская обл.). Большим спросом пользуются сегодня майоликовые изделия, привлекательность которых для потребителей объясняется сложностью форм, наличием рельефных украшений, широкой палит- рой используемых подглазурных красителей и относительно невысокой ценой, что обусловлено более низкой температуре политого обжига. Майоликовые производства есть в каждом регионе. В Киевской области оно представлено экспериментальным керамико-художественным заводом и ПО «Бытреклама»; в Черкасской - Мань- ковским майоликовым заводом «Колорит», Тальновским майоликовым заводом и Малым част- ным производственно-комерческим предприятием «Майолика»; АР Крым - предприятиями Сим- ферополя («Ассоль», Таврика – К, «Агросан»), Балаклавы, Красноперекопска; в Закарпатской об- ласти - Береговским майоликовым заводом и т.д. Известным производителем майоликовых и гон- чарных изделий художественного и хозяйственно-бытового назначения, сувениров, несущих национальный колорит, является завод «Художний керамик», расположенный в п.г.т. Опошня Полтавской области. В настоящее время изготовление майоликовых изделий, в силу схожести сырья и технологии62 производства, освоено многими предприятиями, производящими строительную керамику. В их число входят: ОАО Львовский керамический завод, объединяющий производства в Мукачево, Ивано-Франковске, Коломые, Калуше и другие; Кооперативное предприятие Феодосийский за- вод строительных материалов, Производственное объединение «Луганскстройматериалы»; ООО «Харьковская керамика» и другие.
ВЫВОД Таким образом, фарфоро-фаянсовая промышленность Украины представлена сегодня значительным количеством предприятий, некоторые из которых имеют вековую историю. Следование традици- ям, продуманная кадровая политика, модернизация производства, ориентация на потребителя являются составляющими успеха предприятий отрасли в конкурентной борьбе. В группе эндоген- ных факторов, характеризующих конкурентоспособность самой системы производства, немало- важным является уровень затрат. При низких издержках производитель имеет более широкие воз- можности для маневра в ценовой конкуренции. Одной из проблем, волнующих производителей отрасли, в настоящее время является вопрос более тесного сотрудничества с украинскими по- ставщиками сырьевых материалов. Как известно, украинская добывающая индустрия работает в основном на внешние рынки, и в связи с этим иногда страдает отечественный производитель, недополучая необходимое качественное сырье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бизнес. – 2004. - №29. – с.93 – 95. 2. Товарна структура зовнішньої торгівлі: Статистичний щорічник за 2005 рік. 3. Товарна структура зовнішньої торгівлі: Статистичний щорічник за 2006 рік. 4. Каталог предприятий «Украина сегодня» - http://www.rada.com.ua/rus/ 5. Фарфоровые, фаянсовые и майоликовые заводы - http://www.keramik-lefortovo.ru/articles/zavod.php 6. Официальный сайт Городницкого фарфорового завода - http://www.nv.zt.ua 7. Официальный сайт Полонского завода художественной керамики - http://www.artceramics.com.ua 8. Официальный сайт совместного украинско-российского предприятия «Фарко» «Фарфоровая компания» - http:// www.farco.narod.ru
|
|||
|