Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБЗОР И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРАИНСКОЙ



ОБЗОР И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРАИНСКОЙ

КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Развитие украинской музыки до XVIII столетия

После распада Киевской Руси в период XIV-XVIII столетий формируются черты украинской народности в языке, культуре и искусстве. В противовес насильной полонизации, большую роль сыграли братства – религиозно-национальные организации, возникшие в городах близ церковных приходов в XV-XVI столетии. Их членами становились мещане, казаки, простые селяне. При братствах открывались школы с преподаванием на родном языке, обучали общим наукам, основам церковного пения, некоторым знаниям по теории композиции. Со временем некоторые школы разрастались в коллегиумы. Так в 1632 году появилась Киево-Могилянская коллегия.

Своеобразным явлением в музыкальном быте украинских городов стали музыкальные цеха. Они имели свой устав, значок, печать. Репертуар цеховых музыкантов состоял из разнообразных инструментальных пьес. Сформировалась и особая форма музицирования – троистая музыка. Всё это сыграло огромную роль в развитии народной и профессиональной инструментальной музыки.

В конце XV – начале XVI столетия во многих церквях Украины и России уже существовало не только монодическое (одноголосное) пение, но и многоголосие. Так партесное пение – это пение по отдельным хоровым партиям, зафиксированным на нотном стане. Это требовало коренной реформы в системе нотации – в результате крюковое и знаменное письмо сменяется нотно-линейным. Простые же формы многоголосия развились до форм виртуозно-концертного характера.

Для XVII-XVIII веков характерным становится 12-голосный партесный концерт – одночастное сочинение с непрерывным музыкальным развитием. Основа жанра – сопоставление хорового тутти с отдельными партиями хора и развитие хоровых диалогов («Сначала днесь поутру рано», «Торжествуй, Российская земле»). Их авторы – Колядчин, Гавалевич, Завадовский, Дилецкий.

Наряду с народно-песенным творчеством и партесным пением, в период XVI- XVII веков зарождается светская музыка. Она нашла проявление в жанрах городской бытовой песни, цеховой инструментальной музыки и театральной. Так большую популярность обрели песня-романс и её предшественник кант. Последние, в свою очередь, были обязательной частью театральных представлений, духовной драмы и кукольного театра – вертепа. 

 

 

Возникновение украинского музыкального театра

Украинский музыкальный театр берёт своё начало из вертепа – кукольного театра, зародившегося в конце XVI – начале XVII века. Он отличался ведущей ролью музыки на фоне последовательно разворачивающегося действия. Состоял из двух частей:

1. Религиозная легенда о рождении Христа

2. Народно-бытового склада, построенная из ряда комических жанровых сцен, сюжетно не связанных с первой частью.

Актёрами и участниками таких театров были ученики братских школ, коллегиумов, а затем и Киево-Могилянской академии.

Музыка первой части всегда существенно отличалась о т второй – это были канты, повествующие о ходе событий. Во второй же были представлены шуточные танцы.

В дальнейшем вертеп перерос в школьный театр, появление которого уже относят к первой половине XVII столетия. Одним из основных его жанров уже была трагикомедия – пьеса серьёзного содержания, возвышающаяся над буднями. Её язык отличался высоким стилем, а между актами вставлялись весёлые интермедии народного быта. Они исполнялись на украинском языке, что повлияло в целом на украинский театр. Музыка трагикомедии подытоживала действия и чувства действующих лиц (пьеса М. Довгалевского «Комическое действо» 1736 года). 

Н. Лысенко – основоположник украинской классической музыки

Николай Лысенко (1842-1912) – знаменитый украинский композитор второй половины XIX – начала ХХ столетия. Вошёл в историю национального искусства как талантливый дирижёр, вдумчивый педагог, учёный-фольклорист и музыкально-общественный деятель.

Ещё в раннем детстве возникает интерес к народной музыке, которая окружала композитора. Этот интерес он углубляет в гимназии и университете, начинает изучать и записывать фольклор. Впоследствии собиранием и обработкой народных песен мастер занимается всю жизнь, ему принадлежит около 600 образцов. Считается одним из значительных музыкальных научных фольклористов («Ой, не світи, місяченьку», «Ой, ходила дівчина бережком», «Пісня про Купер’яна»).

В наследии Лысенко более 100 романсов, которые он писал на протяжении всей жизни. Написание данного жанра можно разделить на два периода. 1й – (60-80-е годы) – обращение к поэзии Т.Г. Шевченко («Ой, одна я, одна»). Характерна глубокая народность, правдивость отображения событий, революционный пафос, темы тяжёлой женской доли, подавление богатыми бедных. 2й – (90-е годы – н. ХХ века) – обращение к поэзии Г. Гейне, И. Франка, Л. Украинки, О. Олеся и других («Не жаль мені», «Коли настав чудовий май», «Чого так поблідли троянди ясні»). 

Композитор обращается и к фортепианной музыке, наиболее активно в 70-е годы (соната, два концертных полонеза, две рапсодии на украинские темы, пьесы «Песня без слов», «Мечты», мазурка, баркарола и др.) и в начале ХХ века – преимущественно лирико-элегического характера (пьесы «Хвилина розпачу», «Журба», «Елегія»).  

Хоровое творчество Лысенко – одно из ценнейших достижений украинской музыкальной культуры. Большинство написано на поэзию Т.Г. Шевченко. Всего около 30 сочинений для хора, разнообразных по форме и идейно-образному содержанию. Это крупные вокально-симфонические полотна, хоровые поэмы, миниатюры и др. Однако все связаны с фольклором (кантата «Радуйся, Ниво неполитая», «Б’ють пороги», «На вічну пам’ять Котляревському»).

Оперное творчество мастера является ярчайшим среди его наследия. Это оперы: «Різдвяна ніч», опера-хвилинка «Ноктюрн», «Еней на мандрівці», «Сафо», а также первая украинская классическая опера – «Тарас Бульба». Она воплощает важные социально-патриотические идеи, затрагивает ряд морально-этических вопросов. Композитор создаёт яркие художественные образы: героические, трагедийные, лирические. Писал на протяжении 10 лет (1880-1890) по одноимённой повести Н. Гоголя. Это историко-героическая народная музыкальная драма, важное значение в которой занимает образ народа, его отдельных групп и представителей. В связи с этим большое внимание композитор уделяет массовым хоровым сценам. Яркие музыкальные характеристики даёт всем персонажам – Тарас Бульба, Остап, Настя, Андрей, Марильця. Основная идея сочинения – борьба украинского народа против социального и национального гнёта. На первом плане – раскрытие патриотических чувств, но также затрагивается долг перед родиной, семейные чувства, любовь и др.

 

Обзор развития современной украинской музыкальной культуры (ХХ век)

ХХ век – золотое столетие в развитии украинской музыки. Осуществляются стремления о демократизации музыкального искусства, создаются новые музыкальные коллективы, существующие и сегодня: хоровая капелла «Думка» (1920) – государственный украинский хор, Государственный украинский симфонический оркестр, открывается Государственная музыкальная драма, оперные театры в Киеве и Одессе.

1928 год – создание украинской государственной филармонии. Кроме того открывается сеть учебных заведений: музыкально-драматические институты, техникумы и училища, музыкальные школы, студии, народные консерватории. Начинает выходить журнал «Музыка».

 В 1933 году многочисленные музыкальные организации объединяются в Союз композиторов. С этого времени происходит становление украинской композиторской школы, у основ которой стояли композиторы К. Стеценко, Я. Степовой, Н. Леонтович, а также деятели русской культуры Р. Глиэр, Б. Яворский, Богатырёв. Позднее к ним присоединились молодые композиторы того времени: Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, Г. Верёвка, Б. Коляда и другие.

 

Творческий портрет Н. Леонтовича

Одной из ярчайших страниц украинской музыки является хоровое творчество Николая Леонтовича (1877-1921), прочно вошедшее в репертуар коллективов стран СНГ и зарубежья. Практически весь творческий путь мастер работал в жанре хоровой обработки украинской народной песни, достигнув настоящих вершин мастерства.

Композитор является классиком украинской музыки и одновременно фундатором советской музыкальной культуры. Известность приходит лишь в 1916 году с написанием «Щедрика». В целом его наследие включает около 200 обработок народных песен для хора различного состава (хоры «Щедрик», «Дударик», «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Козака несуть»). В своём творчестве Леонтович расширил возможности хоровой музыки – от небольших обработок-аранжировок он обратился к созданию настоящих хоровых поэм. Выделяют три этапа творчества мастера, связанные с основными этапами его жизни.

1-й – ранний период (до 1904 г.) – напечатано два сборника народных песен для хора с Подолья. В работе над ними композитор опирается на на творчество Н. Лысенко в области обработки.

2-й – зрелый (1905-1917) – формирование творческих принципов и манеры письма.

3-й – советский. Кроме обработок рождаются оригинальные хоры: «Льодолом», «Літні тони», «Легенда», «Моя пісня», «Прелюдія», а також опера-балет «на русалчин великдень».

Хоровое наследие композитора определяется богатством тем и жанров. Его привлекали обрядово-календарные и игровые, казацкие и шуточно-танцевальные песни. Основное место занимают бытовые – про любовь, женскую долю, семейные отношения. Леонтович использует приёмы подголосочной и имтационной полифонии. Из характерных приёмов развития образа основным является остинатное проведение основного напева и наслоение на него подголосков («Щедрик», «Дударик»).

 

Общая характеристика творчества Л. Ревуцкого

Лев Николаевич Ревуцкий (1889-1977) – продолжатель традиций Н. Лысенко в развитии украинской музыкальной культуры. Его самобытный стиль основан на переосмыслении традиций русской классической музыки и украинского фольклора, а также западноевропейского романтизма. Творчество многожанрово: 2 симфонии, оркестровая пьеса «Казачёк», фортепианный концерт, прелюдии, програмные пьесы, вокально-симфонические произведения (кантата-поэма «Хустина», «Ода пісні»),  около 100 обработок народных песен для различного состава, среди них циклы «Сонечко», «Галицькі пісні», «Козацькі пісні» для хора и фортепиано. При этом около 100 песен написаны на стихи советских поэтов.

Тематика творчества также разнообразна: эпические полотна, историческая борьба украинского народа, народ с его мыслями и мечтами.

Ревуцкий также является автором редакции первой украинской классической оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба», которая и используется в последние десятилетия для постановок.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.