|
|||
Украинские народные игры и игрушки»«Украинские народные игры и игрушки» Народную игрушку можно назвать уникальным явлением традиционной народной культуры украинцев. Она является предметом народной игры, методом воспитания и развития ребенка, объектом творчества, реликтом аутентичной культуры, художественным произведением, национальным сувениром и пр. В игрушке или кукле объединились тысячелетние традиции народного художественного искусства, которое возрождается в современном мире. Игрушки сопровождали человека от колыбели до свадьбы и передавались по наследству. Погремушки изготавливали из маленьких тыкв с шариками внутри, которые обматывали для безопасности тканью. В народе считали, что помимо забавы звук погремушки отпугивает от детей злые силы. Глиняные свистульки в виде всадников, петушков, оленей, барашков были не только игрушками, но и защитниками от болезней. Наши предки верили, что достаточно родителям свистнуть в свистульку или заиграть на свирели в два-три тона, сказать «Пусть сглазы перейдут на того, кто их наслал», — и ребенок выздоравливал. Когда ребенок учился ходить, ему делали каталки, тележки. Для детей постарше мастерили игрушки, которые развивали координацию движений, — войлочные мячи, деревянные сабли, луки и стрелы, волчки. С ранних лет детей знакомили с предметами быта, которые пригодятся им в будущем. У них были маленькие лопатки, грабельки, миниатюрные лари, горшки, макитры, кружки и тарелочки.
Глиняные игрушки традиционно делали в семьях гончаров и продавали на ярмарках. Профессиональные гончары изготавливали настоящую керамическую посуду для хозяйства, их жены и дети, чтобы обучиться ремеслу, тренировались на производстве игрушек. Когда у них хорошо получалось, игрушки выставляли на продажу. Часто гончары в качестве сдачи давали покупателю детские изделия , например игрушечную посуду. Она получила название «монетка». Деревянные игрушки были разнообразны: волчки, мельницы, куклы, модели бытовых вещей, лошадки (коники на палке), а также музыкальные инструменты: деревянные свирели, пищики, трещотки. Широко известны и механические игрушки из дерева с двигающимися элементами — вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей. Популярны были головоломки для детей — так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая состояла из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.
Украинские народные куклы — ляльки — изготавливались из ткани, посредством ее скручивания и перевязывания. Обычно, изготавливая узловую куклу, говорили «не шить игрушку», а «крутить», «мотать», поэтому их иногда называют мотанки. Узловые куклы не имели рук и ног, у них не обозначали черты лица. Но обязательной их чертой был вышитый сакральный крест на лице. Он символизировал единение женского (горизонтальная полоса — земля) и мужского (вертикальная полоса — небо) начала. Узловые куклы делают и сегодня. Различны сюжеты узловых кукол. Это может быть мать с младенцем, символизирующая народный образ Богородицы. Княгиня — изготовленная из более красивой ткани кукла, символизирующая достаток. Помимо игровых задач такие куклы выполняли ритуальную функцию. Если ребенок болел, могли изготовить куклу, в которую вплетали беды, болезни и человеческие просьбы, а потом ее сжигали. Поэтому куклам никогда не рисовали лицо, чтобы они не были похожи на реальных людей. Узловые куклы широко использовали в свадебной обрядовой практике, например, молодым дарили куклу, изображающую жениха и невесту, или женскую куклу с многочисленными младенцами. Каждый народ, в зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. . В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Защитник крепости Дети встают в круг, в центре делается крепость. На крепость кладут мяч. Рядом стоит защитник. Дети, которые стоят вокруг крепости, перекидывают друг другу большой мяч, пытаясь сбить крепость. Защитник отбивает мая руками. Игрок, который собьет крепость, становится защитником. Каша Игроки собираются в круг, и один из них, бросая мяч по земле, кричит: - Тут каша, тут! Все кидаются к мячу, стараясь поймать его на лету. Кто поймает, тот садится сверху на того, кто потянулся за мячом, но не поймал. Всадник уже со спины товарища бросает мяч. Кто поймает, тот садиться на того же коня. Если всадник потянется за мячом, а поймает конь, то под смех игроков происходит смена ролей: конь становится всадником, а всадник - конем. Если мяч никто не поймает, то "каша рассыпается", и игра начинается с начала. Гусар На ровной площадке отмеряется квадрат. По углам становиться четыре человека, и на их плечи садятся тоже четверо. Те, кто сидят сверху - гусары, кидают друг другу мяч. Если кто-то из них не поймает мяч, то те, на которых сидят, сбрасывают своих всадников, пытаясь поднять мяч и ударить им кого-нибудь из всадников. Тогда всадники превращаются в коней, а кони в всадников или в гусаров. Если три раза подряд всадники не меняются, то наступает развязка игры: каждый гусар на своем коне проезжает несколько раз по треугольнику.
|
|||
|