|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным
Типы придаточных предложений в русском языке
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом: 1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/. Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом: Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения: 2) параллельное подчинение: а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные: Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3. Линейная схема: Иерархическая схема: б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части: Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда онана меня посмотрела 3. Линейная схема: Иерархическая схема: 3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно): Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3. Линейная схема: Иерархическая схема: В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например: Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/(Ф. М. Достоевский). Линейная схема: Иерархическая схема: СПП с параллельным ([2] — 1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4) подчинением.
Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям. 1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал. 2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче. 3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей. 4. Мы не спросили, чего он боится. 5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. 6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель. 7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще. 8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени. 9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу. 10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье. 11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом. 12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом. Упражнение 23. Определите тип придаточного. 1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________ 2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________ 3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________ 4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________ 5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________ 6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________ 7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________ 8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________ 9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________ 10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|