Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным



 

Типы придаточных предложений в русском языке

тип прида-
точного

вопрос

связь присловная / неприсловн.

средства связи

указа-
тельные слова в ГП

пример

союзы союзные слова
1. опреде- лительное какой? сущ. или мест. в главной части   который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что такой, тот Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом,что стоял на горе, был хорошо виден.
2. изъясни- тельное падеж- ные вопросы глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько то (во всех формах) Известие о том, что я приеду, его не обрадовало.Я не знаю,как ему об этом сказать.Надо, чтобыон пришел.
3. времени когда, как долго, с каких пор, до каких пор? когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг когда (если относится ктогда или др. наречию со знач. времени в главной части) тогда Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.
4. места где, куда, откуда? мест. (см. указательные слова), наречие   где, куда, откуда там, туда, оттуда Я был там,где никто из вас не был. Пойду, кудаглаза глядят.
5. причины почему, отчего? потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что     Я очень нервничал,так как был не до конца готов к ответу.
6. следствия каково след- ствие? так что     Было холодно, так что из дома мы не выходили.
7. условия при каком условии? если (...то / так / тогда), когда (=если),коли, коль скоро, раз, в случае если     Если ты не позвонишь, я буду волноваться.
8. цели зачем, с какой целью? чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только   затем Они пришли,чтобыпроститься.
9. уступки несмотря не что, вопреки чему? хотя (хоть),несмотря на то что, даром что, пусть, пускай что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни   Хотя я болел, нозадание выполнил.Как я нистремился домой, поехать туда мне не удалось.
10. срав- нения как что, подобно чему? как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы   так Листья зеленеют,словно их кто-то вымыл. Было так тихо,как бывает только в осеннем лесу.
11. меры и степени в какой мере, степени? мест. (см. указательные слова), наречие что, чтобы,любой сравнительный союз насколько, сколько так, такой, настолько, (не) столько Было так тихо, чтостановилось не по себе. Мы поднялись на такую высоту, чтозахватывало дух.
12. образа действия как, каким образом? так   как так Я всё сделал так, как ты мне сказал.
13. присое- динитель- ное   что (в любой падежной форме),отчего, почему, зачем   Отец долго не приезжал,что всех беспокоило. Я здоров,чего и вам желаю.

 

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным

В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:

1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:

Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.

Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:

Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:

2) параллельное подчинение:

а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:

Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.

Линейная схема:

Иерархическая схема:

б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:

Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда онана меня посмотрела 3.

Линейная схема:

Иерархическая схема:

3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):

Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3.

Линейная схема:

Иерархическая схема:

В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например:

Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/(Ф. М. Достоевский).

Линейная схема:

Иерархическая схема:

СПП с параллельным ([2] — 1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4) подчинением.

 

 

Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.

1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.

2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.

4. Мы не спросили, чего он боится.

5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.

7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.

9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.

Упражнение 23. Определите тип придаточного.

1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________

2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________

3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________

4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________

5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________

6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________

7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________

8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________

9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________

10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.