Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Театр в России. Репертуар



 Театр в России

Россия заслуженно гордится своим театральным искусством. Система работы актера над ролью, разработанная К.С. Станиславским, известна по всему миру, пьесы для театра всегда создавали лучшие писатели, а злободневные спектакли передают «нерв» своей эпохи. В театр в России всегда шли не столько за развлечением, сколько за откровением, за правдой.

Сейчас, к сожалению, под «правдой» нередко понимают грубую откровенность: ненормативную лексику, крики или «обнаженку» на сцене. Много и эпатажных спектаклей, смысл который понятен только их авторам. Но, тем не менее, кое-где великие актерские традиции сохраняются, создаются актуальные и при этом качественные спектакли, а билеты в хорошие театры распродаются за пару месяцев.

Оперное искусство в силу своей природы осталось более верным классике. Помимо популярных иностранных опер, в России много оригинальных произведений. Их нередко создавали лучшие композиторы своей эпохи.

 

Репертуар

XIX век подарил русскому театру множество блестящих спектаклей по пьесам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского. Их с удовольствием ставят и теперь, в классических и новых трактовках, ведь темы, поднимаемые в этих спектаклях, актуальны до сих пор: конфликт подлости и благородства, фальшивого и настоящего, и, конечно же, Россия и ее особый колорит.

Оперная сцена также очень обогатилась в XIX веке. В это время оперы на историческую тему создавали композиторы М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, на сказочную – Н.А. Римский-Корсаков. Блистательны оперы П.И. Чайковского, многие из которых посвящены сюжетам русской литературы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Начало XX века стало для российского театра временем экспериментов. На арену вышла «новая драма», в центре внимания которой не закрученный сюжет, а личность и ее внутренний мир, в который актер, согласно «системе Станиславского», должен вжиться на психофизическом уровне. Яркий пример русской «новой драмы» – пьесы А.П. Чехова. Также стали очень популярны остросоциальные спектакли, где рассказывалось о проблемах различных слоев общества: об этом почти вся драматургия М. Горького.

В ту же эпоху появилась профессия театрального режиссера. Теперь его «присутствие» в спектакле чувствовалось не меньше, а то и больше, чем драматурга. Режиссер мог вольно трактовать материал, делать действие совершенно условным и наполнять его самыми невероятными метафорами. Эта тенденция сохранилась и по сей день.

В Советском союзе театр строго контролировался государством. Главным направлением был «социалистический реализм», а героями спектаклей стали рядовые советские люди, их нравственные идеалы: честность, желание всеобщего счастья, скромность. После развала Советского Союза многие хорошие спектакли из-за их «советской» тематики оказались незаслуженно забыты, но постепенно прекрасные пьесы А.Н. Арбузова, В.С. Розова, Л.Г. Зорина, А.В. Вампилова вернулись на сцену. Их стоит смотреть, чтобы понять, как думали и чувствовали люди советского времени. Что касается оперы, качественные образцы создавали композиторы С.С. Прокофьев, Д. С. Шостакович, Т.Н. Хренников, И.И. Дзержинский.

Позднесоветская эпоха с ее политической «оттепелью» и последующим застоем стала колыбелью новых веяний. Действие стало еще более психологичным, а темы злободневными. Музыкальная составляющая в спектаклях стала играть новое значение, на сцене появился новый для России жанр рок-оперы. Одной из самых лучших стала «Юнона и Авось» в московском Ленкоме – этот спектакль с аншлагом идет до сих пор. В эти же годы вышла на сцену плеяда талантливейших актеров, многие из которых теперь возглавляют свои театры.

После развала Советского Союза театрам пришлось нелегко. Отсутствие запретов открыло дорогу не только талантам, но и искателям легкой популярности за счет эпатажа. Но постепенно из хаоса выкристаллизовалось несколько направлений. Часть театров развивает классические тенденции (БДТ им Г.А. Товстоногова в Петербурге), часть играет с новыми формами (Театр «Глобус» в Новосибирске), а часть пытается передать «нерв» современной жизни в документальных (Театр.doc в Москве) или юмористических («Квартет И» в Москве) спектаклях. И почти все театры пытаются сочетать проверенные старые пьесы (или инсценировки классики) с актуальными произведениями новых драматургов. С начала 2000-х в Россию пришел жанр мюзикла, ставший очень популярным у публики. Что касается современной оперы, пока что она только ищет свое лицо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.