Жанр пейзаж в учебных программах
Таблица
Жанр пейзаж в учебных программах
№
|
Название раздела, тема урока (класс)
|
Кол-во ч.
|
Формируемые предметные учения/характеристика видов художественной деятельности
|
Задания
|
| «Человек и пространство. Пейзаж»
6 класс
«Жанры в изобразительном искусстве»
| 7 ч.
| Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.
Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира.
Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.
| Задание: участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа.
| «Пейзаж – большой мир»
| Узнать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художников эпического и романтического образа в пейзаже.
Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
| Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т.д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями).
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.
| «Изображение пространства»
| Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох.
Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов.
Различать в произведениях искусства различные способы изображения
| Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице, создание простых зарисовок наблюдаемого
пространства с опорой на правила перспективных
сокращении.
| Продолжение таблицы
|
|
| пространства.
Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.
Наблюдать пространственных сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.
Приобретать навыки (на уровне общих представлении) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.
| Материалы: карандаши, бумага.
| «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»
| Объяснять понятия «картинная плоскость», «точки зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.
Объяснять правила воздушной перспективы.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
| Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага.
| «Пейзаж настроения. Природа и художник»
| Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19 веке.
Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний
человека.
| 1. Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).
2. Создание пейзажа на передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «лунный свет», «Весенний
| Продолжение таблицы
|
|
|
| мотив» и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
| «Пейзаж в русской живописи»
| Получить представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианов, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.
Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана.
Уметь рассуждать значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.
Приобретать учения и творческий опыт в создании композиционного
живописного образа пейзажа своей Родины.
Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников.
| Разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родина», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
| «Пейзаж в графике»
| Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве.
Развивать культуру восприятия и понимания образности и графических произведениях.
Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник.
Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок.
| Создание графической работы на тему «Весенний пейзаж».
Материалы: графические материалы по выбору.
| «Городской пейзаж»
| Получить представление о развитии жанра городского пейзажей в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия
| Создание городского пейзажа (темы: «наш город», «улица моего
| Продолжение таблицы
|
|
| образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания образа городского лица пространства и образа в архитектуре.
Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города.
Приобретать новые композиционные навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.
Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.
Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной работы.
| детства» и т.п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).
Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету графические материалы, ножницы, клеи.
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы).
| Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, претворении в художественный образ.
Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
| Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства участие в выставке творческих работ, посещение музея изобразительного искусства.
|
| «Поэтический образ родной природы в
|
| Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии.
| Творческое задание с использованием живописных и
| Продолжение таблицы
| изобразительном искусстве»
5 класс
«Красота осеннего пейзажа в живописи и графике»
|
| Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии, выделять особенности «пейзажей настроения». Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев.
Участвовать в обсуждении художественных средств создания образов осенней природы в творчестве мастеров пейзажного жанра.
Объяснять значение слова монотипия.
Отличать особенности техники монотипии.
Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в техники монотипии. Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (теплые и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи грустного, пасмурного или радостного солнечного состояния природы. Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручкой и т.п.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Интернета и обработку информации с применением компьютерных технологий и полученных знаний в измененных условиях.
| графических средств.
Материалы: бумага, гуашь, стекло или пластик, кисть, перо.
|
| «Живопись»
5 класс
|
| Формировать представление о закономерностях произведения.
Овладевать различными приемами работы акварелью, гуашью и другими живописными материалами.
Учиться видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать
| Задания: упражнение с цветом: цветовая растяжка по сухому и по сырому листу (акварель).
Копия акварельной работы известного
| Окончание таблицы
|
|
| свои впечатления в рисунках.
Анализировать тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного цвета с особенностями другого.
Применять в рисунках разные приемы работы акварелью, гуашью, добиваться образной передачи действительности.
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
| художника.
Наброски и этюды: растения, животные, люди- рисовать с натуры или по представлению (любые живописные материалы).
|
|