|
|||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская основная общеобразовательная школаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская основная общеобразовательная школа администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Детские Рождественские чтения
Тема: «Православие как источник истинного патриотизма и великой культуры»
Покровители семьи: «Святые благоверные Муромские – чудотворцы Петр и Феврония»
Романова Татьяна, 6 класс МБОУ Наумовская ООШ Руководитель: учитель истории I квалификационной категории Романова А.В.
Содержание: 1. Муром – старинный город России 2. Святые, ярчайшие личности Святой Руси 3. Поэтичная повесть о мудрости и любви 4. Помощь благоверных супругов 5. Приложение 6. Литература
1. Муром – один из древнейших городов России. Он расположен на берегу реки Оки. Славилась Муромская земля богатырями, и первый среди них – Илья Муромец. Свое название город получил от финно-угорского племени - мурома. В современном Муроме сохранились памятники архитектуры XVI – XIX века - церкви и соборы. Мне посчастливилось несколько раз посетить этот город. Я была в соборах, историческом музее, а недавно в этом городе появился новый памятник -Святым Благоверным Петру и Февронии Муромским. Мне захотелось про них узнать. Я посетила Троицкий Собор, в котором покоятся мощи Муромских чудотворцев. В церковных лавках продается много православной литературы. Я купила книгу про Петра и Февронию. Прочитав её, я узнала легенду об этих святых чудотворцах.
2. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни этих чудотворцев, благоверных и преподобных супругов много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. 3.Записал повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI в. священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. Никто не мог исцелить Петра от тяжелой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю, село Ласково. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь «древолаза», бортника (добывавшего дикий мед), имевшую дар прозорливости и исцелений. Она была красивой, благочестивой и мудрой девушкой, имела дар прозорливости и исцеления, ее, даже, слушались дикие животные. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!». Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Постепенно князь понимает, что Феврония – его единственная любовь, а их союз – благословение Божие. И святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания! После смерти брата в 1203 году, Петр стал самодержцем в Муроме. Феврония же «храм Божий усердно посещала, странников кормила и поила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, милостыню нищим раздавала». Однако, надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, они «подучивали своих мужей недоброму». И те всякие наветы пытались возводить на княгиню, а однажды, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не желала. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, сказав слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает». Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги на двух судах поплыли по Оке куда Бог пошлет. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. Недолго продолжалось их странствование. Вскоре приехали гонцы из Мурома с мольбой вернуться Петру для княжения. Оказалось, что любовь Петра и Февронии была не только их личной святыней, а святыней всего Мурома, утратив которую город потерял и осенявшую его благодать. Бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул, кровопролитие и раздор. Настроения и междоусобные распри достигли такой силы, что народ был просто вынужден с почетом вернуть святых супругов обратно. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где продолжали княжить по-прежнему, в народе говорили «Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть». Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, они приняли монашество. Существовал тогда на Руси благочестивый обычай заканчивать свою земную жизнь в монастыре, чтобы приготовить свою душу для жизни вечной. Петр, нареченный Давидом, жил в мужской обители, Феврония, нареченная Ефросинией, – в женской. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили Бога умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который давно приготовили для себя. Завещанием этим, в сущности, разрешается неразрешимое будто бы противоречие между браком и монашеством. Супруги, даже и облаченные «во монашеские ризы», желают умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо – в одного человека с одной душой, но в двух лицах». Ну а если смерть отсекает от единого существа одну часть, одну половину, то как же возможно оставаться при этом в живых второй половине? Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что посчитали непристойным хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела обретались вместе. Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После этого уже никто не дерзнул разлучать их. С тех пор покоятся мощи этой «святой двоицы» в едином гробу, источая благоухание и помогая всем, с верою к ним приходящим. В XVI веке Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году царь Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена Церкви и в 1993 году торжественно перенесена в Троицкий женский монастырь города Мурома.
Сергей Александрович Тимошенко написал стихотворение «Святые Петр и Феврония навсегда»
Приложение
|
|||
|