Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Идея проекта.



Идея проекта.

Проведя блиц-опрос учеников класса на тему «Какой из музыкальных инструментов, по вашему мнению, в наше время самый известный и популярный?», мы выяснили, что таким инструментом, наряду с гитарой и скрипкой, является фортепиано. Когда задали дополнительные вопросы о происхождении фортепиано, его устройстве и разновидностях, выяснилось, что познания в этой области у обучающихся довольно скромные.

Мы с учениками пришли к единому мнению, что данный пробел следует восполнить, необходимо раскрыть «секреты» фортепиано – одного из самых популярных и любимых музыкальных инструментов. Так возникла идея проекта с одноимённым названием «Секреты фортепиано».

Творческие группы проекта:

1. Руководители проекта: преподаватели фортепиано Александрова О.П., Данилова Н.А.

2. Ведущие концерта- беседы: Карловская Арина, Антоненко Анастасия.

3. Ответственные за составление мультимедийной презентации: Трифонова Ксения, Завёрткина Анастасия.

4. Поиск и представление интересных фактов об инструменте: Попова Полина, Киселёва Вероника.

5. Составление вопросов для викторины: Фокина Екатерина, Трошина Мария.

6. Поиск стихов о фортепиано: Белякова Анна.

7. Исполнители концертных номеров: Иванова Ксения, Давтян Мариам, Лузина Виктория, Касьянов Никита, Белякова Анна, Пивушев Глеб, Колосова Софья, Ожогина Екатерина, Ермушова Анна, концертмейстер Данилова Н.А, Милюченкова Анна, Макарова Анастасия, ансамбль преподавателей Александровой О. П. и Даниловой Н.А.  

 

 

     

 

 

Сценарий концерта - беседы к творческому проекту  

                          «Секреты фортепиано».

                                                             Музыкальный эпиграф: мелодия песни композитора

                                                             М. Минкова «Старый рояль»

                                                             в исполнении ансамбля преподавателей (Даниловой             

                                                             Н.А. и Александровой О.П.).

 

Ведущий 1. Добрый день, друзья! Сейчас прозвучала мелодия песни композитора Марка Минкова под названием «Старый рояль». Как вы, наверно, уже догадались, сегодня речь пойдёт об инструменте, который своим внешним видом может украсить любой концертный зал, который при случае может заменить целый оркестр. Мы с глубоким уважением и почтением относимся к этому инструменту, ведь ему уже более 300 лет. «Секреты фортепиано» - так мы решили назвать нашу встречу.

Ведущий 2. К сожалению, играя на фортепиано, мы иногда очень мало знаем о нём. Наш инструмент так могущественен и так скромен! Он не требует, чтоб его носили на руках, как поступают с большинством его собратьев, не требует футляров и ежедневной настройки. Но даже самое скромное пианино – это личность со своим характером и со своей историей, и знать её не только интересно, но и полезно. Сегодня мы постараемся открыть некоторые секреты этого удивительного инструмента. Для начала раскроем тайну происхождения фортепиано.

Ведущий1. Для этого давайте перенесёмся в далёкое прошлое и вспомним о тех клавишных инструментах, которые существовали ещё до появления фортепиано, то есть, были его предшественниками. Это клавикорд, клавесин и спинет (1 слайд).Без них невозможно представить себе старинную музыку. Они имели ряд бесспорных достоинств, но, к сожалению, были у них и существенные недостатки.

- У клавира звук певучий, нежный, способный вибрировать, но очень тихий (звучит клавикорд).

- Клавесин же обладал ярким, концертным звуком, но при этом быстро затухающим, на нём было трудно исполнять произведения с напевным звучанием(играет клавесин).

Ведущий 2. Музыкантам требовался более совершенный клавишный инструмент, в котором бы совмещались яркое концертное звучание и возможность исполнения тончайших динамических оттенков – от еле слышного пианиссимо до громогласного фортиссимо.

 В 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (2 слайд) работал над созданием нового механизма звукоизвлечения. «А что, если пёрышки, которые щиплют струны в клавесине, заменить молоточками, которые будут по ним ударять?..», - подумал Кристофори. Звук получается совершенно иным. Нажимая с разной силой на клавишу, с которой соединён молоточек, теперь можно извлекать как едва слышные, так и громоподобные звуки. Но главное – теперь можно плавно наращивать или ослаблять динамику звучания. А чтобы молоточек оставался прижатым к струне и не заглушал её вибрацию, Кристофори изобрёл специальный возвратный механизм. Со временем новый инструмент получил название фортепиано (от итальянского forte- громко и piano- тихо).

Ведущий 1. Первые инструменты были весьма несовершенными (3 слайд). Великий композитор Иоганн Себастьян Бах, живший в ту эпоху, не особенно лестно отзывался о новом инструменте, находя в нём существенные недостатки. Зато Иоганн Христиан Бах – младший сын композитора впервые продемонстрировал фортепиано с концертной сцены.

Так меняются времена, меняются нравы! Со временем претерпел изменения и внешний вид инструмента, известны, например, «жирафовое» и «пирамидальное» фортепиано (4 слайд).

Ведущий 2. Ребята, а вы никогда не задумывались, почему один и тот же инструмент иногда называют то фортепиано, то пианино?

 Под словом фортепиано подразумевают все разновидности клавишно- струнных инструментов с молоточковой механикой. Сегодня таких разновидностей 2- рояль и пианино (5 слайд).Рояль в переводе с французского означает королевский. Струны и дека в рояле располагаются горизонтально. Струны имеют большую, по сравнению с пианино длину и располагаются в корпусе крыловидной формы. Рояль очень массивный и габаритный инструмент с великолепным концертным звучанием. Пианино – это домашняя разновидность фортепиано. Струны пианино располагаются вертикально, звук, по сравнению с роялем, более тихий и приглушённый. Для домашних занятий пианино незаменимо, так как занимает меньшее пространство. Фортепиано совершенствуется до сих пор. В наше время наряду с механическими появились высокотехнологичные электронные цифровые пианино и рояли, синтезаторы (слайд 6).

Ведущий 1. Друзья, продолжая раскрывать секреты фортепиано, предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

- Как вы думаете, зачем на концертах у рояля открывают крышку? (слушаем ответы и дополняем).

- А для чего роялю нужны 3 педали? (слушаем и дополняем).

- Сколько клавиш у рояля? (88).

Ребята, а вы знаете, что каждая струна у рояля имеет силу натяжения около 80 килограммов (то есть, выдержит вес взрослого человека)? Всего на фортепиано около 220 струн, а общее их натяжение в среднем около 18 тонн! А на роялях даже до 25 тонн! Примерно столько же весит камаз с прицепом. Поэтому рама, на которую натягиваются струны, делается из чугунного сплава. Вот такой интересный факт!

А сейчас послушаем интервью, в котором профессиональный настройщик расскажет нам об устройстве рояля. (Фрагмент видео). http://www.youtube.com/user/AcademiaN...

Ведущий 2.Ну вот, теперь раскрыт ещё один секрет- секрет устройства этого удивительного инструмента.

Друзья, можете ли вы назвать имена композиторов, писавших музыку для фортепиано?

(Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Рахманинов…) (слайд 7).

А знакомы ли вам имена известных виртуозов, исполнителей-пианистов? (Святослав Рихтер, Лев Оборин, Михаил Плетнёв, Денис Мацуев…)

Ведущий 1. Ребята, вы внимательно слушали и, надеюсь, многое запомнили. Предлагаем вам принять участие в викторине.

- Какие 3 старинных инструмента являлись предшественниками современного фортепиано? (клавесин, клавикорд, спинет);

- как звали создателя фортепиано, в какой стране он жил и в каком году создал фортепиано? (Бартоломео Кристофори, Италия, 1709 г.);

- сколько разновидностей фортепиано существует сегодня и какие? (Рояль и пианино, механические и электронные);

- как переводится слово рояль с французского? (Королевский);

- чем отличается рояль от пианино? (Расположением струн, размерами, силой звука);

- сколько педалей у рояля? (Три).

Ведущий 1. Молодцы!

 Подводя итоги сегодняшней беседы, хочется отметить, что область применения фортепиано разнообразна: от домашнего музицирования до огромных эстрадных площадок. Без фортепиано не обходится ни один концерт классической и современной музыки, оно звучит как в сольном исполнении, так и в ансамбле, оркестре. Эти факты свидетельствует о том, что фортепиано по сей день является современным, универсальным, востребованным и популярным инструментом.                                                                                                                                                          Ведущий2. Друзья, сегодня нам удалось раскрыть основные секреты фортепиано: мы узнали тайну происхождения фортепиано, секреты его устройства, познакомились с разновидностями этого инструмента; вспомнили имена композиторов, написавших музыку для него, а также имена пианистов- виртуозов; сегодня мы услышали много новых интересных фактов об этом замечательном инструменте. Вы активно отвечали на вопросы, участвовали в викторине. Всё это позволяет надеяться на то, что   инструмент стал для вас ближе и понятнее.

Ведущий1.А сейчас предоставим слово самому виновнику сегодняшней встречи - нашему старому, доброму школьному роялю, который много видел на своём веку. Мы уверены, что если внимательно прислушаться, то сам инструмент сможет поведать вам о себе и раскрыть свои самые заветные тайны.

 Предлагаем вашему вниманию концерт, который подготовили наши ученики. Просим поддержать юных пианистов!

  Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль.

Ведь нельзя же со слоном спутать трёхэтажный дом!

Пой под музыку, пляши – инструменты хороши!

                            Порядок выступлений:

1. Иванова Ксения А. Гедике «Танец».

2. Давтян Мариам П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

3. Лузина Виктория А. Гречанинов «Мазурка».

4. Ансамбль (ученик-преподаватель): 1 партия Касьянов Никита, 2 партия

 Данилова Н.А. Итальянская нар. песня «Санта Лючия»,

5. Белякова Анна И. Кореневская «Дождик».

6. Пивушев Глеб «Французская мелодия» (переложение Бакуловой).

7. Колосова Софья С. Майкапар «Вальс».

8. Ожогина Екатерина Э. Градески «Задиристые буги».

9. Ермушова Анна Ж.-Б. Люлли «Гавот» (флейта), концертмейстер Данилова         

Н.А.             

10. Милюченкова Анна (синтезатор) А. Гедике «Ригодон».

11. Макарова Анастасия Т. Симонова «Клоун».

12. Ансамбль преподавателей Александровой О. П. и Даниловой Н.А.         

В.Гаврилин «Вальс» из балета «Анюта».

 

Ведущий2. Вот и отзвучали аккорды последней пьесы… Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем артистам за выступления, а слушателей благодарим за внимание и аплодисменты!

Надеемся, что фортепиано станет для вас настоящим помощником в жизни и учёбе, верным другом, которому можно доверить свои мысли и чувства. Играйте на фортепиано и будьте счастливы! До новых встреч!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.