Сравнительна таблица. «Альтернативные модели исторического исследования» (А.В. Лубский)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ
Направление подготовки: 46.04.01 « История» (уровень магистратуры)
Направленность:
«Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии»
Сравнительна таблица по монографии А.В. Лубского
«Альтернативные модели исторического исследования»
Выполнила:
магистрант гр. ЗМ 46.04.01.06-24
Макшакова А.А.
Проверил: д.и.н., профессор
Мельникова О.А.
Ижевск, 2020
Сравнительна таблица. «Альтернативные модели исторического исследования» (А.В. Лубский)
Линии сравнения
| Классическая модель исторического исследования
| Неклассическая модель исторического исследования
| Неоклассическая модель исторического исследования
| 1.Период возникновения
| Начало формирования в эпоху Просвещения XVII-XVIII вв., до сформировавшейся исторической науки середины-второй половины XIXв.
| На рубеже XIX -XX вв.
| Вторая половина XX – начало XXI вв.
| 2.Принципы лежащие в основе модели
| В основе классической модели исторического исследования лежал принцип социологизма, сочетавший два аспекта: предметный и методологический. Предметный аспект проявлялся в холизме – интерпретации общества как целостной социальной реальности, и в социальном детерминизме, в рамках которого общество представлялось в виде социальной системы с жесткой взаимозависимостью ее различных структур.
Методологический аспект принципа социологизма реализовывался в когнитивной стратегии к.м. исторического исследования, которая носила номотетический характер. Ориентирует на познание общего, приобретавшего форму социального закона и на открытие исторических закономерностей. Поэтому, выясняя то, как это было «на самом деле» в прошлом, историки стремились к выявлению «общего», присущего определенному классу исторических явлений и установлению их «повторяемости» в историческом процессе.
| Основу неклассической модели научного исследования составляет принцип номинализма, в рамках которого социальная реальность воспринимается как сложный и уникальный мир саморегулирующейся повседневности, основанием которой выступают различные картины мира и уникальные духовные коды жизнедеятельности людей.
В результате предметом неклассической модели исследования является повседневная жизнедеятельность людей и их духовные практики, внутренний мир человека и различные формы его индивидуального бытия, носящие уникальный характер.
| В неоклассической модели исторического исследования при реализации его научной стратегии особое значение придается трем принципам - историзму, объективизму и холизму.
Принцип историзма (3 аспекта)
1. Признание того, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями, что между нашей эпохой и всеми предыдущими существуют серьезные различия. Поэтому принцип историзма требует учета различий между прошлым и настоящими, преодоления представлений о том, что люди прошлого вели себя и мыслили так же, как мы.
2. Понимание того, что задача историка состоит не просто в том, чтобы раскрыть подобные различия, но и объяснить их, погружая в исторический контекст. Принцип историзма в этом аспекте предполагает, что предмет исторического исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки.
3. Требование не рассматривать исторические события в изоляции, а представлять историю как процесс и связь между событиями во времени.
Объективизм. Признание прошлого в качестве объективной реальности и возможности получения научного знания, адекватного исторической реальности
Холизм. Ориентирует историка, с одной стороны, на необходимую целостность изучения предмета исследования, а с другой – на изучение ист. реальности, как иерархии «целостностей», не сводимых к составляющим их частям.
| 3. Методологический аспект
| Методологический аспект принципа социологизма реализовывался в когнитивной стратегии к.м. исторического исследования, которая носила номотетический характер. Ориентирует на познание общего, приобретавшего форму социального закона и на открытие исторических закономерностей. Поэтому, выясняя то, как это было «на самом деле» в прошлом, историки стремились к выявлению «общего», присущего определенному классу исторических явлений и установлению их «повторяемости» в историческом процессе.
| Методологический аспект принципа номинализма заключался в том, что историческая наука, обретая человека в истории, тем самым превращала историческое исследование в «субъектно-субъектное» отношение, в «диалог культур»: современной культуры историка и культуры прошлых народов и эпох. Поэтому когнитивная стратегия неклассической модели исторического исследования состояла в восстановлении смысла чужого опыта повседневности, его коммуникативной и символической природы посредством аксиологического в него «вживания», а также рациональной реконструкции его социокультурного контекста. Основным познавательным средством неклассической модели исторического исследования стало понимание, направленное на «постижение» смысла тех или иных индивидуальных действий.
| Все большее внимание стала привлекать история «малых форм», или всего того, что ранее нередко квалифицировалось как «мелкотемье», в том числе изучение жизни людей, не относившихся к элите своего времени и обойденных вниманием историков.
Распространенным объектом исторического изучения становятся отдельные сообщества и группы - этнические и конфессиональные, социальные и профессиональные, половозрастные и т.д
| 4. Основные направления изучения
| 1.Теория общественно-экономических формаций;
2.Теория постиндустриального общества;
3.Миросистемная теория;
4.Теория модернизации.
| 1.Истории локальный цивилизаций;
2. История повседневности;
3. История ментальностей;
4. Микроистория.
| 1.Синергетика - область научных междисциплинарных исследований, занимающаяся изучением кооперативных явлений в сложных динамических системах в процессе их самоорганизации.
|
Вывод:1. Превращение истории в науку определялось культурно-исторической ситуацией эпохи позднего средневековья и начала нового времени, связанной с переходом к гуманизму и рационализму, со стремлением получить более точные и глубокие знания о прошлом человечества. Основные этапы развития научной историографии принято представлять в виде смены трех ее парадигм: классической, неклассической и постнеклассической (постмодернистской, неоклассической).
2. Классическая парадигма сложилась на основе таких направлений историософии XVIII-XIX вв., как прежде всего рационализм, гегельянство, позитивизм, рассматривала историю как на одну из конкретных наук, исходила из возможности объективного познания прошлого и стремилась найти общее объяснение исторического процесса.
3. Неклассическая парадигма исторического исследования сформировалась на рубеже XIX-XX вв., исходила из особенностей истории по сравнению с естествознанием и из субъективной природы исторического источника, и самого исторического знания и относительности последнего.
4. Постмодернизм в историографии конца ХХ в. основывался на переоценке традиционных ценностей человечества, на отказе от холистского видения мира, от идеи закономерности истории, от возможности познания прошлого вообще. Ценность всякого исторического труда связывалась с выражением в нем авторских впечатлений от источника, не видя при этом сколько-нибудь заметной творческой роли самого историка. Постмодернистский вызов в историографии и в культуре вообще вызвал в качестве одного из ответов появление неоклассического направления в историографии, частично восстанавливавшего основы историографии прежнего времени.
|