Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уважаемые студенты специальности



Уважаемые студенты специальности

«Сварочное производство»!

Курс философии закончился, готовимся к экзамену.

Здесь размещены основные философские понятия и их определения. Консультацию по иным возникшим вопросам вы можете получить в любое время через электронную почту: aptorbeeva@phtt.ru

Глоссарий по философии (Словарь)

 

Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.
Агностицизм(от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т. Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.
Аксиология философская – философская теория общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, справедливость, долг).

Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.
Антропоцентризм– мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое.
Апория ( от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела».
Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона
Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом.

Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.
Брахман (санскр.) – в древнеиндийском религиозном умозрении высшая обьективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, а также высшая каста.

Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Греки различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.

Варна – закрытое социальное сословие в древней индии (каста).

Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия (идеи Шопенгауэра).

Воля– способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.

«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов.

Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии.

Гносеология (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.

Гуманизм (от лат. человечный) – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность

Дао – путь развития всех вещей в мире.

Даосизм– национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая.

Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.

Деизм (от лат. бог) – понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события.

Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).

Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.

Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Идеализм – философское учение, утверждающее, что сознание, мышление первично, а материя, природа, вторична.

Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro – внутрь, extra – вне, снаружи и verto –поворачиваю, обращаю) - обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: Понятия введены К.Г. Юнгом.

Инь и янь (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.

Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции.

Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида.

Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму. (Шопенгауэр, Ницше), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер.
Категории(от греч. высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. (бытие, идея, сущность, количество, качество).
Категорический императив (от лат. imperativus) - термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики.

Карма(санскр. – дело, жребий,судьба) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.

Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) -  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.

Космос– в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.

Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез – сам процесс образования и становления мира.

Майевтика (от греч. повивальное искусство) – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.
Материализм – направление в философии, утверждающее первичность материи, природы и вторичность сознания, мышления.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


Медитация (от лат. размышляю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

Метафизика(от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.
Мокша– освобождение от сансары

Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной.

Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе.

Монизм- философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.
Наука– деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре

Натурфилософия(от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности (Гобс, Локк).
Онтология (от греч. сущее и учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Объективный идеализм– это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой дух)

Пантеизм ( греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. (Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла).

Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения.
Патристика – учение святых отцов христианской церкви.

Плюрализм– философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия и мнений.

Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания.
Релятивизм (от лат. relativus - относительный) -методологический принцип, состоящий в относительности и условности содержания познания.

Рефлексия ( от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ

Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь человека с системой социальных отношений и ценностей.

Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Суть - в бесконечном перерождении души.

Самосознание- сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я».
Сенсуализм(от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.

Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.
Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.
Спекулятивное (от лат. созерцаю) – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры.

Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном.

Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему.
Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Сциентизм(от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Тезис(от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.
Теология– (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, принимаемых как божественное откровение.

Теодицея(от греч. бог и справедливость) - учение, пытающееся согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея".
Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.
Томизм(от лат. Фома) - направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.

Трансцендентальный(от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально присущий рассудку,  не приобретённый из опыта, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость.
Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.
Универсалии (от лат. universalis – общий) - общие понятия.

Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.
Фатализм(от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Функция(от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц.
Ценность– понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»

Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры.

Чистый разум – теоретический разум в философии Канта.
Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи.

Эклектика (от греч. Выбирающий). Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий.
Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.

Этика(от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни.

 

Приложение: Апории Зенона

 

1. Ахиллес и черепаха— стадии погони

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

2. Дихотомия -деление пополам

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.

 

3. Летящая стрела - стрела Зенона

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.