|
|||
Уважаемые студенты специальностиУважаемые студенты специальности «Сварочное производство»! Курс философии закончился, готовимся к экзамену. Здесь размещены основные философские понятия и их определения. Консультацию по иным возникшим вопросам вы можете получить в любое время через электронную почту: aptorbeeva@phtt.ru Глоссарий по философии (Словарь)
Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности. Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств. Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью. Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Варна – закрытое социальное сословие в древней индии (каста). Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия (идеи Шопенгауэра). Воля– способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия. «Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Гносеология (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию. Гуманизм (от лат. человечный) – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность Дао – путь развития всех вещей в мире. Даосизм– национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая. Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель. Деизм (от лат. бог) – понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму. Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro – внутрь, extra – вне, снаружи и verto –поворачиваю, обращаю) - обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: Понятия введены К.Г. Юнгом. Инь и янь (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное. Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида. Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму. (Шопенгауэр, Ницше), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер. Карма(санскр. – дело, жребий,судьба) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения. Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм. Космос– в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению. Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию. Космогенез – сам процесс образования и становления мира. Майевтика (от греч. повивальное искусство) – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Метафизика(от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии. Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной. Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе. Монизм- философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Натурфилософия(от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности (Гобс, Локк). Объективный идеализм– это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой дух) Пантеизм ( греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. (Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла). Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения. Плюрализм– философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия и мнений. Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рефлексия ( от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь человека с системой социальных отношений и ценностей. Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Суть - в бесконечном перерождении души. Самосознание- сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я». Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры. Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство. Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном. Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Сциентизм(от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я». Тезис(от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду. Теодицея(от греч. бог и справедливость) - учение, пытающееся согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея". Трансцендентальный(от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость. Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований. Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Чистый разум – теоретический разум в философии Канта. Эклектика (от греч. Выбирающий). Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру. Этика(от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни.
Приложение: Апории Зенона
1. Ахиллес и черепаха— стадии погони Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху. 2. Дихотомия -деление пополам Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.
3. Летящая стрела - стрела Зенона Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
|
|||
|