Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СООБЩЕНИЕ. Опыт организации дополнительного образования детей с отклонениями в развитии



 

 

СООБЩЕНИЕ

по теме:

"Опыт организации дополнительного образования детей с отклонениями в развитии"

Выполнила:

Студентка 24 группы

Переверзева Ксения

Педагог:

Митусова Е.М.

 

 

 

 

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем , что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

 В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [1;2].

С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию[2;2].

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения[1;2].

В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (далее в тексте «Центр детского творчества») реализуется дополнительная образовательная программа «Я среди других», где с «детьми особой заботы» занимается педагог-психолог. Проводя на каникулах совместный мастер-класс по Оригами, я увидела заинтересованность детей родителей. После мастер-класса я пригласила их в свое творческое объединение «Модульное оригами». Сформировалась группа 8 человек (дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, ЗПР). У родителей было одно условие - дети должны заниматься не индивидуально, а в группе с обычными детьми. У меня было опасение, что дети с ОВЗ замкнутся и не будут работать на занятиях, но оно было напрасным. Дети очень быстро нашли общий язык, научились сотрудничать друг с другом, на занятиях всегда дружеская обстановка, что способствует более быстрому раскрепощению детей.

Я считаю, что учреждения дополнительного образования дают больше возможностей детям для самореализации и раскрытия своих способностей, а «детям особой заботы» данные учреждения помогают развиваться как личности. Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию «детей особой заботы». Они не чувствуют себя какими то другими, а наравне с обычными детьми выполняют задания.

Программа «Оригами модульное» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, аппликация и квиллинг. В учебной группе по 10-12 человек, дети с ОВЗ и обычные дети, дети разного возраста, иногда и разного года обучения.

Нетрадиционные формы проведения занятий развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу, к инновациям. Свои занятия строю по такой схеме:

- Рефлексия (при помощи психологических упражнений настраиваю детей на работу, узнаю их настроение);

- Вводная часть (рассказываю, что мы будем делать на занятии, загадываю им загадки или читаю стих по теме занятия);

- Просмотр мастер-класса;

- Практическая часть;

-Рефлексия (подведение итогов, оценивание своей работы и обязательно узнаю с каким настроением учащиеся уходят с занятия).

При проведении занятий использую нетрадиционный формы и методы проведения занятия, такие как викторина, игра-путешествие, тренинги. Так же использую интерактивную доску для демонстрации схем изготовления фигур, презентаций, просмотра мастер-классов. Для того, чтобы «дети особой заботы» быстрее адаптировались в коллективе, я прошу учащихся без ОВЗ быть моими помощниками при проведении занятия, мастер-класса или семейной мастерской. Тем самым воспитываю в учащихся терпимость, чувство сопереживания. Так же на свои занятия и мероприятия я приглашаю родителей или других членов семьи «особенных» деток. Ведь ничто так не сближает семью, как совместное творчество и досуг. Это позволяет родителям увидеть своих детей с другой стороны и немного отвлечься от повседневных проблем.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Необходимость интеграции обоих видов образования обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с педагогами дополнительного образования и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои способности педагоги-организаторы и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены творческих объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

3.Пути интеграции базового и дополнительного образования детей

Модель школы базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаёт единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой, эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

· обогатить содержание и формы учебной деятельности;

· сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

· предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индиви-дуального маршрута путем включения в занятия по интересам;

· создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;

· решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

· использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;

· проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;

· проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;

· создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;

· организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.

Одной из важных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школ с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школ с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Не менее важно творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методические объединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений как систему общего образования, в рамках которой ребёнок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способность реализовать его ожидаемые результаты, т.е. быть готовым к самостоятельному решению проблем, значимых для него. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребёнка.

В рамках сетевого взаимодействия удаётся обмениваться различными типами ресурсов (кадровыми, материально-трудовыми, методическими и пр.), В результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

 

Литература:

1. .Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.

2. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 256 c.

3. Макаров, И.П. Дополнительные главы математического анализа / И.П. Макаров. - М.: [не указано], 2013. - 756 c.

4.Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс,2016. - 352 c.

5. Карпенко, О.М. Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2013- 244 c.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.