Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Павел Филиппович Нилин — русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).



Афанасий Прокопьевич Щапов – российский историк, этнограф и публицист, сторонник теории регионализации (развития самоуправления на местном уровне), один из первых представителей социо-естественного подхода в изучении истории России.

Ранние годы

Родился 5 октября 1831 в селе Анга Иркутской губернии. Его родители, местный дьячок и бурятка-крестьянка, не могли платить за образование сына. В 1841 они отправили его учиться в иркутскую бурсу, где обучали детей из бедных семей за счет казны. Любовь к знаниям быстро выделила ребенка среди одноклассников. За успехи в учебе ему в виде исключения выделили книги. В 1846 г. за блестящие успехи Щапов был переведён в Иркутскую духовную семинарию, а после её окончания в числе лучших учеников направлен в Казанскую духовную академию, где учился в 1852—1857 годах. В это время в Казань было перевезено собрание рукописей из Соловецкого монастыря, на основе которых он написал диссертацию «Раскол старообрядчества».

Преподавательская деятельность. Казань

В сентябре 1856 года Афанасий Прокопьевич начал читать лекции по русской истории в Казанской духовной академии. 17 сентября 1860 года Щапов избирается профессором кафедры русской истории в Казанском университете. 12 ноября 1860 г. его первая лекция студентам Казанского университета началась словами:

«Скажу наперёд: не с мыслью о государственности, не с идеей централизации, а с идеей народности и областности я вступаю на кафедру русской истории».

Карьера молодого преподавателя складывалась вполне успешно.

В 1860 стал профессором на кафедре русской истории при Казанском университете, где проработал всего один учебный год.

За это время он стал членом тайного студенческого общества «Библиотека казанских студентов», для которого написал программу.

Отмена Крепостного права

Жизнь преподавателя резко изменилась после отмены крепостного права в 1861.

Александр второй подписал "Положения" и Манифест об "освобождении" крестьян от крепостной зависимости. В народе эти документы были восприняты враждебно. Согласно этому положению лучшие земли переходили в руки помещиков. Не такой воли ожидали крестьяне. Волнения усилились. Особенно крупное выступление крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии. Около 100 человек было убито солдатами, многие ранены.

Щапов был шокирован жестокой расправой и один из немногих преподавателей Казанского университета вступился за "невинно убиенных". Известна его речь на панихиде по расстрелянным крестьянам (16 апреля): «Други, за народ убитые! Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и свободе…Вы первые нарушили сон, разрушили наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Эта земля воззовет к восстанию и свободе: Да здравствует демократическая Конституция!"

За это его уволили из университета.

Первый арест. Петербург

Он поехал в Петербург, чтобы разобраться с причинами своего увольнения. По пути в столицу его арестовали (30 апреля). Уже будучи под следствием, Щапов обратился к Александру II с двумя письмами, в которых предлагал программу общероссийских реформ, основанных на идее развития региональных органов власти – областных земских советов.

Был освобождён из-под следствия в августе 1861, лишён кафедры и приговорён к двухнедельному аресту. Синод приговорил его к ссылке в Соловецкий монастырь, однако объяснительная записка Щапова своей прямотой понравилась министру внутренних дел Валуеву, который взял его на поруки. Приговор был отменён, а Щапов получил назначение на службу чиновником в Министерство внутренних дел и возможность работать с архивными документами по делам раскола.

Канцелярская работа мало привлекала ученого, намного больше ему импонировала литературная деятельность. Уволившись с государственной службы, в 1861–1864 Щапов работал профессиональным литератором, сотрудничая с известными литературными журналами («Современник», «Русское слово», «Время», «Отечественные записки», «Век» и др.).

В Петербурге Щапов познакомился с тогдашними кумирами революционной молодежи — Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым. От последнего он воспринял интерес к естественным наукам и попытался применить естественно-научный метод к своим исследованиям. Между тем политическая атмосфера сгущалась. В 1862 году Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 году он был приговорен к семи годам каторги. В это же время правительству стали известны сношения Щапова с Герценом, и он был выслан в Иркутск..

Ссылка в Сибирь. Иркутск

С 1862 за ним был установлен полицейский надзор, закончившийся в 1864 высылкой на историческую родину – в село Анга. К этому моменту он отказался от своей прежней теории развития местного самоуправления посредством земств, перенеся свое внимание с историко-политологических аспектов на этнографические.

Вскоре Щапова перевели в Иркутск, где он пытался продолжать свою научную и политическую деятельность, несмотря на оторванность от культурных центров. Он стал одним из членов Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. В качестве представителя этого общества участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край (1866), в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии (1874). В Иркутске он возобновил преподавательскую деятельность, его лекции пользовались большой популярностью.

«В тот короткий период, когда занимал у нас кафедру русской истории, он, можно сказать, царил в университете. Каждое его появление на кафедре было своего рода триумфом, каждая лекция – целым событием. Долгое время в те часы, когда читал Щапов, все остальные профессора прекращали свои лекции; лаборатории, клиники, анатомический театр – пустели. Городская публика из так называемого «Общества» также съезжалась послушать знаменитость на кафедре»

В ссылке были написаны наиболее важные научные труды, посвященные истории и этнографии Сибири.

Арест по делу «Общества Независимости Сибири»

Даже в сибирской провинции не отменялся надзор за вольнодумным ученым. Летом 1865 Щапов был арестован по делу «Общества Независимости Сибири», доставлен в Омскую тюрьму по обвинению в знании о «преступных действиях» главных членов кружка и освобождён от ответственности лишь 20 февраля 1868. В дальнейшем Щапов предпринимал попытки получить разрешение на возвращение в столицу, но безрезультатно.

После освобождения сотрудничал в журнале «Дело», «Записки Сибирского отдела РГО» и др.

Важнейшие произведения

Кроме упомянутых выше:

· "Земские соборы в XVII столетии",

· "Земский собор 1648—49 гг.",

· "Земство и раскол",

· "Влияние общественного мировоззрения на положение женщины в России"

· "Общий взгляд на историю великорусского народа",

· "О конституции" (А. П. Щапов, Неизданные сочинения, Казань, 1926).

· Сочинения А. П. Щапова, т. I — III, СПб, 1906—08 (по цензурн. соображениям не включают многих работ Щапова).

· Часть неопубликованных статей Щапова напечатана в "Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете";

· Речь 16 апреля 1861 опубликована в "Красном архиве"

Последние годы жизни

В Иркутске, в положении "невыездного" прошли последние годы его жизни.

До конца жизни у Афанасия Щапова были трогательные, нежные отношения с женой Ольгой Ивановной, урожденной Жемчуговой. Она была его ангелом-хранителем. Дочь бедного учителя семинарии, рано оставшись без родителей воспитывалась в семье своего дяди. Прекрасно владела французким языком, очень любила читать, давала частные уроки.

Афанасий и Ольга встретились в Петербурге. И не расставались всю жизнь. Она поехала с ним в Иркутск, еще не будучи женой. Поселились Щаповы на улице Почтамтской - ныне Степана Разина. Вскоре они обвенчались, но детей у них не было.

Ольга Ивановна умерла в марте 1874 года на руках у мужа. Последние ее слова были "Прости, Шоня". В своем завещании Щапов просил похоронить его на Знаменской горе.

"Умоляю и завещаю похоронить тут рядом с женой, а не где-нибудь. Схоронить меня без обрядов и церемоний, только без всякого затруднения и стеснения честных ближних... Завещаю все мои бумаги и книги Сибирскому отделу географического общества. Свято завещаю честным людям издать все мои сочинения и деньги употребить на уплату долгов, простирающихся до 1,5 тысяч рублей, и на учреждении стипендии во имя покойной моей жены Ольги Щаповой. Литератор А.П.Щапов".

Он написал это через 5 дней после похорон жены. А без нее не прожил и двух лет. Умер один 27 февраля 1876 от чахотки, в нищете. В старом сарайчике, служившем ему домом, было только обручальное кольцо, как память о любимой жене и старый самовар.

Спустя 10 лет на его могиле поставили памятник, сооруженный на добровольные пожертвования горожан, при непосредственном участии городского головы В. П. Сукачева.

Память

Был похоронен на Знаменском кладбище Иркутска. На его могиле был установлен памятник с надписью: «Родина — писателю». Могила Щапова является памятником истории федерального значения.

Гор. дума постановила назвать его именем школу в Знаменском предместье и установить одну стипендию в Казанском ун-те, содержащуюся за счет гор. средств.

В современном Иркутске один из переулков и улица в Маратовском предместье носят имя ученого.

5 ноября 1988 на Знаменской горе состоялось открытие обновленного памятника Щапова.

 

Марк Давидович Сергеев — поэт, драматург, писатель, общественный деятель. Главный редактор альманаха «Ангара» (1964–1967), руководитель Иркутской писательской организации (1964–1979). Почётный гражданин Иркутска (1986). Участник Советско-японской войны (1945).

Автор более 60 книг для детей, сказок, поэтических сборников, исторических повестей, исследовательских книг о Пушкине, декабристах, Байкале, изданных в России, бывших советских республиках и в зарубежных странах (Болгарии, Венгрии, Монголии, Чехии, Югославии, Японии и других). Более 50 фильмов о природе и текстов альбомов «Байкал» (премия ООН за самую красивую книгу года, 1984), «Сибирь», «Декабристы и Сибирь», «Это – Байкал» и другие. Один из инициаторов издания Восточно-Сибирским книжным издательством серий книг «Полярная звезда» (ответственный секретарь серии), «Литературные памятники Сибири» (член редколлегии и составитель томов), «Сибирская лира», «Сибирские записки», «Детская и юношеская библиотека Сибири», создатель (совместно со С. Н. Асламовой и А. М. Муравьевым) цветного журнала для малышей «Сибирячок». Более четверти века работал в качестве члена Президиума ВООПИиК и Общества книголюбов.

***

Марк Давидович Сергеев ( настоящая фамилия Гантваргер) родился 11 мая 1926 года в г. Енакиево на Украине в семье строителя. Его отец строил школы, больницы, шахты и вместе с семьёй переезжал с одной стройки на другую. Так в 1939 году будущий поэт попал в Сибирь и до конца жизни считал себя коренным сибиряком, а Иркутск – своей родиной. Стихи начал писать еще в школьном возрасте. Первое стихотворение было опубликовано в 1940 году в газете «Иркутский железнодорожник». В 1942 году, окончив 9 классов средней школы, поступил в Иркутский госуниверситет, а через год, прямо со студенческой скамьи ушёл в армию, был участником разгрома империалистической Японии на Дальнем Востоке.

Стихи восемнадцатилетнего поэта-бойца печатались во фронтовой газете. В 1949 году Марк Сергеев окончил филологический факультет Иркутского госуниверситета. До того, как стать профессиональным писателем, он был рабочим и военным журналистом, библиотекарем, лектором, пешком обошел берега Байкала, измерил таёжные тропы Тофаларии.

Первая стихотворная книга для детей «В чудесном доме» была издана в 1950 году. С этого времени начинается плодотворная деятельность Марка Сергеева – детского писателя, поэта, прозаика, драматурга, сценариста и переводчика. «Детская тема» в его творчестве разрабатывается в разных жанрах: это и увлекательное стихотворения, забавные сказки («Как краски пошли гулять», «Сказка о рассеянном музыканте и бурундуке – учителе пения»), и современные чудеса («Вот так чудеса», «Чудеса Байкала»), и научная фантастика («Машина времени Кольки Спиридонова»), и необычайные приключения.

Огромный читательский успех сопутствовал книге «Волшебная галоша», получившей высокую оценку критики. Изданная в 1958 году в Иркутске, она была переписана автором специально для Детгиза (1965), переведена на японский, венгерский языки. Книга «Капелька по капельке» (1965) сразу же стала популярной у школьников, по ней устраивались игры-путешествия на уроках краеведения, многие главы читались во Всесоюзном радиожурнале «Пионерская зорька». В весёлой и занимательной манере Марк Сергеев вёл с юными читателями серьезный разговор о жизни, о явлениях природы, красоте родной земли.

Следует отметить, что ряд его книг основан на документальных, мемуарных и других фактических источниках.  «…Прежде чем написать книгу о жёнах декабристов, я с 17 лет собирал материал – позже воспоминал Марк Сергеев. Итогом многолетней исследовательской работы писателя явились книги «Подвиг любви бескорыстной» (1975), «Несчастью верная сестра» (1978).

Марк Сергеев – признанный пропагандист наследия декабристов. Он являлся ответственным секретарём серии «Полярная звезда», посвящённой декабристам, одним из составителей важного для исторической науки труда «Сибирь и декабристы». Библиографический справочник (Иркутск, 1958), автор сценария кинофильма «Своей судьбой гордимся мы» (1976).

Связанный с родным краем нерасторжимыми узами, Марк Сергеев на протяжении ряда лет (с 1964 по 1979) возглавлял Иркутскую писательскую организацию. В творчестве писателя ярко выражена просветительская традиция. Об этом свидетельствует его неутомимая деятельность в качестве члена редколлегии издания «Литературные памятники Сибири», «Полярной звезды», библиотечки «Пионерские горны» и других изданий отечественной истории и культуры.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в октябре 1971 года за заслуги в области культуры М. Д. Сергееву было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР, он – лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина. В 1986 году Марк Сергеев был награждён орденом Дружбы народов.

Марк Давидович умер в 1997 году, оставив после себя огромный литературный архив. Он сам начал заниматься разборкой архива – в областном архиве имеется его личный фонд, много было передано в редкий фонд библиотеки Иркутского университета, в редкий фонд Областной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского. После смерти писателя с документами и материалами бережно работала О. А. Гантваргер, вдова писателя. В кабинете Марка Сергеева часто можно было увидеть краеведов, историков, которые обращались к Ольге Августовне с просьбой подобрать нужно книгу или статью из старого журнала.

В 1988 году Фондом имени Александра Вампилова была издана книга Марка Сергеева «За облаками – облака», полностью составленная из неопубликованных записок, собранных блокнотов и записных книжек писателя. Книга имела многочисленные положительные отклики и составила лишь небольшую часть из имеющегося архива. В 1999 году Фондом имени Марка Сергеева выпущена книга о Пушкине «И так, я счастлив был», в которую вошли некоторые материалы, найденные в архиве писателя и опубликованные впервые.

Автор более 60 книг для детей, сказок, поэтических сборников, исторических повестей, исследовательских книг о Пушкине, декабристах, Байкале, изданных в России, бывших советских республиках и в зарубежных странах (Болгарии, Венгрии, Монголии, Чехии, Югославии, Японии и других). Более 50 фильмов о природе и текстов альбомов «Байкал» (премия ООН за самую красивую книгу года, 1984), «Сибирь», «Декабристы и Сибирь», «Это – Байкал» и другие. Один из инициаторов издания Восточно-Сибирским книжным издательством серий книг «Полярная звезда» (ответственный секретарь серии), «Литературные памятники Сибири» (член редколлегии и составитель томов), «Сибирская лира», «Сибирские записки», «Детская и юношеская библиотека Сибири», создатель (совместно со С. Н. Асламовой и А. М. Муравьевым) цветного журнала для малышей «Сибирячок». Более четверти века работал в качестве члена Президиума ВООПИиК и Общества книголюбов.

Гавриил Филиппович Кунгуров — русский советский прозаик, детский писатель, публицист, критик, краевед, педагог, литературовед. Член Союза писателей СССР; доктор филологических наук, профессор ИГПИ.

Первое художественное произведение для детей, написанное Кунгуровым — "Топка" (1935), повесть об эвенкийском мальчике. Книга выдержала несколько изданий в России и за рубежом. После Великой отечественной войны Кунгуровым было написано несколько произведений: "Светлеют далекие горы", "Свет не погас", "Оранжевое солнце". Наибольшую известность ему принесла книга рассказов "Золотая степь". Книга издавалась на девяти языках, автор был удостоен государственных наград Монголии. Является автором исследования "Сибирь и литература" — своеобразной литературной летописи дореволюционной Сибири. Произведения Г.Ф. Кунгурова переведены на болгарский, венгерский, китайский, монгольский, польский, сербский, чешский и другие языки.

***

В своей автобиографии, опубликованной в библиографическом указателе, подготовленном Иркутским отделением Союза писателей РСФСР и областной библиотекой им. И.И.Молчанова-Сибирского в 1963 г., Гавриил Филиппович написал: «Я – сибиряк. Родную Сибирь люблю, вижу в ней безгранично много интересного, непознанного… Детство моё прошло в сурово-живописном уголке Забайкалья, на станции Сретенск, Читинской области, эта маленькая железнодорожная станция стоит на левом берегу судоходной реки Шилки, среди забайкальских сопок, покрытых нетронутым лесом. На правом берегу, против станции, - шумливый, бойкий городок Сретенск, в окрестностях – казачьи сёла. Родители мои- люди малограмотные, но они рано привили мне вкус к книге и чтению. Окончил я начальную железнодорожную школу, высшее начальное училище, учительскую семинарию, ряд профессиональных курсов, государственный университет. Защитил кандидатскую диссертацию… По профессии я педагог с многолетним стажем, но жить пришлось разным трудом, пробовать силу во многом. Работал телеграфистом, музыкантом, художником, конечно, больше всего учителем».

Именно эти обстоятельства определили во многом тематику и направленность его творчества. Печататься Г.Ф.Кунгуров начал с 1925 года, но это были научно-методические, краеведческие, и педагогические статьи и пособия. Первое художественное произведение для детей – повесть «Топка» была издана в 1935 году и встречена с большой симпатией читателями того времени. Повесть об эвенкийском мальчике выдержала несколько изданий у нас в стране и за рубежом.

Г.Ф.Кунгуров был неутомимым, любознательным путешественником, прекрасно знал быт и фольклор народов Сибири. В результате этих путешествий родилась книга «Сказки». В 1937 г. вышла повесть для детей «Артамошка Лузин», подкупающая занимательностью сюжета и изображением малоизвестных страниц истории Иркутска и Сибири XVII века.

Большой популярностью у читателей пользовалась и увидевшая свет в 1940 году повесть «Путешествие в Китай», известная в последних изданиях под названием «Албазинская крепость». Это многоплановое произведение, действие которого происходит то в Москве, то в Нерчинске, то на улицах Пекина, то в эвенкийских чумах. Центральное место в повести занимает рассказ о походах русских казаков на Амур. Прототипом одного из главных героев повести - атамана Ярофея Сабурова - стал Ерофей Павлович Хабаров, известный землепроходец. В своих «Воспоминаниях» Г.Ф.Кунгуров писал: «Исторические темы всегда увлекали меня. Сибирь в прошлом на Востоке играла особенно влиятельную роль... Неподдельная любознательность русского человека – первооткрывателя храброго и умного землепроходца, влекла его вперёд и вперёд…. Я сделал попытку приоткрыть некоторые страницы этой истории».

Его книги – результат продолжительного изучения темы в архивах, библиотеках, а также путешествий по Сибири и Заполярью. В годы Великой Отечественной войны Г.Ф.Кунгуров написал много публицистических работ, он побывал на Западном фронте в составе делегации иркутян, привозивших фронтовикам подарки сибиряков.

После Великой отечественной войны Кунгуровым было написано несколько произведений: «Светлеют далекие горы», «Свет не погас», «Оранжевое солнце».

Наибольшую известность ему принесла книга рассказов «Золотая степь», о старой и современной писателю Монголии. Эта книга издавалась на девяти языках, автор был удостоен государственных наград Монголии.

Творческий облик Г.Ф.Кунгурова будет неполным, если не отметить такую важную веху в его писательском труде, как литературное краеведение. Он является автором исследования «Сибирь и литература». Это своеобразная литературная летопись дореволюционной Сибири. На большом фактическом материале, полученном в результате архивных исследований, Г.Ф.Кунгуров показал, как рождалась и развивалась рукописная и печатная журналистика и литература в Сибири, шло накопление книжных богатств, исследовал эстетические и читательские интересы сибиряков. Особый интерес для истории ЦГБ им. А.В.Потаниной представляет упоминание в этой работе воспоминаний жительницы Иркутска Е.А.Соловьевой (Карпиневской) о том, что в их доме снимали квартиру супруги Потанины, которые жили очень скромно, но у них была большая библиотека. Исследование ценно тем, что его сопровождает обширный список использованных источников.

Популярно и доступно написан Кунгуровым очерк по истории Иркутска «Город на Ангаре», не утратило актуальности его исследование «Сады Восточной Сибири».

Но главным делом своей жизни Г.Ф.Кунгуров считал педагогический труд. В воспоминаниях «И в непогоду и затишье, опубликованных в № 4 альманаха «Сибирь» за 1972 год, он пишет о своих учителях, прививших ему любовь к учительской профессии, Г.А.Туленкове и С.А.Бондаренко: «Они внедряли в наше сознание истину: учитель превыше всего… Все профессии хороши, но не одна не обходилась без учителя». Помня эту истину, Г.Ф.Кунгуров не бросил педагогической деятельности: 44 года он вёл курс русской литературы XIX века, возглавляя в иркутском пединституте кафедру литературы. А ещё занимался общественной деятельностью: был членом правления Союза писателей РСФСР, членом правления Литфонда СССР, в течение пяти лет (1957-1962 гг.) возглавлял иркутское отделение Союза писателей. Был членом областного комитета защиты миры, председателем иркутского отделения общества советско-китайской дружбы. Многие произведения Г.Ф.Кунгурова востребованы нынешним поколением читателей, потому что в них присутствует главное - любовь к своей малой Родине - Сибири.

 

Павел Филиппович Нилин — русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Родился в Иркутске 3 января 1908 года в семье ссыльного поселенца Филиппа Семёновича Данилина и его жены Марии Александровны. Отец Нилина — ссыльный поселенец, выходец из крестьян Саратовской губернии, был его главным учителем. Обучал старославянскому языку, знакомил с литераторами недавнего столетия — Загоскиным, Данилевским, Крестовским. В 10 лет Нилин остался без отца, рано начал работать — сначала подручным кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне.

С 1924 сотрудничает в иркутской газете «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве Нилина с «Петербургскими трущобами» В. Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.

В 1928 Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере».

В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале «Наши достижения».

В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Нилина «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.

В 1936-1937 Нилин создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В. Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В. Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными художественными приемами — тексты наполнены пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Военная проза Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в ноябре 1941 Нилин создает повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В. Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу.

В 1965 по сценарию Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. В 1959 по сценарию Нилина был поставлен одноименный фильм.

Многие произведения Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Нилина, как и его литературные произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».

Павел Филиппович Нилин умер 2 октября1981 года в Москве.

 

Владимир Васильевич Монахов — поэт, прозаик, журналист. Главный редактор сайта «Братск.орг». Корреспондент областной газеты «Восточно-Сибирская правда» в Братске (1982). Главный редактор программы новостей в ТРК «МЫ» г. Братска (2002). Член общественного Совета «Илья-Премия». Член редколлегии альманаха «45 параллель». Вице- президент Пушкинского общества г. Братска (1996). Дипломант конкурса русского хайку, который проводили «АиФ» и посольство Японии в России (1998). В 1999 году награжден памятной пушкинской медалью Международного Пушкинского общества (Нью-Йорк). Обладатель премии им. В. Максимова (2006). Финалист 6-го Международного литературного фестиваля им. М.А.Волошина (2008). Обладатель звания и Знака особого отличия «Серебряное Перо Руси» (2009). Вручен почетный диплом им. В. И. Вернадского от Общероссийского экологического движения «Зеленая планета» (2009). Активно публикуется в журналах, альманахах, антологиях, коллективных сборниках, сетевых литературных изданиях. Выпускник Иркутского государственного университета (1983).

«В светской жизни я журналист. Но профессия меня тяготит: раздваиваюсь между обязанностью вещать и внутренним желанием молчать, между душевной потребностью созерцать мир и принуждением объективности зарабатывать себе на хлеб насущный. Из этого противоречия берёт начало теория диктатуры компромисса, согласно которой, если люди не могут найти общего языка, то они должны искать друг друга в общем молчании. Мой герой — это глашатай и оранжировщик молчания, который стремится выйти из замкнутого круга языка в бесконечную часть речи — молчание. Ведь молчание принадлежит всем без исключения. Сфера молчания самая неизученная часть духовной жизни человека, хотя древние мыслители ценили молчание превыше всего. Я лишь добросовестно следую их наставлениям.»

***

Родился 1 мая 1955 года в городе Изюм Харьковской области. Город лежит у подножья горы Кременец, о которой в «Слове о полку Игореве» сказано: «О, русская земля, ты уже за холмом!».

Сочинять и печататься начал еще в школе. В 1972 окончил школу. До армии поработал в районной газете, служил в Башкирии и Забайкалье. Окончил Иркутский государственный университет (1977–1983), получил профессию журналиста. С 1982 по 2002 корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда». С принятием Пушкинского общества города Братска в Международное общество пушкинистов в 1996 В. Монахов был утверждён в качестве его вице-президента. До 2004 работал главным редактором программы новостей на ТРК «Мы» (г. Братск), возглавлял пресс-службу частных компаний. Главный редактор сайта «Братск.орг». Член общественного совета «Илья-Премия». Член редколлегии альманаха «45 параллель» и литературно-философской группы ДООС («Добровольное общество охраны стрекоз» под руководством Константина Кедрова) под ником «братскозавр».

Автор более 10 сборников стихов и прозы, в числе которых «Правда лица» (1993), «Второе пришествие бытия» (1993), «Путь поэта» (1997), «Негосударственный человек. Этюды неконструктивной созерцательности» (1998), «Это я, господи!» (1998), «Эпоха снегопада» (1999), «Инакомыслящий глагол. Стихобразие» (2000), «Вымысел правды» (2000), «Путешественник» (2001), «Пятьдесят пять» (пятистишия) (2009), «Мёртвая книга мёртвых» (иллюстрированная поэма, посвященная Эдуарду Лимонову) (2009). Публиковался в поэтических антологиях и журналах «Прапор» (1977-1978), «Ренес-санс» (1997-1978), «Литературная учеба» (1999), «Юность» (2005), «Крещатик» (2001), «Футурум АРТ» (2001), «Дети РА», «Мансарда» (1998), «Сибирь» (2001), «Наша улица», «Арион» (2002, 2005), «Илья» (2005), «День и ночь» (2003), «Иркутское время» (2003-2005, 2014) и других. Пишет афоризмы, лирико-философские эссе, стихопрозу, короткий рассказ. Увлечен японской хайку. В 1998 стал дипломантом конкурса русского хайку, который проводили газета «Аргументы и факты» и посольство Японии в России. Написал около одной тысячи трёхстиший, которые называет поБАСЕнки или 3-хТИШИя. Часть из них вошла в книгу «Заросли бесконечного» (1996) и «На обочине дороги» (хокку) (2009). Проза и стихи В.В. Монахова вошли в антологии – «Антология русского верлибра» (1991), «Нестоличная литература» (2001), «Приют неизвестных поэтов. Дикоросы» (2002), «Сквозь тишину. Антология русских хайку, сенрю и трёхстиший» (2006), «Антология ПО» (под редакцией К. Кедрова, 2007).

В 1995 газета «Бизнес-шанс» (Санкт-Петербург) включила В. Монахова в список «Восходящих звёзд русской поэзии». Награждён в 1999 памятной пушкинской медалью Международного Пушкинского общества (Нью-Йорк). Журнал «Вопросы литературы» в 2000 включил его в число «интересных современных поэтов, работающих в нетрадиционных жанрах русской литературы». За серию философских эссе, опубликованных в 3, 9 и 11 номерах журнала «Юность» за 2005, стал лауреатом литературной премии им. Владимира Максимова. В 2008 стал финалистом 6-го Международного литературного фестиваля им. М.А. Волошина (Коктебель). В 2009 удостоился звания «Серебряное перо Руси». В рамках этого конкурса ему вручен диплом им. В. И. Вернадского от экологического движения «Зелёная планета».

В альманахе «Словесность» за 2018 год были опубликованы страницы из будущей книги «Братский Музей Света» (частный Музей Света создал в Братске, Иркутской области предприниматель Юрий Бордонский на основе своей коллекции, а Вл.Монахов ведет его летопись. Книга пишется на протяжении года, страницы выкладываются в Сети).

В 2018 году публиковался с новыми стихами в «Журнале ПОэтов» литературного общества ДООС Константина Кедрова. В этом же году автором московского издания стал шестилетний внук — Фёдор Монахов, который представил для издания свои рисунки.

Монахов продолжает публиковать в сибирских изданиях детские стихи, которые пишет в соавторстве с внуком Фёдором. Есть надежда, что в будущем удастся собрать и выпустить детскую книгу.

Редактировал тексты, написал послесловие и дал название сборнику стихов и прозы членов клуба «Приморская,49 – в гостях у Сербского».

В этом же году участвовал в Международном конкурсе палиндрома (г.Тамбов). Был награжден дипломом за многолетнюю преданность авангардным традициям в русской литературе.

На протяжении 2018 года редактировал рукопись к изданию книги прозы «л-ЖИЗНЬ», в которую войдут повесть, короткие рассказы и эссе. Подготовил подборку текстов членов Союза литераторов Иркутской области для будущих выпусков альманаха «Словесность». Рассказы и стихи публиковались в 2018 году в региональных изданиях Сибири.Большая подборка верлибров вошла в альманах «Паровоз», который недавно вышел в Москве. Короткие рассказы читались на белорусском радио. Стал победителем конкурса.

Передал по приглашению московских издательств подборки лучших верлибров и стихов для антологий. Антология свободного стиха выходит в январе 2019 года.

Вместе с известным красноярским поэтом Николаем Ерёминым продолжил работу над поэтическим сборником «Разговоры с Монаховым». Два этапных сборника вышли небольшими тиражами в 2017 году.Новые беседы опубликованы в сибирском альманахе «МИРАЖИСТЫ» за 2018 год и в книгах Н. Ерёмина.

В 2018 году в Иркутске был собран альманах «Зеленая лампа». В него включены маленькие притчи В.Монахова о Славе Богове. Планируется,что книга увидит свет в 2019 году.

Принимает активное участие в работе библиотеки русской поэзии имени В.С.Сербского в Братске (2 раза в месяц бывает на заседаниях поэтического клуба «У Сербского»). Пополняет её фонды сборниками стихов с автографами писателей. В библиотеке создан стенд – книги, подаренные поэтом Монаховым.

Член редколлегии альманаха «45 параллель» и литературно-философской группы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.