Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сообщение по биографии. Я сам», «Экзамен»)



Сообщение по биографии

В 1922 году Маяковский написал автобиографию «Я сам», а в 1928 году дополнил ее. В очень коротких юмо­ристических главках рассказана почти вся его жизнь.

 

Тре­тья главка — «Главное»:

«Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы и послужного списка отца расхо­дятся. Во всяком случае, не раньше). Родина — село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия».

Будущий поэт родился 7 (19) июля 1893 года в глу­хой провинции Российской империи в семье лесничего. Отца Маяковский потерял в тринадцать лет. Владимир Константинович умер внезапно и нелепо: после укола бу­лавкой у него началось заражение крови. Психологическая травма осталась у сына на всю жизнь. Он опасался инфек­ции: всегда возил с собой пластмассовый индивидуальный стакан, избегал рукопожатий, тщательно протирал плат­ком дверные ручки и другие предметы, к которым надо было прикоснуться.

В гимназию Маяковский поступал в Кутаиси.

 

(«Я сам», «Экзамен»)

«...Священник спросил — что такое “око”. Я ответил: “Три фунта” (так по-грузински). Мне объяснили любезные экзамена­торы, что “око” — это “глаз” по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм».

Слово «ненависть» часто повторяется в автобиографии; и в прозе поэт демонстрирует предельность чувств.

Там же, в Кутаиси, начинается революционная деятельность Маяковского: он читает нелегальную литературу, посещает марксистский кружок, во время революции 1905 года участвует  митингах, считая себя социал-демократом.

После смерти отца семья переезжает в Москву, бедствует.

«С едами плохо. Пенсия — 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме пришлось давать комнаты и обеды»). Но революционная работа оказывается привлекательнее учебы: «Перевелся в 4-й класс пятой гимназии. Единицы, слабо разноображиваемые двойками. Под партой “Анти Дюринг”  Энгельса».

В 1908 году Маяковский вступает в большевистскую партию. В том же году его впервые ненадолго арестовывают, потом — еще раз. А третий арест оказывается уже продолжительным: более шести месяцев тюрьмы. Только в тюрьме Маяковский по-настоящему познакомился с современной литературой.

«11 бутырских месяцев»

«После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое— нельзя. Вышло ходульно».

В этой же главке Маяковский не упускает возможности еще раз уколоть литературу старую, классическую.

«Отчитав современность, обрушился на классиков. Байрон, Шекспир, Толстой. Последняя книга — “Анна Каренина”. Не дочитал. Ночью вызвали “с вещами по городу”. Так и не знаю, чем у них там, у Карениных, история кончилась».

 «Я прервал партийную работу. Я сел учиться».

В Училище живописи, зодчества и ваяния, куда поступил Маяковский, появился новый студент, Давид Бурлюк. Маяковский вспоминает одну «памятнейшую ночь», когда они сбежали от скуки с концерта Рахманинова.

«У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм».

 «Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: “Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!” Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».

"Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение"".

«Бурлюк сделал меня поэтом. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая»

После  «Пощечины общественному вкусу» (1912) — начинает гастрольно-поэтическую деятельность. Тогда и появляется знаменитый, раздражающий противников знак нового искусства — желтая кофта.

«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограниченны, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое».

В 1913 году компания кубофутуристов (Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский) проводит большое турне по всей России с изложением футуристической теории и чтением стихов. Успех этого предприятия был огромный, но преимущественно скандальный. Поведение футуристов заслоняло их творчество.

«Бурлюк, Каменский, Маяковский, — описывал события харьковский репортер. — Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые кофты, в петлицах воткнуты пучки редиски. Их далеко заметно: они на голову выше толпы и разгуливают важно, серьезно, несмотря на веселое настроение окружающих».

«Радостнейшая дата»

«Июль 915-гогода. Знакомлюсь с Бриками».

Это знакомство сыграло в дальнейшей судьбе Маяковского, пожалуй, даже большую роль, чем общение с Д.Бурлюком и другими футуристами.

В 1914 — 1915 годах Маяковский пишет поэму «Облако в штанах», главную вещь футуристического периода, которая на много лет, стала его визитной карточкой.

Еще до публикации Маяковский привычно читал поэму в разных аудиториях. Одно из таких чтений стало переломным в его судьбе.

 

(Лилия Юрьевна Брик. «Из воспоминаний»).

«Маяковский стоял, прислонившись спиной к дверной раме. Он задумался. Потом обвел глазами комнату, как огромную аудиторию, прочел пролог и спросил — не стихами, прозой — негромким, с тех пор незабываемым голосом:

— Вы думаете, это бредит малярия?

Это было.

Было в Одессе.

Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул.

Когда чтение было окончено, один из слушателей (Осип Брик) назвал Маяковского «величайшим поэтом, даже если ничего больше не напишет». Маяковский взял тетрадь, положил ее на стол, раскрыл на первой странице, спросил: “Можно посвятить вам?” — и старательно вывел над заглавием: “Лиле Юрьевне Брик” ».

С этого времени практически все лирические стихи он посвящает одной женщине.

Позднее Маяковский и Брик обмениваются перстнями-печатками. На внутренней стороне ее перстня Маяковский выгравировал инициалы Лилия Юрьевна Брик - ЛЮБ, которые при чтении по кругу превращались в слово ЛЮБЛЮ.

(Чтение стихотворения "Лиличка")

1925 — большая заграничная поездка по Европе и Америке.

1928 — поездка в Берлин и Париж.

1930 — выставка «20 лет работы».

14 апреля 1930 — утром, в 10 часов 15 минут, покончил с собой в рабочей комнате на Лубянке.

Маяковский оставил короткое письмо, написанное за два дня до гибели.

 «Всем.

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят — “инцидент исперчен”,

любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.

12 апреля 1930.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.