Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северо-Западный филиал. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Российский государственный университет правосудия». СООБЩЕНИЕ



                                        Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный университет правосудия»

                                  ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

СООБЩЕНИЕ

                           по дисциплине «Экологическое право»

 

по теме:

Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права

 

     

 

 

Выполнила:

Студентка 2курса 244-1 группы

Очно-заочнойформы обучения

Коцарева Мария Владимировна

 

Поверил:

Морозов Андрей Александрович

 

                                         Санкт-Петербург 2020

 

 

Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права

 

Нормативные (правовые) акты Президента РФ являются

важными источниками экологического права общефедерального значения. На основании ст. 80 Конституции и в соответствии с высоким статусом в государственном устройстве

страны Президент РФ определяет основные направления

внутренней и внешней политики государства, обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам поли-

тики, экономики и экологического благополучия населения

страны. Нормативные акты Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам (т.е. они

являются подзаконными актами).

Правительство в пределах своей компетентности, установленной законом, издает постановления п распоряжения,

обеспечивает их исполнение. Постановления в отличие от

распоряжений носят общий характер, являясь нормативны-

ми актами. Распоряжения обычно принимаются по частным,

конкретным вопросам и потому являются правовыми акта-

ми индивидуального значения, т.е. не имеющими нормативного характера.

Указы Президента РФ. По конкретным, текущим и перспективным проблемам экологии Президент РФ издал ряд

указов, в частности, от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»,

от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др. К наиболее известным и важным в сфере экологии относятся постановления Правительства РФ от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», I от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», от 16.06.2000 №461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов лимитов на их размещение» и др. В форме положений издаются сложные по своему содержанию и структуре нормативные акты. Например, постановлениями Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 утверждено Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, от 15.01.2001 К°31 Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха; от 02.10.2002 № 830 — Положение о порядке консервации земель с изъятием из оборота. Акты федеральных органов исполнительной власти. Следующую группу подзаконных нормативных актов составляют нормативно-правовые акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств РФ. Они издаются во исполнение законов, указов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ и не должны им противоречить.

Названные нормативные акты ГТО своему назначению и

содержанию могут издаваться в форме положений, инструкций, правил, приказов и т.п. Орган, принимающий те или иные решения, должен действовать в точном соответствии с компетенцией, определенной в положении об этом органе, утвержденном Правительством РФ. По своей юридической силе и сфере действия данные нормативные акты могут быть

двух основных видов: отраслевые (внутриведомственные) и межотраслевые (межведомственные). Отраслевые нормативные акты распространяются толь-

ко на те природные объекты, которые находятся в непосредственном управлении данного отраслевого государственного

органа. Они имеют внутриведомственный, отраслевой характер. Так, например, Росжелдор издает правила, инструкции, указания по вопросам использования и охраны земель железнодорожного транспорта; Рослесхоз — по вопросам лесного фонда и т.д. Поэтому нормативные предписания на-

званных государственных органов касаются ограниченного

круга вопросов. Иную юридическую силу и сферу действия имеют межведомственные нормативные акты. Они носят общий характер

и распространяются на все природные ресурсы и обязательны для исполнения всеми их пользователями. Так, Рос-

строй (ранее — Госстрой России) издает строительные нормы

п правила (так называемые СНнПы), соблюдение которых

обязательно всеми, кто ведет то или иное строительство.

Нормативные акты субъектов РФ. Правительства, министерства, комитеты и другие ведомства субъектов РФ, а

также главы администраций издают подзаконные нормативные акты по вопросам исполнения федеральных законов и

законов соответствующих субъектов РФ в области охраны

окружающей среды. Так, например, согласно ЗК решение

многих вопросов регулирования земельных отношений на

местах отнесено к ведению государственных органов субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся изъятие,

в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта РФ,

разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов. Акты предприятий и общественных организаций.по вопросам внутрихозяйственного использования и охраны земель нормативные акты могут издавать предприятия и учреждения. Так, сельхозпредприятия и другие природопользователи в лице своих органов управленияпринимают решения, издают приказы не только индивидуального, но и нормативного характера. В них определяетсяпорядок внутрихозяйственного использования и охраныприроды и решаются другие вопросы внутренней жизни по вопросам технологии и культуры производства, инымвопросам внутрихозяйственного производства административного хозяйства (желательно при участии трудового коллектива) издает правила, положения и отдельные инструкции, издающиеся нормативными правовыми актами локального,внутреннего действия, надзор за законностью нормативных актов, издаваемыхруководителями предприятий (организаций), осуществляетпрокуратура, по протесту которой незаконный акт отменяется или самим руководителем, или вышестоящим должностным лицом (органом управления), или в судебном порядке.Конечно, большинство нормативных актов является результатом правотворчества государственных органов. Вместе с тем в системе экологического законодательства заметное занимают нормативные правовые акты, издаваемые организациями. В этом состоит социальнаяценность права, свидетельствующая о сто демократичности.Например, профсоюзы, различные добровольные обществаправе издавать нормативные акты в пределах своей ком петиции и в соответствии с принятыми на себя функциямив охране природы.Постановления высших судебных инстанций. Источникам и права являются постановления Верховного Суда РФи Высшего Арбитражного Суда РФ, точнее, они приравниваются к источникам права. Суды и арбитражные суды, какизвестно, рассматривают имущественные споры, связанныес природопользованием, и принимают решения, обязательные для сторон. Безусловно, суды и арбитражные суды обязаны всегда руководствоваться законами и подзаконнымиактами, не нарушая их. Однако постановления Верховного Суда РФ, а также Высшего Арбитражного Суда РФ помогают нижестоящим судам понимать закон и избегать ошибок при его применении. Некоторые их документы не только разъясняют, но иногда, конкретизируя общие положения (безусловно, в рамках закона), создают правовые положения, обязательные при разбирательстве отдельных категорий судебных дел. В этом смысле постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ являются источниками права, восполняя пробелы в экологическом законодательстве, Далее, Конституцией (ст. 126,127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения носят общий характер и являются источником права. Например, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 судам даны разъяснения по вопросам практики применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения. В другом постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994№ 10 рассмотрены некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда, причинение которого возможно в том числе в случае экологических правонарушений. Суды в своей деятельности обязаны руководствоваться Конституцией. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по мнению суда, он противоречит Конституции (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Такое решение суда, по существу отменяющее закон, является источником права. Особое положение занимает Конституционный Суд РФ. Как установлено Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. При этом Конституционный Суд РФ может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Такое решение Конституционного Суда РФ порождает новые права и обязанности участников общественных отношений, поэтому оно является нормотворческим, т.е. источником нрава.

 Список литературы:

С. А. Боголюбов [и др.] Экологическое право : учебник для вузов ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с.

Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 498 с

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.