Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На южных границах. Славянских земель,. Где русичей храбрых. Сражались дружины,. Как памятник славы. Поставлен теперь. Базальтовый страж. Караула-вершины.



На южных границах

Славянских земель,

Где русичей храбрых

Сражались дружины,

Как памятник славы

Поставлен теперь

Базальтовый страж

Караула-вершины.

/ Г. Наумов /

       В величайшем произведении своего времени «Слово о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси Автор «Слова» нам неизвестен, но можно предположить, что это был один из дружинников князя Игоря, хорошо знавший все происходящие события похода. Но существует и другая точка зрения, что это был знатный человек, который осмелился сделать упрёк князьям. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. В «Слове» чувствуется талант неизвестного автора, сила его глубокого патриотизма. «Слово о полку Игореве» является одним из немногих исторических памятников древнерусской литературы. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. В основу поэмы лёг неудачный поход князя Игоря Новгород-Северского против половцев. До этого Русь не знала поражений, и потому неудача Игоря нанесла позор Русской земле. В «Слове» автор размышляет о прошлом и настоящем Родины. Он показывает, какой единой и могучей Русская земля была раньше, и какой раздробленной и слабой она стала потом. С болью в сердце автор рассказывает, какой вред наносят междоусобицы раздробленной Руси и рисует картину запустения: «тогда на Русской земле редко оратаи распевали, но часто граяли вранье, трупы, деля меж собою», «сеялось и вырастало междоусобием, погибала жизнь Даждьбожьих внуков», «во крамолах княжеских век человеческий сокращался». Эти междоусобицы и помешали Игорю одержать победу над половцами. Игорь любил свою Родину, и цель его похода заключалась в том, чтобы защитить её. Он говорит своей дружине: «хочу преломить копьё на конце поля половецкого…, хочу положить свою голову или выпить шеломом из Дона». В этих словах раскрывается национальная черта русского человека – бороться до конца, до победы. Автор гордится тем, что храбрые воины идут в поход не за добычей, - «ища себе чести, а князю славы». Князь Игорь храбр, но безрассуден. Он больше заботится о своей чести, забывая о благе Родины. Неудача Игоря открыла половцам ворота на Русь. Причиной поражения Игорева похода является разобщённость русских князей. Если бы князья объединились в своей борьбе, то им легко было бы противостоять врагам, но междоусобицы ослабляли Русское государство. «и стали князья говорить про малое, как про великое. И сами на себя крамолу ковать, а неверные со всех сторон приходили с победами на русскую землю». Автор сознательно показывает поражение Игоря для призыва к единению русских князей и защите Родины от врага. После первой схватки с врагом, захватив большую добычу и пленных, русская рать остановилась заночевать в степи, и этот ночлег стал для них роковым. На рассвете половцы окружили русских воинов, и началась неравная битва, длившаяся три дня и три ночи. Но силы были неравны. Слишком много половцев и слишком мало русских. На реке Каяле русское войско было разбито. Раненого князя Игоря половцам удалось взять в плен, однако позднее он бежал на Русь.

…В неисправимом давнем том былом –

И близко, да со временем не сладишь! –

Исходит кровью Игорь Святославич –

Святая слава, золотой шелом… / Сергей Королёв. Игорево поле /

       . Призыв к единению является основной идеей «Слова». Он же звучит в поэме, когда великий князь Святослав «изронил златое слово, со слезами смешанное». Святослав упрекает князей за то, что нет ему от них помощи. Призыв к единению автор воплощает и в образе Русской земли. Этот образ является одним из главным в поэме. Автор рисует Родину как живую: «О стонать тебе, земля Русская..», несколько раз повторяются слова: «О русская земля, далеко уж ты за горами!..». Родная земля и природа помогают Игорю бежать из плена, а перед походом предсказывают неудачу: «Солнце дорогу ему тьмой заступило…», «клёкотом орлы на кости зверей зовут…». «Слово» написано в глубокой древности, но и сейчас мы чувствуем его поэтическую речь.

       Особенно ощущается в исторической поэме связь с устной народной поэзией. В ней встречается множество разных эпитетов: серый волк, чёрный ворон, сизый орёл, чистое поле. Серебряная седина, золотой шелом, жемчужная душа, золотое слово и другие. Благодаря их точности и меткости. Образы «Слова» становятся особенно чёткими и выразительными. Автор пользуется и метафорами: «Ночь стонала грозою», «Печаль обильно потекла среди Русской земли», солнце «луки им сжало жаждою». Поражает многообразие слов для обозначения звуков: телеги «кричат», соловьи «щекочут», слава «звенит», лисицы «брешут». Восхищают разные приёмы и средства языка, которыми создатель «Слова» выражает свои чувства. Это и приём обращения к князьям и слушателям, вопросы, восклицания – «А Игорева храброго войска уж не воскресить!» Автор также использует сравнения. Половчан он называет «чёрными воронами», потому что ворон – символ хищной силы. Жену Игоря, Ярославну, автор сравнивает с кукушкой – символом тоски. К берегам нашей реки Калитвы-Каялы рвалась княжна Ярославна, омыть раны Игорю: «полечу я, бедная, кукушкой, над рекой Каялой полечу, и рукав с бобровою опушкой, наклонясь, в Каяле омочу…» Плач Ярославны - это символ преданности и верности русских жен, оплакивающих раны своих мужей, своей любовью поддерживающих и помогающих воинам. «Слово» оказало огромное влияние на развитие дальнейшей литературы. Оно стало живым явлением не только для литературы древней, но и новой – девятнадцатого и двадцатого веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. Они искали в этой поэме вдохновения для собственных творений. Чувством сопереживания дружине Игоря проникнуты строки стихотворения «Ковыль» писателя-мастера звуков и красок Ивана Бунина:

Что шумит-звенит перед зарею?                                                   

Что колышет ветер в тёмном поле?

Холодеет ночь перед зарёю,

Серой мглой подёрнулися балки…

Или это русский стан белеет?

Или снова веет вольный ветер

Над глубоко спящими полками?

Не ковыль ли, старый и сопливый,

Он качает. клонит и качает,

Вежи половецкие колышет

И бежит-звенит старинной былью?...

       «Слово о полку Игореве» с полным правом можно считать величайшим памятником древнерусской литературы, потому что время не властно над ним и его идеями. Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей. Я горжусь, что живу на земле, которую защищали смелые и мужественные воины Игоревой рати. «Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и смелостью закалены» - торжественно говорится в «Слове» о безымянных героях. Призыв «Слова» к защите родины, к охране мирной жизни звучит и сейчас с неослабевающей силой. Сегодня, когда России угрожают недруги, необходимо помнить печальные уроки истории.

…Всё сдюжит Русь. И вырастет в Россию

Многоплемённый и радушный дом.

И не один Кащей, придя потом,

Глаза сломает, от вражды косые.

О чём печаль?

Пора Донец-река,

Омыть её в твоём рассветном дыме.

…Крутобережий вздыбленных твердыни

Стоят, как Русь,

На вечные века.   / Сергей Королёв. Игорево поле /

 

      

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.