|
|||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Славянский язык (украинский)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Дисциплина «Славянский язык (украинский)» является базовой при подготовке студентов-украинистов, так как она призвана привить студентам основные навыки чтения, письма, говорения, аудирования на украинском языке, а также подготовить их к восприятию и усвоению теоретических лекционных курсов, читаемых на украинском языке на старших курсах. Целью изучения курса является усвоение студентами основ литературного украинского языка: его фонетической, лексической и грамматической систем. Основными задачамиизучения данной дисциплины являются: · обеспечить усвоение структуры изучаемого языка, т.е. структурные и функциональные закономерности звукового строя языка, создания и функционирования слов, систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, структуру словарного состава языка; · формировать навыки владения различными видами речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), стилистическими регистрами изучаемого языка; составления текстов любого жанра на изучаемом славянском языке; · формировать умение переводить тексты с изучаемого языка на русский и белорусский и наоборот; читать и анализировать научную литературу на изучаемом славянском языке. В рамках изучения курса студенты овладеют навыками чтения, говорения, письма, аудирования, познакомятся с важнейшими трудами украинских лингвистов, основными направлениями развития современной украинской лингвистики, кроме того, усвоение предложенного материала данного курса является необходимой базой для формирования навыков литературного перевода с белорусского (русского) на украинский язык и наоборот. При проведении практических занятий расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи студентов на украинском языке будет осуществляться в рамках работы с оригинальными текстами, освещающими различные аспекты истории и культуры украинского народа. В ходе освоения курса студенты будут совершенствовать навыки устного общения на украинском языке на бытовые и общественные темы, что будет являться наиболее эффективным при использовании аудио-, видеоматериалов, компьютерных технологий. Курс «Славянский язык (украинский)» тесно связан с такими дисциплинами, как «Славянская диалектология (украинская)», «Историческая грамматика славянского языка (украинского)», «История славянского языка (украинского)», «Теоретическая грамматика славянского языка (украинского)», «Введение в языкознание», «Общее языкознание» и др. При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методыитехнологии обучения: традиционные и новейшие обучающие средства, технологии и подходы (аудиолингвальный, аудиовизуальный, грамматико-переводной, текстуально-переводной и др.), интенсивные технологии обучения, моделирование возможных коммуникативных ситуаций (деловые и ролевые игры и т.п.). Рекомендуемые формы контроля – зачеты и экзамены. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · структуру изучаемого славянского языка, т.е. структурные и функциональные закономерности звукового строя языка, создания и функционирования слов, систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, структуру словарного состава языка; · правила построения связного текста и его смысловые категории; · общие принципы функционирования языка в обществе; · родственные связи изучаемого славянского языка и его типологические соотношения с другими языками; · тенденции языкового развития; уметь: · в совершенстве владеть изученным славянским языком; · в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), стилистическими регистрами изученного славянского языка; · составлять тексты любого жанра на изученном славянском языке; · анализировать язык, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания (соотношение языка и мышления, роль языка в обществе, языковые универсалии и типы языковых систем, законы развития языка), ориентироваться в основных этапах истории и дискуссионных вопросах современного языкознания; · уметь переводить тексты со славянского языка на русский и белорусский и наоборот; читать и анализировать научную литературу на изученном славянском языке.
|
|||
|