Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свадебный обряд на Орловщине



Свадебный обряд на Орловщине

  Отголоски языческой веры нашли отражение и в материальной культуре Орловского края, истоки которой тесно связаны с богатой и самобытной культурой восточнославянского племени вятичей. Наши предки через обряды и ритуалы стремились передать накопленный опыт и искусство магии от одного поколения к другому. Следы язычества проявляются и по сей день в разнообразных сферах народной жизни.                                                                                                  Среди бытовых праздников самым ярким и поэтичным был свадебный, напоминающий по форме проведения настоящее театрализованное представление. Повсеместно в России и, в частности в нашей Орловской губернии, устройство свадеб крестьяне старались приурочить к сельским храмовым праздникам, соединяя все торжества в единое целое. Свадьбы были пышным и удивительным праздником, воплотившим в себе все самое лучшее из праздничных гуляний нашего народа. 

                                                                                                                    

Основу русской свадьбы составляли разнообразные ритуальные игры: "Сватовство", "Смотрины", "Сговор", "Предсвадебная неделя", "Девишник", "Сборы свадебного поезда", "Встреча" (поезжан), "Венчание", "Княжеский стол", а на второй день в доме жениха — "Испытание молодой" и на третий — "Отводины".                                                                                       Все эти обряды исполнялись и в свадебных ритуалах на Орловщине. Существовали и свадебные приметы. Откуда они взялись, трудно объяснить, но люди верили в них. Жители села Ильково Мценского уезда считали, например: кто на кошку наступит или дверью звонко хлопнет — жениться захотел, у кого пальцы длинные — невеста маленькая будет, нельзя сор с ноги месть — свекровь лихая будет, ситники (булочки) в печке считать нельзя — жених лысый будет, когда ешь, ложку облизывать нужно, а то жених и невеста рябые будут, нельзя девушкам и парням пенки есть — свадьба негожая будет.                                                                                  На первое место в свадебных ритуалах, естественно, выдвигались жених и невеста — князь и княгиня, лебедь и лебедушка. Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). "Сустреть" сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да угощением все вопросы решались: и "приданое ладилось", и "дела долаживались", и "сговор шел".                                                                                                                                       Предметом особой заботы в крестьянских семьях являлось приданое дочери. "В хорошей семье без должного приданого молодайку со свету сживут", — считали крестьяне орловских деревень. Расходы на сбор приданого наносили огромный ущерб крестьянскому хозяйству. В этот период во многих семьях яйца на целый год исчезали с крестьянского стола: "На велик день разговляемся только". Но девку с рук сбывать надо было, и начинала мать "мотувать", тратя все до последней копейки.                                                                                                            Чем ближе было свадебное торжество, тем более насыщен был день невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником — расставанием с подругами и девичьей волей. Предсвадебная неделя не представлялась без плача невесты, даже в том случае, если жених был желанный:

Ветры буйные, разбушуйтеся,
Заметите путь-дороженьку:
Не пройти бы, не проехати
Что за мной, младой, чужим людям.

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: "Бужение невесты", "Сон невесты" (по снам разгадывалась жизнь в замужестве), "Одевание невесты" и "Расплетание косы". Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и "Выкуп невесты", и "Откуп места для князя", и ведение свадебного обряда.                                                                                                   Любое действие сопровождалось лирическими, величальными, корильными и игровыми песнями:

Ой темно, темно на дворе,
Темней этого в терему.
Шумнули бояре в ворота.
Торгуют, они торгуют.
Александрушки дочерью, —

пелось девушками во время обряда выкупа невесты.

 

В церковь жених и невеста ехали порознь в свадебных повозках, украшенных цветами и лентами, под звон колокольчиков и бубенцов.                                                                          Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялся состав священнослужителей, состав хора, количество свечей и т. д. После венчания молодые садились в одну повозку и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха.                                                                           Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью, приговаривая:

"Сколько на болоте кочек, столько вам дочек.
Сколько в лесу пеньков, столько вам сынков ".

Свадебный пир длился 3-4 дня. Свадебное гуляние было наполнено песнями, плясками, заговорами, различными обрядовыми играми.                                                                              "Отводины" справлялись в доме невесты. Теща угощала зятя блинами, так и говорили: "К теще на блины". По тому, как зять резал блины, определяли его личные качества. Радушный да щедрый — большими кусками нарежет, скупой да жадный — маленькими.                           Возвращаясь в "мужнину семью", родственники несли из дома невесты донце, гребень и курицу. Пральник (валек) не брали, считалось плохой приметой — одни девки родятся.                         А рождение девочки в крестьянской семье рассматривалось как несчастье: оно несло разорение, и чем больше девочек, тем оно глубже.                                                                                                           В старинных праздниках и обрядовом фольклоре нашел отражение богатый внутренний мир русского человека, талантливого и в деле, и в веселье.                                                                   Иногда свадебный обряд в быту, впрочем, как и любой другой праздник, имел и свои негативные стороны. Вот какое критическое описание крестьянской свадьбы на Орловщине оставлено в "Орловских Епархиальных Ведомостях" (1903, № 27): "Не нужно быть особенно глубоким знатоком народной жизни, чтобы составить себе правильное понятие о народных свадьбах. Для этого достаточно посетить любое село Орловщины. Для непривычного посетителя общая картина представляла неприглядную сторону и производила подавляющее впечатление. В храмах скапливалось множество народу. Уже при въезде в село слух поражали звуки песен, гармошек, пьяных криков и возгласов. Скоро начинают попадаться на глаза более осязательные доказательства веселья: то там, то здесь валяются пьяные, очевидно, раньше других успевшие наугощаться досыта, с избытком...".                                                                      Не напиться на свадьбе до беспамятства считалось чуть не грехом. "Ну и весело было, — говорили крестьяне про какую-нибудь свадьбу, — все перепились". Таков укоренившийся веками был взгляд крестьян на брачный пир. Шло время. Менялись нравы, вкусы, традиции. На место стариным народным праздникам пришли новые: принятие в пионеры и в комсомол, вручение паспортов, октябрины (заменившие крестины), чествование передовиков производства и многие другие, порожденные новой идеологией и новым ходом исторических событий. Многие народные праздники, особенно христианские, были преданы забвению. Некоторые приобрели совершенно иное звучание и наименование: День птиц, Русская березка, Осенины — День урожая. И только спустя десятилетия изучению и возрождению старинных праздников и обрядов стало уделяться должное внимание, что открывает новые просторы для развития духовной культуры русского народа. Христианские праздники, народные обряды и традиции все прочнее стали входить в жизнь и на нашей орловской земле.                           Центром сосредоточения народной культуры в наши дни являются деревни и села, где наиболее ощутима связь людей с прошлым. Так, в Сосковском (Гнилое Болото, Прилепы), Кромском (Арбузове, Гавриловка), Троснянском (Березовка), Знаменском (Каменка) районах сохранился обряд "Похороны кукушки". В Орловском (Салтыки, Пустово), Знаменском (Каменка, Михайловка), Урицком (Солнцево), Шаблыкинском (Волкове) районах известен обряд "Таусень".

 

Жители Залегощенского (Чичирено), Новосильского (Бредихино), Колпнянского (Теменка). Дмитровского (Лукино) районов знают обряд "Касарецкого молить", хотя значение и происхождение его объяснить не могут. В Волховском (Липовка, Шпилево, Фатнево), Сосковском (Прилепы, Мерцалово, Зяблово), Новодеревеньковском (Логовая), Малоархангельском (Юдино, Луковец) районах помнят обряд "Кострома", но на сегодняшний день он практически утрачен.

Многие старинные обряды легли в основу русских народных праздников и гуляний. По выражению этнографа И. М. Снегирева: "Древние праздники народа остались от древнего быта как отечественные обычаи, обратившиеся в игру его жизни".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.