Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семейное чтение - эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению



  Семейное чтение - эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению

 

«Школа- это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.» В.А. Сухомлинский

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать!» Сесиль Лупан

 

В условиях современной России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания». Но именно дом, а не школа, является наиболее важным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители, а не учителя. Семья способствует развитию личности человека, формирует образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, определяет качество и предпочтения будущих читателей, формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги, потребность в чтении.

К сожалению, год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. По результатам исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны лишь с учебой.

Уходит то общество, в котором читать было престижно, а не читать – стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье – четвертое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прогматически. Перед библиотеками и педагогами встает двойная задача – воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей – читателей.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

На Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, это было в России, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей. В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, публицистику, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках и передавались из поколения в поколение. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, писали писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Существовала единственная методика обучению чтению – родительская любовь. После революции 1917 г. многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.1960-1980-е годы использование художественная литература использовалась для формирования «коммунистического мировоззрения». Во второй половине 20 века в России вновь престижно быть человеком - читающим. С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению вновь меняется – чтение становится средством удовлетворения практических потребностей. Зачастую книги были лишь украшением домашнего интерьера.

Поэтому в современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью. Книга должна войти в круг семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения – при таком времяпрепровождении члены семьи станут ближе друг к другу, а вечера эти запомнятся на всю жизнь. Чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны читающие дети пробуждением интереса к книге.

Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество безусловно признало самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей,  мать и отца, бабушек и дедушке, т.е. семью.  Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.