Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Практическая часть



II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

При решении поставленных задач дипломной работы использовались следующие методы научного исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

2. Педагогические наблюдения

4. Спортивно-педагогическое тестирование

5. Педагогический эксперимент

Анализ научно-методической литературы был ориентирован на поиск и систематизацию данных по современным аспектам тактической подготовки высококвалифицированных и юных футболистов, проблеме разносторонности ТТД, включая действующие программно-нормативные документы, а также документацию планирования тренеров ДЮСШ. При этом учитывались современные научно-теоретические установки по деятельностному подходу.

Педагогические наблюдения в условиях соревнований и тренировки осуществлялись по модифицированной А.П. Золотаревым методике Б. Чирвы. Регистрировались 32 параметра тактики игры. Наряду с этим по общепринятой методике регистрировались объем и эффективность ТТД в матче.

Фиксировались следующие индивидуальные ТТД с мячом.

Передачи назад, поперек и вперед:

- короткие и средние (до 30 м);

- длинные (более 30м);

- «на ход» - передача на свободное место;

- прострельные и навесные передачи мяча -- из-за пределов штрафной площади к воротам соперника.

Ведение мяча - перемещение с мячом при сохранении контроля над ним посредством многократных касаний.

Обводка - действия футболиста, владеющего мячом, направленные на преодоление сопротивления соперника.

Отбор мяча - действия, направленные на овладение мячом, который контролируется соперником.

Перехват - действия, направленные на овладение мячом, который еще (или уже) не контролируется соперником.

Единоборства за мяч:

-вверху - борьба за летящий мяч;

-внизу - борьба за мяч на земле.

Игра головой - передачи мяча головой.

Удары в ворота:

-головой - удары по мячу головой, направленные «на взятие» ворот;

-ногой -- удары по мячу ногой, направленные «на взятие» ворот.

Потери - действия, повлекшие переход мяча к команде соперника (утрата контроля над мячом).

Точно выполненными считаются:

- передачи - если мяч попал к партнеру;

- ведение - если мяч сохраняется под контролем игрока;

- обводка - если мяч сохраняется под контролем игрока;

- отбор - если соперник терял контроль над мячом;

- перехват - если передача соперника не достигла желаемой цели;

- единоборства - если мячом овладел игрок или его партнер;

- удары в ворота -- если мяч попал в створ ворот, независимо от того, что его поймал вратарь или перехватил другой игрок соперника в непосредственной близости от ворот или мяч пересек линию ворот.

Педагогический эксперимент осуществлялся с целью проверки эффективности авторской методики по следующим аспектам:

- повышение тренировочного уровня разносторонности тактики игры;

- оптимизация уровня тренировочной разносторонности атакующих и оборонительных тактических действий.

2. Организация исследования

Настоящее дипломное исследование проводилось в несколько этапов. На первом параллельно с анализом теоретических основ исследуемой проблемы осуществлялись педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных футболистов 14-15 лет. Было зарегистрировано 86 учебно-тренировочных занятий, 105 официальных и контрольных игр.

На втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент, в котором участвовали 137 занимающихся в ДЮСШ «Динамо» г. Москвы.

В начале педагогического эксперимента и по его окончании было проведено комплексное тестирование подготовленности юных футболистов экспериментальных и контрольных групп рассматриваемого возраста. Все временные параметры тестов фиксировались электронным хронометром. Кроме этого учитывались исходные и конечные показатели разносторонности тактики игры, а также объем и эффективность ТТД, регистрируемые в педагогических наблюдениях в условиях соревнований.

В начале эксперимента в абсолютном большинстве рассматриваемых показателей не было установлено статистически достоверных различий между экспериментальными и контрольными группами. Исключение составили показатели ловкости спортсменов контрольной группы, превышающие аналогичные сверстников экспериментальной, а также показатель выносливости футболистов 14-15 лет, уровень которого в экспериментальной группе был несколько выше.

На третьем этапе осуществлялись обработка и анализ результатов дипломного исследования.

Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью футболистов осуществлялись в ходе зональных турниров юношеского чемпионата России, а также первенства Московского региона

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

Анализ результатов педагогических наблюдений в условиях реального тренировочного процесса и соревнований позволил установить существенные различия рассматриваемых параметров разносторонности тактики игры в зависимости от возраста юных футболистов.

Уровень тренировочной разносторонности тактики (ТРТк) юных футболистов 14-15 лет ниже, чем соревновательной (СРТк). При этом, если ТРТк к возрасту 15 лет повышается относительно равномерно, то СРТк подвержена более выраженным и неравномерным изменениям. Наряду с этим в возрастной группе 14-15 лет отмечены особенности соотношения разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий.

У футболистов 8-9 лет при существенных различиях тренировочной и соревновательной разносторонности тактики атакующих действий (t= 4,7; р<0,001) ее уровень в оборонительных действиях одинаков в игре и тренировке. В возрастных группах 14-15 отмечено устойчивое преобладание тактики разносторонности атакующих действий над оборонительными (t= 3,3-4,2; р<0,01) в условиях СД.

Для выявления возрастных особенностей взаимосвязей рассматриваемых параметров разносторонности техники и тактики и степени их влияния на результативность СД юных футболистов был осуществлен корреляционный анализ.

Начиная с 12-летнего возраста, обозначается тенденция повышения уровня зависимости результативности СД от разносторонности соревновательного и тренировочного объемов техники и тактики игры (г = 0,413-0,451; р< 0,05). При этом значительно возрастает степень взаимосвязей всех рассматриваемых показателей разносторонности между собой (г = 0,631-0,810; р< 0,05).

Наиболее выражение данные закономерности прослеживаются у юных футболистов 14-15 лет. Возрастает зависимость результата игры от разносторонности ТТД (г = 0,510-0,623; р< 0,05), теснее становятся взаимосвязи соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики (г = 0,737-0,861; р< 0,01).

В дальнейшем, в возрасте 16-17 лет, уровень рассматриваемых показателей стабилизируется. Таким образом, очевиден факт повышения с возрастом юных футболистов влияния на количественные и качественные характеристики СД рассматриваемых показателей разносторонности тактики игры. Наиболее характерно это прослеживается, начиная с 14-15лет.

Помимо этого к 14-15-летнему возрасту у юных футболистов в условиях СД наблюдается своеобразный «скачок» показателя разносторонности тактики игры, которой составляет 15,6%. Данный факт подтверждает положение А.П. Золотарева о необходимости рассматривать этот возрастной этап в многолетней подготовке как «критический» в аспекте становления тактического мастерства.

Обращает на себя внимание неравномерность распределения по возрастам различий в показателях объемов разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, как в тренировке, так и в условиях СД (табл. 2).

С учетом отмеченной выше степени влияния показателей рассматриваемых объемов разносторонности ТТД на успешность СД юных футболистов, особенно, начиная с 12-летнего возраста, можно констатировать факт увеличения от этапа к этапу многолетней подготовки различий объемов разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий (с преобладанием первых) в условиях СД. В условиях тренировочного процесса подобной четкой закономерности не прослеживается.

Таблица 2. Разность показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий юных футболистов (%).

 
№№ п.п. УСЛОВИЯ ВОЗРАСТ (лет)  
    8-9 10-11 12-13 14-15 16-17  
1. Тренировка 6,0 6,4 20,6 -1,3 9,4  
2. Соревнования 17,0 -11,3 4,3 10,9 25,5  
               

Примечание: со знаком « - » отражено преобладание объема разносторонности тактики оборонительных действий над атакующими, без знака «-» - преобладание объема разносторонности тактики атакующих действий над оборонительными.

Установленный факт свидетельствует о тенденции определенного «разрыва» в тактическом арсенале юных спортсменов, прогрессирующего от этапа к этапу многолетней подготовки. Расширяя с возрастом диапазон тактики атакующих действий, традиционная методика тренировки не способствует аналогичным темпам повышения объема тактики игры в обороне. Причем, это прослеживается как в условиях тренировки, так и соревнованиях.

Выявленные особенности исследуемых объемов разносторонности тактики игры юных футболистов на этапах многолетней подготовки указывают на конкретные количественные различия этих показателей в зависимости от возраста спортсменов.

Установленные граничные по возрастам значения разносторонности тактики предполагают возможность дальнейшей дифференцировки содержания тактической подготовки юных футболистов.

Анализ современного состояния теоретико-методических основ многолетней тактической подготовки юных футболистов с учетом разносторонности техники и тактики игры свидетельствует об отсутствии научно обоснованной методики тренировки в данном направлении.

При подчеркиваемой специалистами футбола значимости такой методики, содержательный компонент последней до настоящего времени не разработан. Обращает на себя внимание факт определенного «разрыва» в уровне теоретических знаний по исследуемой проблеме у ведущих тренеров профессиональных клубов России и специалистов, работающих в области детско-юношеского футбола.

Отмеченное положение отражает в рассматриваемом аспекте состояние программно-нормативной базы, регламентирующей многолетнюю подготовку спортивного резерва в футболе.

Показатели разносторонности тактической подготовленности футболистов подвержены значительной возрастной вариативности. В период с 8 до 13 лет тренировочный объем разносторонности техники уступает соревновательному. Начиная с 14-летнего возраста, соотношение этих объемов изменяется в пользу тренировочной деятельности.

С возрастом показатели разносторонности тактики игры изменяются. Так, у футболистов 8-9 лет при существенных различиях объемов тренировочной и соревновательной разносторонности атакующих действий ее уровень в оборонительных действиях одинаков в игре и тренировке. В показателях спортсменов 14-15 лет отмечено обратное соотношение. В других возрастных группах (кроме показателей СРТк в 10-11 лет) наблюдается устойчивое преобладание разносторонности тактики атакующих действий над оборонительными. Подобная закономерность, по-видимому, отражает содержание традиционно сложившейся многолетней тактической подготовки юных футболистов с преобладанием обучения тактике атакующих действий. Отсутствие в современной методике многолетней тактической подготовки юных футболистов учета возрастных параметров разносторонности техники и тактики игры ограничивает возможности дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Характерной особенностью развития отечественного футбола последнего десятилетия является прогрессирующая тенденция снижения уровня спортивных достижений национальной и олимпийской сборных, а также клубных команд в официальных международных соревнованиях. На этом фоне не может не настораживать устойчивое отсутствие ощутимых успехов юношеских команд разного возраста.

В этой связи очевидной становится необходимость дальнейшего поиска новых путей повышения эффективности подготовки качественного спортивного резерва, что отмечается специалистами как наиболее острая проблема отечественной школы футбола на современном этапе развития.

Как показывает опыт других видов спорта для более качественного обучения элементам тактики необходим новый методический принцип, основой которого является системный подход, получающий в настоящее время все большее распространение в спорте как методологическое направление в изучении объектов и процессов.

Системный подход предполагает увязку и учет всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системными качествами, что позволяет видеть динамику и уровень совершенства того или иного тактического приема.

Общепринятым считается факт, что важнейшей особенностью достижения спортивного результата является ступенчатый и множественный характер. Поэтому реализация этого достижения осуществляется в процессе тактической подготовки, под которой принято понимать воздействия, направленные на объединение, координацию и реализацию в условиях СД различных сторон подготовленности, качеств и способностей, обусловливающих уровень спортивного мастерства.

Одной из важных проблем в этом плане является сочетание в учебно-тренировочном процессе аналитического и синтезирующего компонентов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, второй - обеспечение взаимодействия комплексных проявлений всех сторон подготовленности в СД. В этой связи главная задача тактической подготовки - обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления многообразия составляющих, в совокупности определяющих успешность СД. Последняя, в свою очередь, в игровых видах спорта является тактической характеристикой спортивного мастерства.

В связи с вышеизложенным представляется правомерным рассмотреть сущность тактической подготовки юных футболистов на основе принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса спецификой соревновательной деятельности.

Таким образом, в наиболее общем варианте можно представить технологию построения тактической подготовки юных футболистов в виде принципиальной схемы, приведенной на рисунке 2.

Обязательным компонентом в предлагаемой схеме является контроль за СД, на основе данных которого осуществляется коррекция содержания подготовки, что повышает ее эффективность и, в конечном счете, должно работать на спортивный результат.

Рис. 2. Построение тактической подготовки в детско-юношеском футболе.

Соревновательная разносторонность как техники, так и тактики игры превышает по объему аналогичные показатели в условиях тренировки в среднем на 10 % у юных футболистов 12-13 лет, на 20 % - у 14-15-летних и на 25 % у 16-17-летних спортсменов. Как видим, начиная с 14 лет, эта тенденция возрастает. Дисбаланс разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий юных футболистов выглядит по рассматриваемым возрастам в усредненных показателях следующим образом: 4,11 и 25 %.

При целенаправленном подборе средств тактической подготовки юных футболистов я исходил, во-первых, из методических принципов, сформулированных А.П.Золотаревым, во-вторых, учитывал как традиционные, так и новые средства, рекомендуемые научно-методической литературой последних лет.


Таблица 3. Примерное распределение объемов разносторонности тактики игры юных футболистов в тактической подготовке (%)

 
№>№ п.п. ВОЗРАСТ (лет) ОБЩАЯ АТАКА ОБОРОНА  
1. 12-13  
2. 14-15  
3. 16-17  
           

Существует мнение что, содержание тактической подготовки юных футболистов 14-15 лет должно отличаться от других возрастных групп. Ввиду того, что темпы прироста уровня специфических координационных способностей в этот период значительно замедляются и даже возможно снижение показателей относительно предыдущей возрастной группы, данный этап тренировки целесообразно посвятить в большей степени собственно тактической подготовке, не ставя целью существенное повышение уровня техники владения мячом. Однако преобладание тактического компонента в тактической подготовке будет здесь вполне оправданным, поскольку на этом возрастном отрезке объем знаний и умений в тактике значительно возрастает. Ведь согласно программным требованиям в этом возрасте интенсифицируется спортивная специализация по игровому амплуа, что наряду с индивидуальной тактикой требует большого объема работы над групповыми тактическими взаимодействиями.

Основу содержания подготовки должны составлять «связки» ТТД. Для этого учебные игры проводятся не только на площадках уменьшенных размеров, но и на стандартных полях. Можно рекомендовать следующие типовые «связки», использованные тренерами детских школ в качестве специализированных средств тренировки в педагогическом эксперименте:

1) для нападающих - ведение мяча, индивидуальный обыгрыш соперника, удар в ворота; обработка мяча с уходом, поворот на 180°, ведение, финт, игра «в стенку», удар в ворота; единоборство вверху, игра головой или удар в ворота головой; выход на передачу с фланга, удар по катящемуся или летящему мячу.

2) для игроков средней линии - преследование соперника, отбор мяча, ведение с обводкой. Игра «в стенку», передача или удар в ворота; обработка мяча в движении с уходом, ведение. Финт, длинная передача мяча; «забегание» по флангу, обработка мяча после передачи партнера «на ход», ведение, прострельная передача с фланга;

3) для защитников - обычный бег с ускорением, бег спиной вперед, отбор мяча, перехват или единоборство за мяч, ведение, передача; бег спиной вперед, игра головой в прыжке; после срыва атаки соперника выбор позиции (открывание), получение мяча от вратаря, ведение, игра «в стенку», обводка, прострельная передача или удар в ворота;

При выполнении «связок» ТТД сопротивление соперника должно быть, в основном, пассивным, за исключением заданий с целенаправленным оборонительными действиями.

В тактической подготовке юных футболистов 14-15 лет особое внимание следует уделять чередованию фаз игры при переходе от атаки к обороне и наоборот. После срыва собственных атакующих действий необходимо добиваться от игроков быстрого возвращения на свою исходную по амплуа позицию, «закрывания» зоны поля или конкретного соперника. После срыва атаки соперника - быстро оценить ситуацию и выбрать позицию, удобную для получения мяча и начала организации атакующих действий своей команды.

Тактическая подготовка футболистов 14-15 лет должна быть подчинена достижению максимально возможного единства технико-тактической и физической подготовленности. В связи тем, что возраст 15 лет рекомендуется рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства в многолетней подготовке юных футболистов, к этому возрасту спортсмен должен освоить весь арсенал ТТД и уметь выполнять их в достаточно сложных условиях. Наряду с совершенствованием атакующих действий особое внимание необходимо уделять игре в обороне. Наивысший в этом возрасте уровень специфических координационных способностей позволяет значительно усложнить содержание «связок» ТТД. Основное методическое требование - рациональное и эффективное выполнение действий с мячом в условиях активного сопротивления соперника. При этом все тактические задания должны быть максимально приближены к соревновательной деятельности. Возросшее значение приобретает специализация по игровым амплуа, типовыми «связками» для игроков которых могут быть следующие:

1) для крайних защитников и крайних полузащитников - бег спиной вперед, отбор мяча, короткая передача, «открывание»; преследование соперника, владеющего мячом, отбор в подкате или перехват мяча в падении; обработка летящего мяча с уходом, ведение, финт, игра «в стенку», удар в ворота; вбрасывание мяча из-за боковой линии, обработка ответной передачи партнера, длинное скоростное ведение по флангу, прострельная передача, возвращение на исходную позицию;

2) для центральных защитников - бег спиной вперед, единоборство за мяч внизу или вверху, игра головой; преследование соперника, отбор мяча в подкате или перехват в падении, длинная передача мяча; кувырок вперед или назад, ускорение, обработка летящего мяча с уходом, длинная передача;

3) для центральных полузащитников - обычный бег и бег спиной вперед с изменением направления и скорости передвижения (типа «зигзаг»), обработка катящегося или летящего мяча с уходом, ведение, обводка, передача мяча; обработка, игра «в стенку», ведение, финт, удар в ворота; единоборство за мяч внизу, преследование соперника. Отбор мяча в подкате или перехват в падении; ускорение, удар по летящему или катящемуся мячу ногой или головой;

4) для нападающих - рывок или ускорение в сторону, обработка летящего мяча с уходом, поворот на 180°, удар в ворота; обработка мяча, поворот. Ведение, финт, удар в ворота; рывок на фланговую передачу, удар по летящему или катящемуся мячу головой или ногой; то же, но с предварительной обработкой мяча после сильной передачи одним-двумя касаниями; единоборство вверху, стоя спиной к воротам соперника; преследование соперника, отбор мяча в подкате или перехват в падении.

В тактической подготовке футболистов 14-15 лет важное значение приобретает реализация так называемых стандартных положений. Кроме этого, уровень тактической подготовленности юных футболистов этого возраста должен предполагать как обязательное требование умение, независимо от игрового амплуа, индивидуально обыграть соперника посредством обманных движений или скоростной обводки.

Существенное место в тренировке на этом этапе подготовки должны занимать упражнения, направленные на решение групповых и командных тактических задач. В этой связи рекомендуется широко использовать такие традиционные средства, как атака с собственным численным превосходством игроков (2x1, 3x2, 4x2) и оборона в численном меньшинстве (1x2, 2x3, 2x4).

С позиций показателей разносторонности ТТД в подготовке футболистов на данном этапе необходимо обязательно учитывать следующие особенности. Как говорилось выше, начиная с 14-15-летнего возраста, у юных футболистов отмечается возрастающая тенденция преобладания соревновательного объема разносторонности ТТД над тренировочным в пределах 20%. Такой «разрыв» в показателях свидетельствует об определенных резервах, кроющихся в традиционном построении учебно-тренировочного процесса, в плане повышения его эффективности. Об этом свидетельствует и разница в показателях разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, составляющая около 11 %.

Данное положение еще раз подтверждает необходимость использования в тактической подготовке спортсменов данной возрастной группы значительного объема специализированных средств тренировки в условиях, максимально приближенных к соревновательным. При этом очень важным моментом должно стать обязательное соблюдение баланса атакующих и оборонительных действий.

Как отмечалось выше, к 15-летнему возрасту футболист должен в полном объеме овладеть рациональной техникой игры. В противном случае возможности эффективного роста тактического мастерства в дальнейшем могут быть в этом плане значительно ограниченными.

В этой связи тактическая подготовка юных футболистов 14-15 лет должна строиться с обязательным учетом принципа «единства техники и тактики». На данном этапе многолетней подготовки на основе эффективной индивидуальной тактики должны быть созданы предпосылки для успешности групповых и командных взаимодействий на достаточно высоком уровне.

С учетом существенно возрастающего в этот период влияния на эффективность соревновательной деятельности показателей всех видов разносторонности тактики, в подготовке футболистов 14-15 лет необходимо широко использовать игровые упражнения, требующие комплексного проявления специфических координационных способностей в действиях с мячом. При этом специализированные задания должны выполняться в условиях обязательного принятия решения в быстро изменяющихся ситуациях. Основным критерием оценки адекватности технико-тактического действия должна быть его целесообразность.


Заключение

Технология построения тактической подготовки в детско-юношеском футболе должна базироваться на основе соблюдения принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса возрастными закономерностями соревновательной деятельности. При этом необходимо учитывать:

- структуру основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов;

- соотношение соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры;

- возрастную динамику доминантных факторов подготовленности;

- параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок на этапах многолетней подготовки.

Граничные значения соотношений соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры юных футболистов следует рассматривать как возрастную закономерность. Так, если у начинающих спортсменов в плане совершенствования тактики группового владения мячом наибольшее воздействие оказывает сама игра, то с возрастом, начиная с 14-15 лет, объем соревновательной разносторонности тактики уступает тренировочному, что соответствует закономерностям профессионального футбола.

При средних значениях объема и эффективности ТТД юных футболистов в условиях соревнований, соответствующих данным специальной литературы, на этапах углубленной тренировки и предпрофессиональной подготовки общая разносторонность тактики игры должна находиться в следующих диапазонах, указанных в таблице. При этом разница показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, независимо от возраста юных спортсменов, не должна превышать 5-7 %.

 
возраст (лет) количество ТТД эффективность (% брака) разносторонность тактики (%)  
12-13  
14-15  
         

Планирование средств тактической подготовки юных футболистов должно предусматривать возрастные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок.

Согласно данным А.П. Золотарева, дополняемым результатами настоящего дипломного исследования, в многолетней подготовке юных футболистов возраст 14-15 лет следует рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства. К 15 годам футболист обязан в полном объеме овладеть всем арсеналом основных ТТД. В противном случае дальнейший эффективный рост его спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.

Независимо от возраста юных футболистов в педагогическом контроле за уровнем тактической подготовленности должны использоваться показатели разносторонности техники и тактики игры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.