Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД. РЕШЕНИЕ. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. от 16 июня 2020 года № 3а-345/2020



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 июня 2020 года № 3а-345/2020

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурова В. Н. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

27 марта 2020 года Правительством Вологодской области принято постановление № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее – Постановление, оспариваемый акт), которое в день принятия опубликовано на официальном интнрнет-портале (www.pravo.gov.ru) и в газете «Красный Север» № 34 от 31 марта 2020 года.

В указанное Постановление внесены изменения следующими нормативными правовыми актами, опубликованными в тех же источниках опубликования:

- постановлением Правительства Вологодской области от 29 марта 2020 года № 289 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 30 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 30 марта 2020 года № 330 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 30 марта 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 03 апреля 2020 года № 333 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 03 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 14 апреля 2020 года № 404 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 14 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 17 апреля 2020 года № 405 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 13 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 20 апреля 2020 года № 455 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 20 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 24 апреля 2020 года № 459 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 24 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 27 апреля 2020 года № 477 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 29 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 29 апреля 2020 года № 485 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 29 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 30 апреля 2020 года № 488 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 30 апреля 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 08 мая 2020 года № 517 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 08 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 11 мая 2020 года № 518 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 12 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 20 мая 2020 года № 569 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 20 мая 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 02 июня 2020 года № 643 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 02 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 5 июня 2020 года № 645 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 5 июня 2020 года;

- постановлением Правительства Вологодской области от 9 июня 2020 года № 671 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286», опубликованным 9 июня 2020 года.

Оспариваемым актом с учетом указанных изменений постановлено ввести с 27 марта 2020 года в действие ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (карантин), на территории области (пункт 1), в том числе, указано:

- обслуживание граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания, в общественном транспорте, в организациях, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, не допускается (абзац 15 пункт 3);

- обязать граждан не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания (пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах, за исключением случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, включая перемещение на личном транспорте в целях обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью; следования к месту плановой госпитализации пациентов по направлению врача медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, к которой прикреплен застрахованный в системе обязательного медицинского страхования; следования к месту (от места) работы и (или) осуществления ими деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, включая перемещение на личном транспорте (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 02 июня 2020 года № 643); передвижение по территории области, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), включая перемещение на личном транспорте (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 08 мая 2020 года № 517); следования к месту самоизоляции, включая перемещение на личном транспорте; следования к ближайшему месту приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, включая перемещение на личном транспорте; (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 08 мая 2020 года № 517); выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов; оформления услуг по погребению и участию в похоронах умерших; участия в судебных заседаниях при условии, если рассмотрение дела не приостановлено в установленном порядке; занятий физкультурой и спортом на открытом воздухе, в том числе на открытых спортивных сооружениях, при условии совместных занятий не более 2 человек и расстояния между занимающимися не менее 5 метров (абзац введен постановлением Правительства Вологодской области от 02 июня 2020 года № 643); прогулок на улице не более 2 человек вместе, при условии социального дистанцирования, исключая посещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок (абзац введен постановлением Правительства Вологодской области от 02 июня 2020 года № 643); посещения кладбищ(абзац введен постановлением Правительства Вологодской области от 05 июня 2020 года № 645).

Буров В.Н. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просит признать недействующими пункт 3 (2), абзац 15 пункта 3 Постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» в редакции от 20 мая 2020 года.

В обоснование требований административный истец указал на то, что оспариваемые нормы нарушают его права на свободу передвижения, личную неприкосновенность, своевременное судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни, свободу собраний и объединений, на заключение публичных договоров, и противоречат части 1 статьи 27, части 3 статьи 55, статье 56, пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Представитель административного истца по доверенности Борисов О.В. в судебном заседании поддержали уточненные требования.

Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области по доверенности Журкина Е.В. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к ним.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Согласно подпунктам «б», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).

В силу пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря1994 № 68-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ) чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Согласно пункту 1 названной нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) органы государственной власти субъектов: - принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»); - принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м»); - устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (подпункт «у», введенный Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ).

На основании статьи 12 Устава Вологодской области в систему органов государственной власти Вологодской области входит Правительство Вологодской области, которое является высшим исполнительным органом государственной власти Вологодской области, возглавляемым высшим должностным лицом Вологодской области - Губернатором Вологодской области

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в пределах территории Вологодской области организационные и правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлены Законом Вологодской области от 25 марта 2008 года № 1773-ОЗ «О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно статье 6 которого Правительство Вологодской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия: принимает нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций; принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разрабатывает и утверждает план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Вологодской области; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; устанавливает с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а(2)» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а(1)» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Правительства Вологодской области отнесено при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил Вологодской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения.

В соответствии с указанными полномочиями пунктом 1 оспариваемого Постановления на территории Вологодской области введены ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (карантин), на территории области, в связи с введением которых установлены оспариваемые положения.

Из содержания оспариваемых норм в действующей редакции Постановления следует, что фактически этими нормами в целях недопущения распространения в Вологодской области новой коронавирусной инфекции временно введены правила поведения, исключающие возможность непосредственного контакта с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции, а также взаимодействие с ними через предметы, которые могут быть источником распространения инфекционного заболевания, передающегося воздушно-капельным путем.

Указанные правила согласуются с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, предусматривающими запрет гражданам при введении режима повышенной готовности осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил) и не противоречат им, в связи с чем, то обстоятельство, что эти правила изложены в форме запретов, не свидетельствует о превышении Правительством Вологодской области предоставленных полномочий и компетенции в условиях режима повышенной готовности.

Как следует из содержания оспариваемого акта причиной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в Вологодской области является распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указанная инфекция Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ)

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указанным актом установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 3 пункта 1 статьи 2, абзац 14 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, вводятся ограничительные мероприятия (карантин) (пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), под которыми, согласно абзацу 15 статьи 1 указанного Федерального закона, понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; главными государственными санитарными врачами на соответствующей территории в силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Законом Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1469-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти области» полномочия по введению и отмене на территории области ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей относятся к полномочиям органов исполнительной государственной власти области в сфере здравоохранения (пункт 19 статьи 2).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Вологодской области от 07 декабря 2012 года № 1445 «О порядке введения и отмены на территории Вологодской области ограничительных мероприятий (карантина)» в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории Вологодской области в течение 24 часов на основании предложения, предписания главного государственного санитарного врача области или его заместителя департамент здравоохранения области готовит проект постановления Правительства области о введении ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории Вологодской области или территории его отдельных районов, населенных пунктов области и вносит его на рассмотрение в Правительство области.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что Правительство Вологодской области наделено полномочиями по введению на территории Вологодской области на основании предписания руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих, в том числе, особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Главным государственным санитарным врачом на рассмотрение в Правительство области вынесены Предложения: ввести с 27 марта 2020 года ограничительные мероприятия (карантин) на территории Вологодской области (от 27 марта 2020 года № 239-05-01); обязать граждан не покидать место проживания (пребывания), определить исключительные случаи при которых возможен выход граждан из дома, определить обязательную дистанцию до других граждан (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом; определить перечень органов власти и организаций, на работников которых не распространяется ограничения на передвижение и порядок их передвижения; обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования (от 30 марта 2020 года № 252-05-01): обязать граждан соблюдать масочный режим, в том числе при проезде в транспорте, посещении организаций, деятельность, которых не приостановлена, органов власти всех уровней и иных общественных мест (от 29 апреля 2020 года № 543-05-01).

Таким образом, Правительством Вологодской области последовательно вводились соответствующие временные ограничительные меры на территории Вологодской области на основании актов главного государственного санитарного врача и главного государственного санитарного врача по Вологодской области.

Оспариваемое Постановление в действующей редакции принято Правительством Вологодской области в пределах предоставленных полномочий по введению ограничительных мер и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-Ф3 и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

Оспариваемый нормативный акт принят в форме постановления. Из содержания положений статьи 68 Устава Вологодской области следует, что Правительство Вологодской области осуществляет нормативное правовое регулирование посредством издания правовых актов в форме постановлений и распоряжений на основе действующего законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Из представленных суду административным ответчиком документов усматривается, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, соблюдена, и по этим основаниям не оспаривается.

Оценивая оспариваемые положения Постановления на предмет соответствия актам, имеющим большую юридическую силу, суд с учетом изложенных выше доводов, находит необоснованной позицию административного истца о противоречии этих положений части 1 статьи 27, части 3 статьи 55, статье 56, пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку по изложенным выше основаниям оспариваемый акт принят Правительством Вологодской области в соответствии с полномочиями, предоставленными указанными федеральными законами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с приведенными нормами федерального и регионального законодательства Правительство Вологодской области обладало полномочиями по введению ограничительных мер в условиях режима повышенной готовности, а также установлению обязательных для граждан правил поведения.

Оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемыми положениями его прав, суд принимает во внимание, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах, согласно пункту 3 статьи 12 которого, упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), допуская их ограничение федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3); в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что вышеуказанные права не являются абсолютными, поскольку могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Рассматривая доводы административного истца относительно нарушения оспариваемыми нормами его прав, свобод и законных интересов, суд принимает во внимание, что введеные временные правила поведения направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья, поскольку приняты в целях исключения опасности непосредственного контакта с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, установлено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

При таких обстоятельствах в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, которое в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемые правовые нормы, в том числе временно возлагающие на граждан обязанности публично-правового характера в пределах территории Вологодской области, не нарушают конституционные права граждан, а направлены на противодействие распространению инфекции с целью защиты конституционно значимых прав граждан, прежде всего на жизнь и здоровье, как высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Бурова В. Н. о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 (2), абзаца 15 пункта 3 П



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.