|
|||
Рекомендации родителям по развитию логического мышления у детей млдашего дошкольного возраста через блоки Дьенеша.Рекомендации родителям по развитию логического мышления у детей млдашего дошкольного возраста через блоки Дьенеша. Актуальность. Известно, что ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играть любят не только дети, но и взрослые. Игра объединяет. Там, где родители и дети дружат, вместе трудятся и отдыхают – ссор, непонимания, обид не бывает, и все вопросы решаются легко. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша отличаются от других игр своей универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах умственного развития детей; просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников; расширять знания родителей об особенностях игры в дошкольном возрасте. Задачи: 1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у дошкольников среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет. 2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц). 3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников. 4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр(логических блоков Дьенеша) 5. Повышение интереса родителей к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления дошкольников. Участники: Родители воспитанников, воспитатели, дети. Материалы и пособия: блоки Дьенеша, цветную двустороннюю бумагу разных цветов, клей, картон белый, ножницы, салфетки, клеёнки. Аппаратное обеспечение:Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.План проведения:1. Вступительное слово. 2. Доклад на тему «Значение использования логических блоков Дьенеша на формирование логического мышления детей дошкольного возраста». 3. Знакомство родителей с результатами работы кружка «Умные блоки Дьенеша». 4. Мастер - класс по изготовлению кодовых карточек, обозначающие свойства предметов и отрицание свойств; схемы для игр; карты с указанием знаков-символов. 6. Играем как дети. (используя изготовленные кодовые карточки, схемы, карты) 7. Подведение итогов. Рефлексия. Предварительная работа: 1. Разработка сценария. 2. Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления музыкального зала. 3.Оформление зала цитатами:«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности» Л. С. Выготский. Основная часть. 1. Вступительное слово воспитателя. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Использование логических блоков Дьенеша для развития математического представления детей».Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Цель нашей встречи: повышение компетентности родителей воспитанников ввопросах развития логического мышления детей дошкольноговозраста. Сформировать представление родителей о математическом развитии как главном факторе в развитии мышления. Слайд 1. 2. Доклад на тему «Значение использования логических блоков Дьенеша на формирование логического мышления детей дошкольного возраста» Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Игра – это радость, путь детей к мечте. Иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие». Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками. Сложно переоценить ее значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности. Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, но оно может быть также интересно родителям детей дошкольного возраста. В учебно-методическом пособии развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным образовательным технологиям. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом ЗолтанДьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности для всестороннего развития наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Слайд 2.1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине. 2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. 3. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. 4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики, как алгоритмы кодирование и декодирование информации,кодирование со знаком отрицания, логические операции. 5. Способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д. 6. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект. 7. Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно,ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит», «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Слайд 3. Знакомство родителей с результатами работы кружка «Умные блоки Дьенеша».Как вы уже знаете, в нашей группе ведется кружковая работа по развитию математических представлений у детей. А вот как мы развиваем логику у детей, мы покажем на экране. Внимание на экран. Слайд 4. 1этап «Знакомство» Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе давала детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Хочу пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя. Хочу предупредить, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Слайд 5. 2 этап «Обследование» На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию.Например: красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д. В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Слайд 6. 3. этап «Игровой» А когда знакомство и обследование произошло, предлагала детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Слайд 7.4. Этап «Сравнение» Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?» Например, перед детьми выложила блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины.Спрашиваю: «Чем похожи эти фигуры?»Дети отвечают: «Это круг, и это круг, и это круг». - «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». - «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?»Дети отвечали : «Этот маленький, а этот большой». - «Правильно, и по величине они разные.» Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Слайд 8. 5 этап «Поисковый» На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству. (по форме). Далее предлагаю найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагаю найти блок по трем заданным свойствам, например - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер) И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот. Слайд 9. 6 этап «Знакомство с символами» На следующем этапе знакомила детей с кодовыми карточками. Загадки без слов (кодирование).Объясняла детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Показываю 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета, для закрепления данного задания детям можно предложить игру. Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры. Предложила рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры. И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры. Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала. Я, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок. Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки. Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа. Слайд 10. 7 этап «Соревновательный» Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры. Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике. 8 этап «Отрицание» На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д. Показ – карточек. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не». Так же большое значение уделяю развитию речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению. Детям можно предложить следующие игры: Обратить внимание родителей на памятки с играми. Дать короткие комментарии к ним. (Приложение) Слайд 11. 5. Мастер-класс по изготовлению кодовых карточек, обозначающие свойства предметов и отрицание свойств; схемы для игр; карты с указанием знаков-символов. Воспитательобращает внимание на подготовленный материал на трех столах: цветную двустороннюю бумагу разных цветов, клей, картон белый, ножницы, салфетки, клеёнки. Сейчас мы переходим к следующей части нашего собрания-мастер-классу. Я предлагаю вам изготовить кодовые карточки, обозначающие свойства предметов и отрицание свойств; схемы для игр; карты с указанием знаков-символов. Эти карточки помогут организовать игры с детьми по блокам Дьенеша. Воспитатель показывает на слайдах образцы карточек, которые предлагает изготовить, объясняет процесс изготовления. Родители совместно с педагогом изготавливают кодовые карточки, обозначающие свойства предметов и отрицаниесвойств; схемы для игр; карты с указанием знаков-символов. Дорогие родители! Благодаря Вам, мы с детьми пополнили наш дидактический материал для игр с блоками Дьенеша. Надеемся, что Вы дома точно такие же изготовите. А как играть с такими карточками, мы вам сейчас покажем. 6. Играем как дети. Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми. 1 задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок. 2 задание: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам. 3 задание: Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г. Москвы в г. Сургут. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг). 4 задание: Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов. Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели». 7. Подведение итогов. Рефлексия. Какие трудности вы испытали, выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх? Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. А еще, уважаемые родители,просим Вас дать оценку нашей встрече: положите в нашу коробочку красную фигуры, если понравилось, вы узнали что-то новое и интересное; или синюю, если не понравилось и считаете, что время было потрачено зря. Решение семинара: 1. Использовать полученную информацию, так как методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию. 2. Отзывы у родителей были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, не зависимо от возраста детей. Список источников: 1. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» выпуск 1. 2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». 3. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. Приложение Памятка для родителей. «Блоки Дьенеша. Играя, развиваемся!» «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки(все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Игра «Раздели блоки». В ней ребенок должен провести сравнительный анализ всех блоков и разделить их на группы. Схема игры приведена на картинке.Задание звучит следующим образом:Дед мороз принес в лес большой мешок подарков и сказал: «Пусть Лиса возьмет все маленькие подарки, Медведь заберет все толстые, а Волк все круглые». Кладем на пол три обруча и классифицируем блоки согласно заданию. Сюжетно – ролевая игра «Магазин». Товар - карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него логические фигуры«денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам. Игра с одним обручем. Внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные.Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет. Игра с двумя обручами. Два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.Дети отвечают на четыре вопроса:- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?- Внутри синего, но вне красного обруча?- Внутри красного, но вне синего?- Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета. Игра с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается задача классификации блоков по трем свойствам. Три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча пересекаются так, чтобы образовалось 8 областей. Внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат: внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча, внутри синего и желтого, но вне красного обруча, внутри красного и желтого, но вне синего обруча, внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча, внутри синего, но вне желтого и красного обруча, внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча,вне всех трех обручей.
|
|||
|