Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зарождение украинского театра. XVII—XVIII столетия



 

Развитие украинского театра

 

Зарождение украинского театра

Театральное искусство Украины берет начало в глубокой древности в народных играх, танцах, песнях и обрядах. Еще с VI в. известные театральные представления скоморохов. В эпоху Киевской Руси элементы театра были в церковных обрядах. Об этом свидетельствуют фрески Софийского собора в Киеве (XI век). Первые образцы драмы произносили публично ученики киевских Братской (Киево-Могилянская Академии) и Лаврской школы (XVI—XVII века). Важными центрами развития религиозной драмы в настоящее время считалась также Львовская братская школа и Острожская академия.

XVII—XVIII столетия

Среди явлений художественного быта Украины ХVII—ХVIII веков особого внимания заслуживает театр, истоки которого уходят еще во времена синкретического единства древнейших фольклорных жанров: обрядовых песен, хороводов, театрализованных действ, которые неразрывно соединяли слово, музыку, танец, актерскую игру. Однако постепенное развитие образования, культуры народа привело к компромиссным решениям этой проблемы. Этому способствовали также контакты с европейским театром XVI—ХVII века, где наряду с пьесами религиозного содержания, которые исполнялись в храмах по случаю Рождества, Великого Поста, Пасхи, приобретал широкое распространение народный ярмарочный театр. Сформировались типичные сюжетные коллизии бытовых представлений с характерными персонажами-масками: ревнивый старый муж, кокетливая молодая женщина, любовник, монах, Арлекин, Коломбина и др. Подобные процессы своеобразно выявлялись и в Украине как на профессиональном уровне в формах «высокой драмы», так и в широком бытовании жанров «низкого барокко» — в народных интермедиях, кукольном театре-вертепе.

Главным центром созидания, исполнения и распространения этих основных форм театральной жизни ХVII—ХVIII ст. была Киево-Могилянская академия, ее профессора были авторами драматических произведений, теоретиками театра, а студенты-бурсаки — актерами и основными носителями этого искусства. С особым рвением выполнялись театральные пьесы во время традиционных «рекреаций» — майских дней отдыха, когда ученическая группа под опекой педагогов и наставников отправлялась на окраину Киева: «Все играло, бурлило, тешилось и мячом, и кеглями, и приличными гимнами, а студенты старших отделов создавали оркестры, а порой там же при дневном свете случайно разыгрывали какую-то комедию или драму». Музыкальность украинского театра была органичной — песня, хор, танец, инструментальное сопровождение выполняли в спектаклях важную драматургическую функцию: характеристики места действия, исторической ситуации, действующих лиц, завязки и кульминации сценического конфликта.

Две основные жанровые разновидности театрального искусства эпохи «украинского барокко» — школьная драма и вертеп в исполнительской практике тесно переплетались между собой. К антрактам «высокой драмы» относились народно-бытовые сценки — интермедии, а вертеп после первого действия религиозного содержания переходил к колоритному жанровому действу. Однако оба образно-тематических разделы украинского театра имели свою теорию, эстетические нормы, язык, способ исполнения. Преимущественно религиозная, философская или морализаторская тематика пьес школьной драмы, оторванная от реальной жизни, требовала соответствующего литературного изложения — книжной, стихотворного языка, а также условно-символического стиля интерпретации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.