|
|||
Курсовая работа. Содержание. Введение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Факультет психологии Кафедра психологии развития и образования
Курсовая работа По дисциплине «Социально-педагогическая диагностика семей группы риска и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
на тему: «Психолого-педагогические особенности общения младших школьников из полных и неполных семей»
Выполнила: Студентка 3 курса 7730 группы Терентьева Ольга Алексеевна
Научный руководитель: к.пед.н., ассистент Пристав Елена Сергеевна
Санкт – Петербург Содержание Введение...................................................................................................................3 1. Понятие «общение» и его особенности в младшем школьном возрасте.......6 2. Роль семьи в развитии общения.......................................................................10 3. Особенности коммуникативных способностей младших школьников из неполных семей................................................................................................20 4. Описание методик, направленные на диагностику общения........................24 Заключение ............................................................................................................30 Список литературы ...............................................................................................31
Введение Актуальность. Формирование коммуникативных навыков, установление положительных взаимоотношений с людьми — важная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении младшего школьника. Проблеме общения детей посвятили свои работы Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.Б. Добрович и др., обращая особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера. Ведь именно в младшем школьном возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотноошениях и изменить положение ребенка в социуме. В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Формирование коммуникативных способностей, установление положительных взаимоотношений с другими людьми — главная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении ребенка младшего школьного возраста. Проблеме общения детей посвятили свои работы А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др., обращая особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера. Ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только образовывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить это положение детей в социуме. В младшем школьном возрасте стремительными темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, укрепляются все более тесные индивидуальные контакты, с другой стороны, происходит рост усложнение внутреннего мира, самостоятельности, и формирование личностных свойств. Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются Н. Зубарева, М.А. Костенко, И. Дементьева, Л.Г. Лунякова и др. Дети в полной семье, так же как и дети из неполной семьи развиваются по одним и тем же психологическим и биологическим закономерностям, на них распространяются те же нормы воспитания. Однако жизнь с одним родителем вносит в воспитание специфические обстоятельства, в том числе и в формирование коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками. Таким образом, актуальность исследования коммуникативных способностей младших школьников из полных и неполных семей обусловлена как ростом числа детей из неполных семей, так и значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека и влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности. Цель исследования - изучить психолого-педагогические особенности коммуникативных способностей младших школьников из полных и неполных семей. Объект исследования: дети младшего школьного возраста из полных и неполных семей. Предмет исследования: психолого-педагогические особенности коммуникативных способностей младших школьников из полных и неполных семей. Гипотеза исследования: предполагается, что младшие школьники, воспитывающиеся в неполной семье, менее благополучны в сфере общения, чем дети из полных семей. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «общение» и его особенности в младшем школьном возрасте. 2. Рассмотреть роль семьи в формировании общения у детей младшего школьного возраста. 3. Выявить особенности коммуникативных способностей младших школьников из неполных семей. 4. Разработать психолого-педагогический инструментарий, направленный на диагностику общения. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
|
|||
|