Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие профессиональных компетенций учителей английского языка в период дистанционного обучения



Развитие профессиональных компетенций учителей английского языка в период дистанционного обучения

Некрасова М.Ю., автор-составитель дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей английского языка, руководитель ГМО учителей английского языка

Приоритетный Национальный проект «Образование» (сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024) направлен на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В 2019-2020 учебном году городское методическое объединение учителей английского языка работало над решением задач, поставленных в рамках трёх федеральных проектов («Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будушего»), входящих в состав национального проекта «Образование».

Сегодня концепция смешанного обучения (Blended Learning)активно используется в образовательных системах многих стран мира и является мировым образовательным трендом.  Смешанное обучение определяется как образовательная программа, которая состоит из обучения в классе, а также группового и индивидуального обучения онлайн с использованием программного обеспечения электронного обучения . Это тип многоканального метода, который включает в себя занятия под руководством наставника, изображения, видео, цифровые задания и личное обсуждение. У каждого обучающегося есть свои сильные стороны и познавательные интересы, и комбинированный подход к обучению позволяет учителям признать это. Когда учителя имеют возможность использовать инструменты как традиционной так и цифровой сферы, они могут предствлять необходимую информацию различными способами, разработанными с учётом различных стилей обучения своих учеников.

Основными проблемами, с которыми сегодня сталкиваются учителя при организации дистанционного обучения во всём мире и которые необходимо решить для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, являются:

· Недостаток мотивации (дистанционное обучение может резко снизить познавательную мотивацию школьников, не каждая модель дистанционного обучения подходит для конкретной возрастной категории обучаюшихся или данного образовательного учреждения.)

· Отсутствие традиционного контроля выполнения обучаюшимися домашних заданий .

· Обучаюшиеся, которые любят работать рукамии создавать свои собственные продукты в результате обучения, могут чуствовать сильный дискомфорт из-за необходимости сидеть перед экраном в течение долгих часов.

· Затруднения в организации командной (групповой) работы.

· Недостаток знаний в области информационно-коммуникационных технологий для работы с цифровыми образовательными ресурсами и обучающими платформами.

· Проблема плагиата и проблема достоверности полученных знаний,

· проблема самостоятельности получения знаний.

В 2019-2020 учебном году курсы повышения квалификации для учителей английского языка по теме «Развитие профессиональных компетенций учителей английского языка в условиях обучения школьников с использованием активных методов на основе ИК-технологий» проводились в режиме дистанционного обучения. Это позволило учителям английского языка образовательных учреждений г.о.Балашиха организовать работу над созданием модели эффективного процесса дистанционного обучения английскому языку на ступенях начального обшего образования, основного общего образования и среднего обшего образования в рамках методической деятельности ГМО. Проведение курсов повышения квалификации для учителей английского языка в дистанционном режиме позволило выявить основные проблемы, возникаюшие на данном этапе у всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их законнвх представителей) при организации дистанционного обучения, организовать командный поиск и обсуждение возможных путей их устранения в онлайн и офлайн режиме.

Проведение занятий с учителями в дистанционном режиме показало, что более интересными, эффективными и интенсивными оказались занятия, которые проводились по модели «Перевёрнутый класс», когда слушатели курсов повышения квалификации дома, имея доступ к Интернету, самостоятельно в онлайн-среде или с помощью печатных источников информации изучали порцию нового материала или же закрепляли ранее рассмотренный и изученный материал. Во время проведения онлайн конференции на платформе Zoom после этого занятие организовывалось таким образом, что слушатели излагали для всей аудитории самостоятельно рассмотренный материал, потом закрепляли его, применяя полученные знания в результате решения практико-ориентированных задач по использованию интерактивных методов обучения английскому языку. Также повышение мотивации обучающихся при дистанционном режиме обучения может быть достигнуто с помощью такого методического приёма как виртуальная «Доска вопросов» (автор Чарльз Пирс (США). Важная часть учительской работы состоит именно в том, чтобы предоставить детям как можно больше возможностей задавать вопросы – чем больше толковых вопросов, тем лучше. Обучить их тому, как задавать вопросы, значит помочь им сделать важный шаг в развитии познавательной мотивации, навыков мышления и общения со словом.

Чтобы обучающиеся не чувствовали недостаток контроля выполнения ими учебных заданий, необходимо утвердить четкий график сдачи работ обучающимися на весь учебный модуль. Во-вторых, сегодня разработаны цифровые образовательные ресурсы, на пример, интерактивная тетрадь Skysmart (издательство «Просвещение»), которые позволяют учителю не только автоматически получать результаты выполнения обучающимися заданий, но и проводить онлайн и офлайн разбор этих заданий, допущенных обучающимися ошибок. Таким образом, учитель и ученик находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Концепция смешанного обучения - это один из способов решения проблемы отсутствия традиционного контроля при дистанционном обучении.

В дистанционном обучении английскому языку как и при традиционном обучении очень важно использовать аутентичные ресурсы (в том числе интернет ресурсы) , позволяющие ученикам и учителю сделать процесс обучения увлекательным, включённым в реальную жизнь, в котором продукт образовательной деятельности востребован учеником, его семьёй или способен доставить эстетическое удовольствие окружающим ученика людям. Слушатели курсов поделились опытом использования метода DIY в обучении младших школьников английскому языку на основе ИКТ-технологий: Arts & Craft Activities for Kids. Также на занятиях слушатели подробно познакомились с возможностями обучающего сайта British Council for Kids и разработали фрагменты планов уроков с использованием заданий, предлагаемых разными разделами данного сайта (Fun and Games, Print and make, Grammar and vocabulary, Read and write, listen and watch).

Для организации групповой работы слушателей на курсах повышения квалификации мы использовали групповую почту. Это удобный и простой способ организации совместной работы, возможности делиться своей частью выполненной работы, организации офлайн дискуссий и работы над проектами.

Особое внимание при организации онлайн занятий на всех ступенях обучения необходимо уделять использованию интерактивных методов обучения на основе ИКТ-технологий, так как именно внедрение этих методов, приёмов, техник позволяет реализовать в обучении основные принципы эффективного обучения: принцип полной физической активности (TPR), принцип Презентация – Практика – Продукт (Presentation-Practice- Production), принцип получения новых знаний с использованием непроизвольного внимания и непроизвольной памяти обучающихся. Примерами таких приёмов и техник в обучении английскому языку являются «Рассказ наперебой», «Слова в копилку», «Исправь учителя», «Добавь слова, сделай историю более интересной», «Использование творческих способностей всех участников образовательного процесса для создания интерактивной образовательной среды», «Перевёрнутый класс» и другие.

В заключение данной статьи, хочется подчеркнуть, что для решения двух ключевых задач, поставленных национальным проектом «Образование» (обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций) и для обучения школьников и для совершенствования профессиональных компетенций учителей на современном этапе развития общества необходимо использовать метод смешанного обучения, что позволит сочетать всё лучшее, что есть в традиционном обучении, с возможностями, которые предоставляют современны ИКТ-технологии.

Литература:

1. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие. – М: Издательство «Икар», 2017.

2. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография – М: МГИМО(У) МИД России, 2007

3. Жарова Е.Е. Использование методик дистанционного обучения в преподавании английского языка // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. Журнал «Учитель» №4 С.68-73

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.