|
|||
Как понимают явления адаптации – дезадаптации отечественные ученые?Стр 1 из 4Следующая ⇒ 1. Как понимают явления адаптации – дезадаптации отечественные ученые? Ответ:В отечественной литературе широко используется понятие «социальная дезадаптация», которое определяется как «нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных внешних причин, непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты». В работах Б.Н. Алмазова социальная адаптация определяется как уравновешенное соотношение социальной действительности и социального в человеке. Это определение социально-психологической адаптации можно конкретизировать в трех направлениях: адаптивное поведение (в интересах среды воспитания), адаптивное состояние (отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен), адаптация как условие эффективности взаимодействия ребенка со взрослым в системе воспитания. На категориальном уровне анализа «адаптивность-неадаптивность», по мнению А.В. Петровского, могут быть представлены как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерения не совпадают с деянием, замысел – с воплощением, побуждению к действию – с его итогом. Это противоречие, как предполагает А.В. Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения». По мнению А.А. Налчаджян, социально-психологическая дезадаптированность в первую очередь выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль и ведущая деятельность. С.А. Беличева считает, что «социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции». С точки зрения И.К. Кряжевой, понятие социальная адаптация отражает явление включенности индивида в социальную среду в процессе его общественно-полезной деятельности, взаимодействие и интеграцию личности с общностью и самоопределение ее в ней. Социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации ее внутренних возможностей и личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В качестве основных критериев социально-психологической адаптации автор выделяет следующие: включенность в деятельность и общение, благоприятное эмоциональное самочувствие. Т.В. Снегирева определяет социально-психологическую социально-психологическая дезадаптация – это процесс превращения объективных форм и условий жизнедеятельности индивида в неадекватные, качественно своеобразные способы его организации. В процессе неадекватного взаимодействия личности с окружающими затрудняется реализация ее основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), нарушается состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, искажается социальный статус дезадаптированной личности.
|
|||
|