Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психологические основы предупреждения отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста



Психологические основы предупреждения отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

12.05.2020

Вопросы и здания для самоконтроля

1. Каким детям может быть трудно учиться в школе и почему?

Ответ: Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), гиперкинетическим, или гиперактивным, синдромом. Таким детям трудно учиться в школе потому, что у них низкая успеваемость. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

2. Понаблюдайте за гиперактивным ребенком на уроке, во время перемены. Подробно опишите его поведение. Проанализируйте действия педагога в отношении этого ученика.

Ответ: Идет урок в первом классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец звонок, Андрей первым выбегает из класса.

Педагог не смог заинтересовать ученика, только замечания не помогут успокоить гиперактивного ученика.

На мой взгляд, учителю стоило поработать с учеником индивидуально: выяснить, знает ли он, как выполнять задание. После этого, если знает - объяснить ему, что для своих дел у него есть перемена. Если нет - сделать упор на обучении Андрея - чаще вызывать к доске, задавать ему чуть больше примеров, чередуя их пониженную сложность с номинальной.

3. Каковы наиболее распространенные причины, вызывающие эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста?

Ответ:

ü     Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве болезни, перенесённые стрессы

ü     Задержки психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития.

ü     Особенности семейного воспитания (выделяют 4 типа), недостаточность эмоционального контакта с близкими взрослыми.

ü     Социально-бытовые причины: особенности питания, экономическое положение семьи, воспитывающей ребенка.

ü     Социальное окружение, особенно в детском коллективе.

ü     Характер преобладающей деятельности ребенка.

ü     Ряд других причин, вызывающий у ребенка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

4. Что такое «дидактогения»? Какие меры может и должен принять учитель с целью профилактики дидактогений?

Ответ:

Дидактогения психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.

Ø     Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

Ø     Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку овладеть адекватными формами реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.

Ø     Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, так как изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

Ø     Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.