|
|||
Краткая информационно-аналитическая справка по результатам
Приложение № 2
Краткая информационно-аналитическая справка по результатам социологического исследования Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране в связи с распространением коронавирусной инфекции, переход на дистанционную форму обучения обеспечил непрерывность образовательного процесса. Вместе с тем возник ряд трудностей (проблем), с которыми пришлось столкнуться школьникам при обучении в дистанционном формате в период самоизоляции. С целью выявления таких трудностей, а также особенностей жизнедеятельности детей в режиме дистанционного обучения, в мае 2020 г. было проведено пилотажное социологическое исследование – экспресс-анкетирование родителей. Всего в исследовании приняли участие 10 237 респондентов из 45 регионов России. Выборка носила случайный характер, участие в экспресс-анкетировании было исключительно добровольным и анонимным. Среди опрошенных: 42,9% - родители школьников младших классов (1-4 классы); 40,3% - средних классов (5-8 классы); 16,8% - старших классов (9-11 классы). Наиболее распространенными, по мнению 62,9% родителей, являются проблемы доступности и качества Интернет-пространства: технические неполадки, «зависание», низкая скорость, периодическое отсутствие доступа в Интернет, неправильная работа гиперссылок препятствуют своевременному и успешному усвоению программного материала в дистанционном формате. Лишь 37,1% респондентов не имеют претензий к качеству Интернета. Эти данные вполне коррелируют с ответами на вопрос о техническом обеспечении дистанционного обучения детей: 17,8% школьников не обеспечены гаджетом для дистанционного обучения, 42,2% обеспечены лишь смартфоном, 11,6% - планшетом, 28,6% - ноутбуком и только 17,5% детей обеспечены стационарным компьютером, что является наиболее физиологичным с позиций эргономики. Причем большая половина используемых детьми в ходе дистанционного обучения гаджетов - в 56,2% случаев, относятся к семейным, т.е. используются и родителями, и другими детьми семьи. 16,5% респондентов-участников исследования указали на наличие сложностей во взаимоотношениях ребенка с педагогом при дистанционном обучении: трудности усвоения учебного материала, новых тем в режиме онлайн в связи со сложностью содержания, отсутствие обратной связи и возможности спросить, нет «живого» общения с учителями, только домашние задания. В значительной степени такая критичность родителей связана, прежде всего, с отсутствием в учебном процессе их ребенка опыта применения дистанционных образовательных технологий. В то же время именно эти респонденты наиболее объективно могут оценить «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения, так как находятся со своим ребенком постоянно. Лишь незначительная доля респондентов дает положительную оценку дистанционному обучению, выделяя в качестве приоритетов: «безопасность детей, не заболеют»; «больше времени с семьей» «больше самостоятельности»; «возможность заниматься в удобное время»; «возможность родителям присутствовать на уроке»; «всегда под присмотром»; «не тратят деньги на дорогу, экономия на одежде, еде» и др. Отдельного внимания заслуживает анализ мнений родительской общественности о психофизиологических особенностях детей в условиях дистанционного обучения. Дистанционное обучение увеличивает длительность работы ребенка с использованием гаджета. Так, суммарное время его использования в обучающих целях превышает 8 часов у 6,2% детей респондентов, 6 -7 часов у 13,6%, 4-5 часов у 30,7%, что в несколько раз превышает рекомендуемые гигиенические нормы длительности работы детей с гаджетами. Ситуация усугубляется тем, что гаджеты активно используются детьми в персональных целях (игры, чтение, социальные сети и т.п.). По мнению родителей на личные цели и развлечения с гаджетом дети тратят: 1-2 часа в день у 31,4% опрошенных, 3-4 часа у 16,6%, более 5 часов в день у 7,6%. Большое значение имеет положение тела ребенка при дистанционном обучении с использованием гаджета. Лишь 60% родителей заявили, что ребенок при работе с ним сидит за столом, в 23,8% случаев ребенок чаще сидит в кресле или на диване, в 16,2% случаев полулежа на диване или кровати. Перерывы через 30-40 мин в ходе дистанционного обучения делают лишь 44,3% детей респондентов. А 25,3% родителей указали на то, что перерывы вообще не делаются или крайне редко. О трех-четырехкратном питании детей в течение дня в условиях самоизоляции заявили 71,1% опрошенных родителей. Настораживает тот факт, что 11,6% респондентов указали на одно-двукратный прием пищи ребенком в день. Физическая активность детей в условиях дистанционного обучения снижена: 25% детей не выполняют физические упражнения, 35,1% - менее 30 мин в день, 24,6% - в течение часа. 17,1% родителей заявили о существенных проблемах в жизни детей: появились головные боли, агрессия, раздраженность, нервные срывы, психологическая подавленность, апатия, отсутствие желание учиться, страдания от нехватки общения и др. Таким образом, анализ мнений участников настоящего пилотного исследования показал наличие проблем технического обеспечения дистанционного обучения детей; выявил существенные недочеты и ошибки в организации домашнего режима дня детей, находящихся в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. У родителей появились вопросы об особенностях организации рабочего места ребенка при онлайн-обучении, особенностях питания, физической активности, о возможностях сохранения физического и психического здоровья ребенка, о правилах самоконтроля состояния здоровья. Следует отметить, что с проблемами, возникающими при дистанционном обучении, приходится сталкиваться всем участникам образовательного процесса: и школьникам, и родителям, и педагогам. В сложившейся ситуации всесторонний анализ трудностей (проблем) дистанционного обучения будет способствовать его эффективности. С этой целью возникает объективная необходимость в организации и проведении широкомасштабного социологического исследования, сравнительного анализа мнений всех участников образовательного процесса для выработки оптимального управленческого решения. Для получения объективной достоверной информации целесообразно привлечь к участию в исследовании респондентов удаленных от московского мегаполиса регионов РФ, а также экспертов, специалистов-практиков: медиков, психологов, педагогов, социологов.
|
|||
|