|
|||
Условия эффективности и контроль реализации СтратегииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Приложение 1 к распоряжению Правительства Тверской области от 05.02.2018 № 28-рп
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 – 2027 годы
Общие положения 1. Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 – 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 – 2027 годы. 2. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 3. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода в области воспитания и социализации детей, учитывающей их интересы, актуальные потребности современного общества. 4. Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. 5. Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания детей в Тверской области.
6. Разработка Стратегии осуществлялась на следующих принципах: а) привлечение представителей педагогического сообщества, родителей, Тверской митрополии Русской православной церкви (Московский патриархат) и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей, к партнерству исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области с институтами гражданского общества Тверской области; б) общественное обсуждение стратегических направлений духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития; в) учет особенностей социального и психологического развития детей страны и региона. 7. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством. 8. Положения и рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки государственных программ, проектов и планов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в системе общего, профессионального, дополнительного образования Тверской области.
Раздел II Характеристика проблем духовно-нравственного воспитания и актуальность Стратегии 9. Одной из особенностей современной эпохи является не только формирование нового человека, но и поиск новых форм и методов воспитания и просвещения человека, которые будут способствовать формированию духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Осуществляемая государственная социальная политика, направленная на тесное сотрудничество социальных институтов разных уровней, указывает на новые принципы организации духовно-нравственного воспитания, утверждая гуманистическую и демократическую ориентацию. Главным фактором и ресурсом обновляющегося общества выступают духовность и нравственность. Духовность является внутренним источником активности личности, определяет устойчивость жизненного пути человека, потребность в познании самого себя, мира, смысла жизни. Основной негативной тенденцией в развитии современного российского общества является духовно-нравственный кризис, поразивший значительную часть населения страны. Он проявляется в коммерциализации культуры, бездуховной индустрии развлечений, подмене духовно-нравственного наследия псевдокультурными суррогатами. Происходит рассогласование и изменение ценностных ориентаций в детской и молодежной среде. Социальный фон духовно-нравственного воспитания детей продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума. Социализация детей в нынешнем веке происходит в качественно иных условиях материальной и духовной жизни, что ведет к отрицанию ими опыта родителей. Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал: интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает воспитательное пространство, процесс духовно-нравственного становления личности, влияет на психологию взаимодействия личности с окружающим миром. В современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач: а) повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания детей; б) усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов; в) координацию действий федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в пределах своих полномочий, институтов гражданского общества, образовательных организаций различных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей в целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской области. 10. Общероссийские тенденции характерны для Тверской области. Решение задач воспитания требует принципиального пересмотра традиционных положений в области целей, задач и содержания деятельности различных структур социальной сферы Тверской области. 11. Экспертный анализ существующей системы воспитания в Тверской области, проведенный совместно с органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, институтами гражданского общества, образовательными организациями различных форм собственности и типов, традиционными религиозными организациями, родительским сообществом позволил выявить сильные и слабые стороны, возможности и факторы, влияющие на недостаточный уровень системы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области.
12. Сильные стороны: а) Тверская область имеет достойное историческое прошлое; б) к настоящему времени накоплены значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень развития в части создания эффективной системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей; в) духовно-нравственное и патриотическое воспитание определены как приоритетные направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты населения Тверской области; г) система духовно-нравственного воспитания строится на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения интегрированности современных механизмов воспитания. В регионе сложился определенный опыт духовно-нравственного и социального развития личности ребенка путем приобщения к патриотическим, культурно-историческим традициям региона, России. Развито сотрудничество с традиционными религиозными организациями в решении актуальных задач духовного и нравственного возрождения. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации граждан, укреплении солидарности, повышении уровня доверия человека к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Посредством создания единого регионального социально-воспитательного пространства, ориентированного на традиционные культурные ценности, осуществляется процесс воспитания развитой личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа. 13. Слабые стороны: а) региональная система воспитания недостаточно подготовлена к новым вызовам времени, нуждается в преобразовании и формировании единого воспитательного пространства; б) недостаточный уровень межведомственного взаимодействия в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей; в) недостаточный уровень ценностно-мировоззренческих компетенций в семье и низкий уровень педагогической культуры родителей; г) недостаточный уровень готовности педагогического сообщества к внедрению новых технологий воспитательной работы с детьми в условиях глобальных вызовов современности; д) отсутствие системного подхода, непрерывности в духовно- нравственном воспитании детей. 14. Возможности: а) вопросы развития системы воспитания отнесены к особо значимым для Правительства Тверской области; б) внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания; в) интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях. 15. Факторы, влияющие на недостаточный уровень системы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области: а) несовершенство нормативного правового сопровождения системы воспитания; б) невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций; в) отток кадров из образовательных организаций; г) недостаточное количество классных воспитателей и низкий уровень стимулирования ориентации на результат среди действующих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей. 16.Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда ценностно-мотивационных и социальных факторов, определяющих результативность современной системы воспитания и перспектив ее развития: а) возрастающими требованиями к воспитанию как к эффективному социальному институту; б) сложностью и противоречивостью динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенностей ее функционирования и развития; в) объективной потребностью в формировании целостной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, отражающей новые условия и особенности социокультурного развития; г) новыми возможностями развития системы воспитания, открывающимися в результате оптимального использования имеющегося в Тверской области потенциала педагогических и управленческих кадров, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни региона, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения; д) необходимостью усиления институтов гражданского общества, образовательных организаций различных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей в целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской области в решении задач воспитания, формирования у детей социальных компетенций и гражданских установок.
Раздел III Цель и задачи Стратегии
17. Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области,отвечающей требованиям общества, и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения. 18. Задачи Стратегии: а) создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей; б) создание условий для реализации целей и задач совершенствования духовно-нравственного воспитания и социализации детей в каждом муниципальном образовании Тверской области; в) создание системы межведомственного взаимодействия для повышения эффективности и совершенствования воспитательной работы в Тверской области; г) создание единой системы воспитания, интегрирующей всю инфраструктуру организаций общего, профессионального и дополнительного образования; д) создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; е) развитие взаимодействия образовательной организации с семьей, формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители; ж) формирование социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, социальных, общественных и традиционных религиозных организаций, с целью содействия успешной социализации обучающихся; з) развитие системы педагогического просвещения родителей, других субъектов, занимающихся воспитанием детей разного возраста; и) совершенствование информационного сопровождения духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел IV Стратегические направления развития системы воспитания детей в Тверской области
19. Стратегическими направлениями региональной государственной политики в сфере воспитания детей в Тверской области являются:
а) духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры; б) гражданско-патриотическое воспитание детей; в) физическое развитие и формирование культуры здоровья; г) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; д) развитие системы педагогического просвещения родителей и педагогическое сопровождение семейного воспитания детей; е) подготовка педагогических кадров в рамках реализации Стратегии.
Подраздел I Духовно-нравственное воспитание детей
20. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим, общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании. 21. Система духовных ценностей, определяющих содержание и направленность нравственного развития детей в процессе социализации, включает: а) ценности семьи (поддержка традиций семьи, обеспечение взаимопонимания между родителями и детьми, ощущение детьми защищенности в различных жизненных ситуациях, сохранение устойчивых семейных отношений, освоение домашних обязанностей, проявление любви к близким людям, чуткости, сочувствия, тактичности в отношениях с ними); б) ценности труда (качественное выполнение трудовых действий, уважение к труду, к профессиональной деятельности родственников, освоение разнообразных видов труда, поддержка совместного труда, переживание удовлетворенности результатами совместного труда); в) ценности бережного отношения к продуктам материальной и духовной культуры (к моральным нормам и образцам поведения, национальным традициям и обычаям, фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость); г) ценности знания и понимания отечественной истории (сохранение традиций, обычаев народов, населяющих Россию, Тверскую область, гордость за достижения прошлых поколений, уважение и сопереживание подвигу героев, стремление сохранить связь поколений, воспринять жизненный опыт выдающихся людей); д) нравственные ценности культуры сотрудничества, заботы о людях (проявление честности, милосердия, правдивости, искренности, доброжелательности, отказ от причинения зла другим людям, совестливость, чувство долга, ответственности, справедливости, терпимости). 22. Необходимые условия: а) нравственно благоприятная среда в организациях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса; б) накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся; в) педагогическая поддержка ребенка в духовно-нравственном самосовершенствовании; г) заинтересованность всех участников Стратегии: институтов гражданского общества, семьи, образовательных организаций, общественных организаций, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных организаций в развитии духовно-нравственного потенциала личности ребенка; д) материально-техническая база для организации процесса воспитания и образования в образовательных организациях. 23. Учет возрастных особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания детей: а) у обучающихся по образовательным программам дошкольного образования – формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения; обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие; б) у обучающихся по образовательным программам начального общего образования – освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками образовательных организаций; формирование ценностного отношения к труду; в) у обучающихся по образовательным программам основного общего образования – приобщение к гуманистическим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу; нравственное самосовершенствование; г) обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования – освоение системы нравственных ценностей, укрепление моральных и этических норм общества. 24. Условия организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом особенностей Тверской области: а) создание единого социально открытого пространства среди педагогического сообщества и родителей; б) формирование кадрового педагогического резерва для образовательных организаций; повышение профессионального и методического мастерства педагогов; в) систематическое обновление и совершенствование учебной и методической литературы; создание банка методических разработок по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся; организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Подраздел II Гражданско-патриотическое воспитание
25. Гражданско-патриотическое направление воспитания детей и подростков на региональном уровне предполагает формирование системы следующих ценностных ориентаций и нравственных установок: а) развитие чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням, памятникам России и Тверской области; б) укрепление единой российской идентичности и региональной принадлежности; восприятие личных интересов через призму общественных и государственных интересов; в) уважение конституционного строя государства и его политической системы; г) развитие историко-культурного самосознания; становление приоритетов созидательного труда и творчества; приоритета семьи и преданности семейным традициям; восприятие национальных и религиозных традиций через принцип толерантности; д) развитие способности к толерантному общению, принятие и понимание позиций других людей независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. 26. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия и включает систему мероприятий: а) мероприятия, направленные на формирование общероссийского и регионального исторического и культурного самосознания, противодействие попыткам фальсификации различных этапов отечественной и региональной истории; б) мероприятия, направленные на формирование у личности ориентаций и установок на освоение норм и правил культуры сотрудничества и заботы о людях; в) мероприятия, направленные на формирование развитого правосознания и правовой культуры, овладение системой политических знаний и навыков, соответствующих политическим традициям и интересам государства.
Подраздел III Физическое развитие и формирование культуры здоровья
27. Физическое развитие и формирование культуры здоровья детей на региональном уровне предполагает формирование системы следующих ценностных ориентаций и нравственных установок: а) ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; б) культура безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек. 28. Физическое развитие и формирование культуры здоровья реализуется в рамках межведомственного взаимодействия и включает следующую систему мероприятий: а) организация физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности; б) распространение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; в) формирование культуры безопасности в детской среде, в том числе в сфере безопасности дорожного движения; г) профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; д) формирование среды для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подраздел IV Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
29. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение детей на региональном уровне направлено на формирование системы с целью вовлечения детей в различные виды общественно полезного труда для освоения минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Основные задачи: а) формирование у детей и молодежи ценностных ориентаций и ценностных установок уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям; б) формирование у детей умений и навыков самообслуживания, бытовой культуры; в) формирование навыков ценностного отношения к труду. 30. Трудовое воспитание реализуется в рамках межведомственного взаимодействия и включает: а) разработку и реализацию программ профессиональной подготовки школьников, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций; б) формирование у ребенка культуры личностного и профессионального самоопределения на основе опыта продуктивного взаимодействия в коллективе, опыта управления; в) формирование у детей культуры быта и отдыха; г) развитие системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Подраздел V Развитие системы педагогического просвещения родителей и педагогическое сопровождение семейного воспитания детей
31. Сопровождение семейного воспитания направлено на формирование системы семейных ценностных ориентаций и нравственных установок: а) приоритетности семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации ребенка; б) восприятии семьи через призму гражданской ответственности перед членами семьи и обществом; в) формировании семейной культуры на основе духовно-нравственных отечественных традиций; г) создании условий для постоянного повышения культуры трудового, нравственного, эстетического воспитания детей родителями; д) признании потенциала семьи как определяющего условия социализации личности. 32. Педагогическое сопровождение семейного воспитания детей включает систему мероприятий, реализуемых в рамках межведомственного взаимодействия: а) мероприятия, направленные на формирование устойчивых представлений о семье как главном социальном институте, формирующем гражданскую ответственность родителей перед детьми и обществом за создание условий для полноценной социализации личности ребенка в семье; б) мероприятия, направленные на формирование у членов семьи системы нравственных ценностей, этического сознания, стремления строить свои отношения на принципах гуманизма и по законам совести, добра и справедливости, стремление осуществлять нравственный выбор действий и поступков, готовности нести за них ответственность; в) мероприятия, направленные на принятие и восприятие семейных традиций через принцип толерантности, на знание, уважение и стремление развивать лучшие отечественные традиции воспитания в семье; г) мероприятия, направленные на осознанное принятие норм детско-родительских отношений, повышение позитивного имиджа семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации личности, развитие воспитательного потенциала семьи.
Подраздел VI Подготовка педагогических кадров в рамках реализации Стратегии
33. Реализация комплекса мероприятий по формированию института наставничества и духовно-нравственного просвещения педагогического сообщества: а) становление авторитета педагога и повышение профессиональных компетенций, совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров; б) совершенствование и активное развитие системы научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности педагога, педагога-воспитателя; в) тиражирование успешных проектов и программ духовно-нравственного воспитания детей на основе достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта воспитания; г) организация и проведение круглых столов, конференций, совещаний, семинаров, педагогических интернет-советов по проблемам духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел V Этапы и механизмы реализации Стратегии 34. Стратегия реализуется в 2018 – 2027 годах и предусматривает следующие этапы: 2018 – 2020 годы – I этап, 2021 – 2023 годы – II этап, 2024 – 2027 годы – III этап. 35. В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические, социально-психологические и информационные механизмы. 36. Правовые механизмы включают: а) развитие и совершенствование региональной нормативной правовой базы реализации Стратегии; б) развитие инструментов медиации для реализации мероприятий Стратегии. 37. Организационно-управленческие механизмы включают: а) консолидацию усилий воспитательных институтов Тверской области; б) эффективную организацию межведомственного взаимодействия в системе духовно-нравственного воспитания; в) укрепление сотрудничества семьи и образовательных организаций в воспитании детей; г) системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
д) формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации; е) организацию мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации Стратегии. 38. Кадровые механизмы включают: а) повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; б) развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента; в) подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии. 39. Информационные механизмы предполагают: а) использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии; б) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных средств массовой информации.
Раздел VI Условия эффективности и контроль реализации Стратегии 40. Эффективность реализации Стратегии определяется рядом условий: а) готовность педагогов к решению актуальных задач духовно-нравственного воспитания детей; б) повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательных организациях системы образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта; в) повышение педагогической культуры родителей; г) укрепление на межведомственной основе партнерских отношений с социальными институтами воспитания детей; д) организация социально значимой и полезной деятельности с включением в этот процесс детей и родителей. 41. Контроль за ходом реализации Стратегии и эффективности проводимых в рамках Стратегии мероприятий будет обеспечиваться формами экспертного сопровождения, основными из которых станут: а) профессионально-общественный мониторинг; б) независимая общественная экспертиза. 42. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих индикаторов и показателей:
а) уровень качества воспитания детей в Тверской области, достигаемый за счет развития мотивации к получению образования и позитивного отношения к образовательной организации; б) динамика роста уровня профессиональных компетенций педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей; в) уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания и развития детей; г) доля детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу; д) увеличение активности участия родительских объединений в сфере духовно-нравственного воспитания детей; е) количество реализованных проектов в рамках духовно-нравственного воспитания детей; ж) уменьшение доли детей и подростков с асоциальным поведением; з) снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
|
|||
|