Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обучающая программа. Системная терапия на основе подхода Б. Хеллингера. в психологическом консультировании. Описание программы



 

 

Обучающая программа

"Системная терапия на основе подхода Б. Хеллингера

в психологическом консультировании"

 

Описание программы

Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера сегодня является одним из самых эффективных методов психотерапии и позволяет за короткое время определить причины, приводящие к возникновению проблем или симптомов, найти выход из лабиринта нарушенных отношений. Этот метод также называют "Расстановки по Хеллингеру" или "Системные семейные расстановки". Человеческая система (семья, организация) подчиняется определённым законам развития и функционирования. Нарушение этих законов ведёт к дисфункции системы, которая может выражаться в проблемах самого разного характера: от сложностей в межличностной сфере до серьёзных заболеваний. И эти проблемы могут проявляться в нескольких поколениях.

Программа состоит из теоретической и практической частей.В теоретической части участники изучат подходы классических и современных школ, работающих в системном подходе, научатся проводить психоаналитическую диагностику. В практической части– научатся выбирать стратегии работы для разных групп запросов и освоят техники работы с ними.

Обучение построено таким образом, чтобы вы увидели демонстрации работы опытных тренеров, усвоили пошаговые стратегии действий расстановщика, прожили сами этот опыт расстановщика и клиента. Важной составной частью программы является супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей под руководством руководителей программы. За время учёбы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории. При этом программа является обучающей и не предполагает обязательного терапевтического эффекта для участников.

         

В результате освоения программы участники:

1. Познакомятся с методологическими основами системно-феноменологического подхода.

2. Освоят системную и психоаналитическую диагностику.

3. Углубят представления о психотерапевтических стратегиях, освоят базовые техники и приёмы работы.

4. Получат опыт участия в системно-семейных констелляциях в качестве заместителей.

5. Получат опыт проведения констелляций под наблюдением супервизора, возможность совершенствования личного терапевтического стиля.

6. Получат представления о вариативности применения метода, связи с другими направлениями психотерапии и консультирования.

 

Участие в программе позволяет совершенствовать свой личный терапевтический стиль, расширить возможности профессионального роста, интегрировать полученные знания и умения в собственную терапевтическую практику.

 

Освоение программы (90 академических часов) завершается выдачей свидетельства о повышении квалификации Всероссийского института практической психологии "Иматон" (Санкт-Петербург).

Структура программы:

1. Образовательный блок – 82 часа.

2. Супервизия и интервизия – 6 часов.

3. Личная терапия (реконструкция семейной истории) – 2 часа.

 

Формы работы:

• Видео-лекции.

• Самостоятельная работа.

• Анализ топологической и динамической моделей системы.

• Демонстрация работы по индивидуальным запросам участников.

• Разбор клиентских случаев.

• Практические упражнения.

• Тренировка практических навыков в парах и микрогруппах.

• Терапевтические сессии.

• Интервизия и супервизия в группе.

 

 

I. Теоретические основы системного подхода в психологическом консультировании.Реализуетсяв онлайн-формате: видео-лекции и самостоятельная работа.

1.Обзор школ и направлений в системном семейном психологическом консультировании.

2. Методологические основы системно-феноменологического подхода:

· общая теория систем Людвига фон Берталанфи;

· теория морфических полей Руперта Шелдрейка;

· феноменологический метод познания.

 

3. Психоаналитическая диагностика. Структурные уровни психики. Самостоятельная работа.

 

4. Составляющие профессионализма в системном подходе:

· организационные вопросы и этические нормы;

· базовые навыки;

· феноменологический принцип работы.

Самостоятельная работа.

 

5. Краткосрочная модель системной психотерапии Берта Хеллингера (работа со статическими и динамическими моделями систем: диагностика и терапия):

·   Знающее поле. Чтение констелляции.

· Порядки любви.

· Границы совести: вина и невиновность.

· Отношения между родителями и детьми.

· Межпоколенные связи и отношения.

· Отношения в паре.

                Самостоятельная работа.

6. Структура семьи. Циркулярная модель Олсона. Основные параметры структуры семьи:

· сплоченность,

· иерархия,

· гибкость,

· границы,

· ролевая структура.

Структурные проблемы: межпоколенные коалиции, реверсия иерархии.

Триады отношений в семье. Самостоятельная работа.

7. Семейная история.

· порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье;

· совпадение жизненных событий;

· повторение паттернов функционирования в следующих поколениях.

                      Генограмма. Самостоятельная работа.                

8. Жизненный цикл семьи: стадии; кризисы перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.

Функциональная и дисфункциональная семейные системы. Функции симптоматического поведения в семейной системе.

    

9. Сложные темы в отношениях между родителями и детьми (инцест, абьюз, алкоголизм, наркомания).

 

10. Психосоматические расстройства. Частные вопросы семейной терапии. Самостоятельная работа.

 

 

II. Практика психотерапевтической работы на основе системного подхода.Реализуется в групповой тренинговой форме.

1. Знающее поле. Замещающее восприятие как основной инструмент работы с констелляцией.

 

2. Структура и процесс констелляции.

· участники и их отношения: терапевт, клиент, заместители;

· этапы работы: запрос, диагностика, формирование и проверка гипотез, восстановление нарушенных порядков, завершение процесса;

· работа с ресурсами.

 

3. Тренировка практических навыков системного семейного терапевта:

· как собирать информацию о клиенте и его системе (символы, метазнаки, знаки, синхрония и параллельные процессы;   

чувства и эмоции заместителей, невербальные сигналы; собственные чувства, образы и мысли психолога и т.д.);

· как вести процесс (роль и место терапевта в поле клиента, фокусирование на запросе, поддержание контакта с клиентом и

   заместителями, образ-решение и завершение процесса);

· как интегрировать полученный результат в повседневную жизнь и реальные отношения клиента;

· как выстраивать оптимальный маршрут для конкретной ситуации по восстановлению нарушенных порядков;

· как работать с сопротивлением и тяжёлыми чувствами клиента;

· как локализовать симптом в теле рода, как работать с расщеплением симптома;

· как работать в отсутствии заместителей;

· как работать в режиме онлайн.

 

4. Констелляции семейной и личной системы (по клиентским запросам и запросам участников группы). Особенности работы с:

· с супружескими отношениями;

· с детско-родительскими отношениями;

· неполными семьями;

· семьями с приёмными детьми;

· психосоматическими запросами;

· зависимостями и созависимостями;

· ситуациями развода, травмы (насилие, утрата);

· семьями, ожидающими ребёнка и другими типами семей;

· с психической реальностью клиента как самостоятельной системой (тело-чувство-разум, субличности, архетипы, фигуры сновидений и т.д.);

· с бизнес-системами (опционально по запросу участников группы).

 

5. Вариативность применения метода. Связь с другими направлениями психотерапии и консультирования:

· гештальт-подход (работа на границе контакта, фигура и фон);

· телесно-ориентированные практики (работа с телом);

· эриксоновский гипноз (работа с метафорами и образами);

· трансактный анализ (структурные констелляции);

· психосинтез (эго и субличности);

· арт-терапия (диагностика и терапия в семейной и личной системах);

· юнгианский анализ (работа со сновидениями и алхимическими символами, архетипические констелляции);

· процессуальный подход (работа с движениями тела и глубинными ресурсами);

· организационные и коучинговые констелляции.

 

6. Использование метода Б. Хеллингера в супервизионной и интервизионной работе. Групповая супервизия констелляций из психотерапевтической практики участников.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.