|
|||
Обучающая программа. Системная терапия на основе подхода Б. Хеллингера. в психологическом консультировании. Описание программы
Обучающая программа "Системная терапия на основе подхода Б. Хеллингера в психологическом консультировании"
Описание программы Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера сегодня является одним из самых эффективных методов психотерапии и позволяет за короткое время определить причины, приводящие к возникновению проблем или симптомов, найти выход из лабиринта нарушенных отношений. Этот метод также называют "Расстановки по Хеллингеру" или "Системные семейные расстановки". Человеческая система (семья, организация) подчиняется определённым законам развития и функционирования. Нарушение этих законов ведёт к дисфункции системы, которая может выражаться в проблемах самого разного характера: от сложностей в межличностной сфере до серьёзных заболеваний. И эти проблемы могут проявляться в нескольких поколениях. Программа состоит из теоретической и практической частей.В теоретической части участники изучат подходы классических и современных школ, работающих в системном подходе, научатся проводить психоаналитическую диагностику. В практической части– научатся выбирать стратегии работы для разных групп запросов и освоят техники работы с ними. Обучение построено таким образом, чтобы вы увидели демонстрации работы опытных тренеров, усвоили пошаговые стратегии действий расстановщика, прожили сами этот опыт расстановщика и клиента. Важной составной частью программы является супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей под руководством руководителей программы. За время учёбы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории. При этом программа является обучающей и не предполагает обязательного терапевтического эффекта для участников.
В результате освоения программы участники: 1. Познакомятся с методологическими основами системно-феноменологического подхода. 2. Освоят системную и психоаналитическую диагностику. 3. Углубят представления о психотерапевтических стратегиях, освоят базовые техники и приёмы работы. 4. Получат опыт участия в системно-семейных констелляциях в качестве заместителей. 5. Получат опыт проведения констелляций под наблюдением супервизора, возможность совершенствования личного терапевтического стиля. 6. Получат представления о вариативности применения метода, связи с другими направлениями психотерапии и консультирования.
Участие в программе позволяет совершенствовать свой личный терапевтический стиль, расширить возможности профессионального роста, интегрировать полученные знания и умения в собственную терапевтическую практику.
Освоение программы (90 академических часов) завершается выдачей свидетельства о повышении квалификации Всероссийского института практической психологии "Иматон" (Санкт-Петербург). Структура программы: 1. Образовательный блок – 82 часа. 2. Супервизия и интервизия – 6 часов. 3. Личная терапия (реконструкция семейной истории) – 2 часа.
Формы работы: • Видео-лекции. • Самостоятельная работа. • Анализ топологической и динамической моделей системы. • Демонстрация работы по индивидуальным запросам участников. • Разбор клиентских случаев. • Практические упражнения. • Тренировка практических навыков в парах и микрогруппах. • Терапевтические сессии. • Интервизия и супервизия в группе.
I. Теоретические основы системного подхода в психологическом консультировании.Реализуетсяв онлайн-формате: видео-лекции и самостоятельная работа. 1.Обзор школ и направлений в системном семейном психологическом консультировании. 2. Методологические основы системно-феноменологического подхода: · общая теория систем Людвига фон Берталанфи; · теория морфических полей Руперта Шелдрейка; · феноменологический метод познания.
3. Психоаналитическая диагностика. Структурные уровни психики. Самостоятельная работа.
4. Составляющие профессионализма в системном подходе: · организационные вопросы и этические нормы; · базовые навыки; · феноменологический принцип работы. Самостоятельная работа.
5. Краткосрочная модель системной психотерапии Берта Хеллингера (работа со статическими и динамическими моделями систем: диагностика и терапия): · Знающее поле. Чтение констелляции. · Порядки любви. · Границы совести: вина и невиновность. · Отношения между родителями и детьми. · Межпоколенные связи и отношения. · Отношения в паре. Самостоятельная работа. 6. Структура семьи. Циркулярная модель Олсона. Основные параметры структуры семьи: · сплоченность, · иерархия, · гибкость, · границы, · ролевая структура. Структурные проблемы: межпоколенные коалиции, реверсия иерархии. Триады отношений в семье. Самостоятельная работа. 7. Семейная история. · порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье; · совпадение жизненных событий; · повторение паттернов функционирования в следующих поколениях. Генограмма. Самостоятельная работа. 8. Жизненный цикл семьи: стадии; кризисы перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Функциональная и дисфункциональная семейные системы. Функции симптоматического поведения в семейной системе.
9. Сложные темы в отношениях между родителями и детьми (инцест, абьюз, алкоголизм, наркомания).
10. Психосоматические расстройства. Частные вопросы семейной терапии. Самостоятельная работа.
II. Практика психотерапевтической работы на основе системного подхода.Реализуется в групповой тренинговой форме. 1. Знающее поле. Замещающее восприятие как основной инструмент работы с констелляцией.
2. Структура и процесс констелляции. · участники и их отношения: терапевт, клиент, заместители; · этапы работы: запрос, диагностика, формирование и проверка гипотез, восстановление нарушенных порядков, завершение процесса; · работа с ресурсами.
3. Тренировка практических навыков системного семейного терапевта: · как собирать информацию о клиенте и его системе (символы, метазнаки, знаки, синхрония и параллельные процессы; чувства и эмоции заместителей, невербальные сигналы; собственные чувства, образы и мысли психолога и т.д.); · как вести процесс (роль и место терапевта в поле клиента, фокусирование на запросе, поддержание контакта с клиентом и заместителями, образ-решение и завершение процесса); · как интегрировать полученный результат в повседневную жизнь и реальные отношения клиента; · как выстраивать оптимальный маршрут для конкретной ситуации по восстановлению нарушенных порядков; · как работать с сопротивлением и тяжёлыми чувствами клиента; · как локализовать симптом в теле рода, как работать с расщеплением симптома; · как работать в отсутствии заместителей; · как работать в режиме онлайн.
4. Констелляции семейной и личной системы (по клиентским запросам и запросам участников группы). Особенности работы с: · с супружескими отношениями; · с детско-родительскими отношениями; · неполными семьями; · семьями с приёмными детьми; · психосоматическими запросами; · зависимостями и созависимостями; · ситуациями развода, травмы (насилие, утрата); · семьями, ожидающими ребёнка и другими типами семей; · с психической реальностью клиента как самостоятельной системой (тело-чувство-разум, субличности, архетипы, фигуры сновидений и т.д.); · с бизнес-системами (опционально по запросу участников группы).
5. Вариативность применения метода. Связь с другими направлениями психотерапии и консультирования: · гештальт-подход (работа на границе контакта, фигура и фон); · телесно-ориентированные практики (работа с телом); · эриксоновский гипноз (работа с метафорами и образами); · трансактный анализ (структурные констелляции); · психосинтез (эго и субличности); · арт-терапия (диагностика и терапия в семейной и личной системах); · юнгианский анализ (работа со сновидениями и алхимическими символами, архетипические констелляции); · процессуальный подход (работа с движениями тела и глубинными ресурсами); · организационные и коучинговые констелляции.
6. Использование метода Б. Хеллингера в супервизионной и интервизионной работе. Групповая супервизия констелляций из психотерапевтической практики участников.
|
|||
|