|
|||
Шлюпочный узел
27.05.2020, ВИК «Орден Белого Дракона», группа №1 первого года обучения Тема занятия. «Вязание морских узлов». Задание. Ознакомиться с предлагаемым текстом. Выполнить описанные узлы.
Вязание морских узлов Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке. Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его, при необходимости, можно было легко развязать.
Что стоит учесть новичкам перед обучением Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений: · «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно; · «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел; · «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы; · «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой; · «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок; · «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются; · «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны. Узлы бывают разных назначений: для связывания двух концов, для привязывания конца к предмету, для создания петли и др. Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.
Основные морские узлы Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен. Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов. Как завязать беседочный узел: 1) создать с верха вниз петлю; 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец; 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле; 4) туго затянуть. Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу. Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. Как завязать узел восьмёрка: 1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю; 2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же; 3) крепко затянуть. Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны (возможно, придется тянуть очень сильно). Простой полуштык и его более сложные вариации Простой полуштык – широко распространённый простой, не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу. Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты. Простой штык со шлагом– морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления. Рифовый узел Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в. Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Рифовый узел применяют в случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел. Разновидностью рифового узла является двойной рифовый узел. От классического он отличается тем, что при вязании второго полуузла оба ходовых конца троса завязываются сложенными вдвое. Штык с обносом Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через кольцо (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в кольцо, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют. Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов. Крепление может быть не только продеванием в кольцо, но и оборачиванием вокруг предмета (например, дерева). Часто используется в тех случаях, когда приходится крепить конец, находящийся под постоянным натяжением. Шкотовый узел Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в петлю, обносят вокруг её шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между петлёй и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в. Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет петлю, и при ввязывании в петлю различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в петлю, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к петле больших размеров. Брамшкотовый узел Выполнение. Конец троса проводят в петлю (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки петли под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г. Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж. Шлюпочный узел Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым (кольцо) шлюпки и пропускают под первую банку (скамью). Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.
Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке. Полезен тем, что надежно держит, пока трос натянут, но позволяет при этом легко и быстро отвязать его просто потянув за ходовой конец. Затягивающаяся удавка Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.
Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.
Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
|
|||
|