Индивидуальный предприниматель Клавденков Олег Михайлович имеет несколько торговых точек, одна из которых магазин «Тотошка», расположенный по адресуСмоленская область г.Ярцево ул. Советская д.14 . Время работы магазина с 8:00 до 20:00 для всех сотрудников магазина
- расписаться в листе прихода/ухода сотрудников, как в начале своего рабочего дня, так и по его окончанию;
После поступления сотрудника в структурное подразделение, ему проводится инструктаж на рабочем месте. Непосредственный руководитель подробно объясняет особенности выполнения работ, показывает устройство оборудования, знакомит с инструкциями по охране труда. Инструктажи по охране труда на рабочем месте можно классифицировать по времени проведения на:
- первичный (при поступлении сотрудника на работу, в день его поступления);
- повторный (в зависимости от установленной периодичности в магазине)
- внеплановый инструктаж по охране труда (если произошло какое-то изменение в сфере законодательства, введены в действие новые инструкции, такой инструктаж также проводится, если на предприятии изменились какие-то технологические процессы, появилось новое оборудование, инструменты или какие-то другие факторы, влияющие на безопасность труда);
- целевой (проводится при осуществлении разовых работ или работ, на которые требуются дополнительно оформить наряд-допуск или разрешение).
Устная проверка приобретенных работников знаний и навыков осуществляется после каждого инструктажа. Те, кто не прошел инструктаж или не показал необходимых знаний при проверке, не допускаются к самостоятельной работе.
Продуктовый магазин «Юбилейный» филиалов не имеет.
Штат сотрудников продуктового магазина «Юбилейный» 3 человек.
Форма материальной ответственности сотрудников – индивидуальная.
Торговая площадь продуктового магазина «Юбилейный» – 42 м2
Площадь торгового зала магазина разделена на площадь под торговым оборудованием, для покупателей, для выкладки товаров.
Основные товары - это товары первой необходимости (хлеб, молоко), продукты питания, товары бытовой химии, Структура: администратор, продавец-кассир, старший продавец
У входа в торговый зал есть информационный стенд, где находится вся информация о торговом предприятии - это копии лицензий на разрешение розничной продажи продукции. А также правила работы предприятия розничной торговли.
Книга жалоб и предложений находится возле кассовой зоны. Листовки об акциях, проводимых в магазинах данной сети в течение определенного времени, можно получить на кассе у кассиров.
Здание разделено на зоны:
-торговый зал;
-складские помещении;
-хозяйственно бытовые помещения;
Здание торгового центра построено с учетом требований пожарных и санитарных правил безопасности: смонтированы современные системы дымоудаления и тушения.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Как было изложено выше в магазине «Монетка» применяют основной метод продажи – самообслуживание. Этот метод включает выполнение следующих операций:
- встреча покупателей, выявление его намерений;
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товаров и консультация;
- проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;
- упаковка и выдача покупок.
В магазине «Юбилейный» Новодугинского РАЙПО стараются строго соблюдать права потребителей. Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования и употребления, так же оперативно обслуживают покупателей на кассовых узлах.
В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:
- лицензия на продажу алкогольной продукции;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на продажу алкогольной продукции;
книга отзывов и предложений;
- санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- закон «О защите прав потребителей».
Кроме всего вышеперечисленного, к информации для потребителей относятся также ценники на товар, которые обновляются ежемесячно (если цена на товар за этот период не изменилась) или при малейшем колебании стоимости, вплоть до одной копейки. Пик покупательской активности приходится на временные интервалы: 12:00-14:00 ч. и 17:00-19:00 ч., т.е. после окончания рабочего дня во многих организациях. Наименьшее количество покупок совершается в утреннее время суток – до 12:00 и вечером – после 16:00 ч.
После поступления сотрудника в структурное подразделение, ему проводится инструктаж на рабочем месте. Непосредственный руководитель подробно объясняет особенности выполнения работ, показывает устройство оборудования, знакомит с инструкциями по охране труда. Инструктажи по охране труда на рабочем месте можно классифицировать по времени проведения на:
- первичный (при поступлении сотрудника на работу, в день его поступления);
- повторный (в зависимости от установленной периодичности в магазине)
- внеплановый инструктаж по охране труда (если произошло какое-то изменение в сфере законодательства, введены в действие новые инструкции, такой инструктаж также проводится, если на предприятии изменились какие-то технологические процессы, появилось новое оборудование, инструменты или какие-то другие факторы, влияющие на безопасность труда);
- целевой (проводится при осуществлении разовых работ или работ, на которые требуются дополнительно оформить наряд-допуск или разрешение).
Устная проверка приобретенных работников знаний и навыков осуществляется после каждого инструктажа. Те, кто не прошел инструктаж или не показал необходимых знаний при проверке, не допускаются к самостоятельной работе.
Продуктовый магазин «Юбилейный» филиалов не имеет.
Штат сотрудников продуктового магазина «Юбилейный» 3 человек.
Форма материальной ответственности сотрудников – индивидуальная.
Торговая площадь продуктового магазина «Юбилейный» – 42 м2
Площадь торгового зала магазина разделена на площадь под торговым оборудованием, для покупателей, для выкладки товаров.
Основные товары - это товары первой необходимости (хлеб, молоко), продукты питания, товары бытовой химии, Структура: администратор, продавец-кассир, старший продавец
У входа в торговый зал есть информационный стенд, где находится вся информация о торговом предприятии - это копии лицензий на разрешение розничной продажи продукции. А также правила работы предприятия розничной торговли.
Книга жалоб и предложений находится возле кассовой зоны. Листовки об акциях, проводимых в магазинах данной сети в течение определенного времени, можно получить на кассе у кассиров.
Здание разделено на зоны:
-торговый зал;
-складские помещении;
-хозяйственно бытовые помещения;
Здание торгового центра построено с учетом требований пожарных и санитарных правил безопасности: смонтированы современные системы дымоудаления и тушения.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Как было изложено выше в магазине «Монетка» применяют основной метод продажи – самообслуживание. Этот метод включает выполнение следующих операций:
- встреча покупателей, выявление его намерений;
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товаров и консультация;
- проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;
- упаковка и выдача покупок.
В магазине «Юбилейный» Новодугинского РАЙПО стараются строго соблюдать права потребителей. Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования и употребления, так же оперативно обслуживают покупателей на кассовых узлах.
В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:
- лицензия на продажу алкогольной продукции;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на продажу алкогольной продукции;
книга отзывов и предложений;
- санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- закон «О защите прав потребителей».
Кроме всего вышеперечисленного, к информации для потребителей относятся также ценники на товар, которые обновляются ежемесячно (если цена на товар за этот период не изменилась) или при малейшем колебании стоимости, вплоть до одной копейки. Пик покупательской активности приходится на временные интервалы: 12:00-14:00 ч. и 17:00-19:00 ч., т.е. после окончания рабочего дня во многих организациях. Наименьшее количество покупок совершается в утреннее время суток – до 12:00 и вечером – после 16:00 ч.
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Техника безопасности - это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
В магазине проводятся обучение и инструктаж по технике безопасности, периодические инструктажи и занятия работников.
Инструктажи проводятся регулярно. Виды инструктажей: вводный, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж проводят: со всеми работниками, которые впервые приняты на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа работы по этой профессии, должности; со студентами, которые направлены для прохождения производственной практики.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят: со всеми работниками, принятыми на работу; работниками переведенными из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, временными работниками; со студентами, прибывшими на производственную практику.
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев с целью лучшего усвоения и закрепления знаний и навыков по безопасным приемам и методам труда независимо от уровня квалификации и стажа работы и регистрируется в журнале регистрации инструктажа.
Внеплановый инструктаж проводится при изменении технологического процесса, замене оборудования, при нарушении работником правил по технике безопасности, при происшествии несчастного случая.
Целевой инструктаж проводит непосредственно руководитель, в следующих случаях: ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф; при выполнении разовых работ, не связанных с примерными обязанностями; при выполнении работ, на которые оформляются наряд, допуск, разрешение.
Порядок проведения инструктажей регламентируется Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты РФ. Для каждой категории работников разрабатываются инструктажи по охране труда.
Пожарная безопасность представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров, а также по обеспечению безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожара. Она должна соответствовать требованиям Закона РФ «О пожарной безопасности».
На торговом предприятии установлен противопожарный режим, который включает: содержание помещений и рабочих мест в чистоте и порядке, установление и соблюдение правил хранения товарно-материальных ценностей, выполнение технологических операций, выделение мест для отдыха и курения, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, содержание путей и порядок эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожара.
Кроме того, супермаркет "Фреш 25" оснащен всем необходимым оборудованием и инвентарем по пожарной безопасности: огнетушителями, лопатами, ломами, ящиком с песком. Имеется противопожарная сигнализация, пожарный щит, план эвакуации. Проводятся противопожарные инструктажи и обучение работников требованиям пожарной безопасности.
Под производственной санитарией понимается система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые. Санитарно-гигиенические условия на торговых предприятиях оказывают большое влияние на здоровье человека и трудовые процессы. К ним относят температурный режим, влажность и чистоту воздуха, чистоту помещений, оборудования, инвентаря, личную гигиену работников.
Каждый день торговый зал и складские помещения убираются уборщицей магазина. Периодически производится дезинфекция помещений, уборочного инвентаря. Поддерживается оптимальная температура в помещениях зимой и летом, так как имеется вентиляционная система и кондиционеры. Общий контроль за санитарным состоянием магазина осуществляется органами городской и районной санэпидемстанции, о чем делается запись в санитарный журнал магазина.
Несчастных случаев и случаев производственного травматизма в магазине не было.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.
Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др
При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров на отдельных этапах развития экономики были различны.
До 1959 г. в стране действовали многочисленные Основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1959 г. впервые были утверждены и введены в действие Единые положения о поставках товаров народного потребления и о поставках продукции производственно-технического назначения, наряду с которыми, однако, действовали и различные Особые условия поставки отдельных видов товаров. В 1969 и 1981 гг. Положения о поставках были пересмотрены с целью большей регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям. Положения о поставках, а также Особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишая их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. В Положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров. Особые условия поставки также содержали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Так, ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом особенностей каждой конкретной поставки.
Утвержденные в 1988 г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями: стороны, заключавшие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент товаров, сроки и порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.
Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по Договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от Централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.
В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному Установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т. д. [6, c.177].
Вместе с тем следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров, как и любая коммерческая деятельность, все-таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие помимо Гражданского кодекса РФ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства и т. п.
Договоры купли-продажи товаров во внутрироссийской и международной коммерческой деятельности являются наиболее распространенным видом хозяйственных взаимоотношений между продавцами и покупателями товаров и услуг.
Нормативной базой для российских коммерсантов при осуществлении сделок купли-продажи является ГК РФ-92
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. [7, c.158].
Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (ст. 455 ГК РФ).
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, в срок, определенный договором. Одновременно с передачей вещи продавец, если иное не предусмотрено договором, обязан передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом или договором (ст. 456 ГК).
Договор купли-продажи признается заключенным с условием его исполнения к строго определенному сроку. Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя (ст. 457).
Моментом исполнения обязанности продавца передать товар считается вручение товара покупателю либо указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, или передача товара Покупателю (указанному им лицу) в месте нахождения товара.
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытерт обязанность продавца по доставке или передаче това
pa в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца - передать товар покупателю считается исполненной Б момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (ст. 458).
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента его передачи покупателю в соответствии с договором. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. количество товара, подлежащего передаче покупателю (ст. Щ, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.
Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен — потребовать возврата уплаченной денежной суммы (ст. 466). В случае передачи продавцом покупателю товара в количестве, превышающем указанное в договоре, покупатель обязан известить об этом продавца. Если после получения сообщения покупателя продавец не распорядится соответствующей частью товара, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, принять весь товар или отказаться от его принятия.
По договору купли-продажи передаче подлежат товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель в праве отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если продавец передал покупателю наряду с товарами) ассортимент которых соответствует договору купли-продажи, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:
· принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;
· отказаться от всех переданных товаров;
· потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
· принять все переданные товары.
Товары, не соответствующие условию договора об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в установленный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товара.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При продаже товаров, качество которых должно соответствовать образцам и(или) описаниям, продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцам и(или) описаниям.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан согласно ст. 469 ГК РФ передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (ГОСТам, сертификатам, санитарно-гигиеническим заключениям и др.). В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар в течение определенного времени, установленного донором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия).
Проверка качества товара может быть предусмотрена законом и иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Этими правовыми нормами устанавливается и порядок проверки качества товара.
Если недостатки товара не были оговорены продавцом покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору согласно ст. 475 ГК РФ потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков или недостатков, которые не могут быть устранены без несоизмеримых расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.
Обязательство о передаче определенного набора товаров в комплекте считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект (ст. 479).
Статья 480 ГК РФ предусматривает последствия передачи некомплектного товара. В этом случае покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
доукомплектования товара в разумный срок.
Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору потребовать замены некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В случаях, когда подлежащий затариванию и(или) упаковке товар передается покупателю без тары и(или) упаковки либо в ненадлежащей таре и(или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и(или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и(или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара (ст. 482 ГК РФ). [8, c.226].
Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (ст. 483).
Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (соглашением сторон). В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ст. 424, 485).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до после передачи ему продавцом товара, если иное не "Предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов (ст. 486).
ГК РФ (ст. 487—490) регулирует обязательства, связанные с предварительной оплатой товара, оплатой товара, проданного в кредит, оплатой товара в рассрочку, страхованием товара по договору купли-продажи.
К отдельным видам договора купли-продажи относятся договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки товаров для государственных нужд, договор контрактации и др. Эти разновидности договора купли-продажи имеют свои правовые особенности, играют важную роль в хозяйственных взаимоотношениях между продавцами (поставщиками) и покупателями в торговле и являются объектом рассмотрения следующих разделов учебника.
3. Договор розничной куппи-продажи
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором, т. е. обязанности по продаже товаров продавец должен осуществлять в отношении каждого, кто нему обратиться.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Оферта, т. е. предложение заключить договор при розничной купли-продажи товаров на основе их рекламы, каталогов, описаний и т. д., обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если она содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (ст. 494 ГК РФ).
Важным условием договора розничной купли-продажи является предоставление покупателю информации о товара Согласно ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (сорт, место производства, наименование производителя, гарантийный срок пользования др.). Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации. Статья 497 ГК РФ предусматривает правовые основы передачи товаров по образцам.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцами товара (его описанием, каталогом товаров и т. п.), предложенным продавцом.
В этом случае договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, — с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица.
Покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи (оплаты товара) при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных им в связи с совершением действий по выполнению договора (например, расходов по сборке, монтажу изделий).
Статья 498 ГК РФ регулирует взаимоотношения между продавцом и покупателем по продаже товаров с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирме) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершать покупателю для получения товара. [7, c.158].
Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную сумму.
В случаях когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена, валюты, применяются общие правила о розничной купле-продаже.
Если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, являющихся покупателями (ст. 499 ГК РФ).
Договор розничной купли-продажи с доставкой товара считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случае, когда договором не определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя.
В соответствии со ст. 500 ГК РФ, регулирующей порядок установления цены и оплаты товара по договору розничной купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст. 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается его отказом от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
4. Договор поставки товаров
Договор поставки — важная форма хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей товаров. Он по существу является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации оптовых поставок товаров.
Статья 506 ГК РФ дает следующее определение договору поставки: "По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые