Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перспективный план работы учителя-дефектолога



 

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №55

______________________

/О.С. Сиунова/

Перспективный план работы учителя-дефектолога

на 2018-2019 учебный год

 

Деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют лонгитюдного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей (в возрасте до 18 лет), не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

 

Цель работы учителя-дефектолога:

· предоставление своевременной специализированной коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в обучении из-за нарушения развития, для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы.

· Деятельность учителя-дефектолога направлена как на коррекцию дефекта, так и на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом взаимосвязана с уровнем сформированности компетенций по учебным предметам.

 

Исходными положениями организации работы являются:

· комплексность и единство диагностики и коррекционной работы;

· построение коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации его «зоны ближайшего развития»;

· моделирование вариантов взаимодействия различных специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия;

· изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных компетенций учебных дисциплин;

· организация комплексной работы совместно с психологом.

 

Содержание деятельности учителя - дефектолога направлено на решение следующих задач:

· своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;

· динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;

· определение «обходных путей» обучения ребенка, испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;

· отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;

· проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;

· формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;

· составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

· осуществление коррекционной работы по развитию когнитивной сферы учащихся;

· консультирование педагогов и воспитателей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

 

Основные направления Содержание работы Сроки
  Диагностическое Углубленная диагностика нервно – психического развития.  Заполнение документации, наблюдение за детьми в различных ситуациях.   Итоговый мониторинг психического развития детей. Заполнение документации.     Промежуточный мониторинг Заполнение документации. 1 -15 сентября   3-4 неделя мая     В течение Года
  Коррекционное  Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий с детьми в соответствии со структурой нарушения В течение года    
Аналитическое Системный анализ познавательного развития ребенка по результатам диагностического обследования.    Составление индивидуальных программ развития детей   Разработка специализированного образовательного маршрута в зависимости от основного нарушения (обеспечение взаимодействия специалистов, в помощи которых нуждается ребенок)   Участие в ПМП консилиумах учреждения Сентябрь   В течение года     В течение года     В течение года  
Консультативно – просветительское и профилактическое   · Консультирование и оказание практической помощи педагогам. · Совместное планирование и координирование работы специалистов · Посещение открытых занятий учителей и специалистов учреждения · Наблюдение за режимными процессами, играми детей с их последующим анализом. В течение года   В течение года     По плану школы   Ежедневно    
Работа с родителями · Изучение, анализ и прогнозирование деятельности с семьями воспитанников · Обучение родителей способам взаимодействия с детьми · Знакомство  родителей с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать при занятиях с детьми. · Повышение педагогической культуры родителей · Индивидуальные консультации для родителей   · Дни открытых дверей       По графику учреждения   Ежемесячно, по запросу родителей   По графику учреждения
  Организационно - методическое · Участие в педагогических советах учреждения · Открытые занятия для педагогов · Изучение научно – методической литературы · Использование инновационных технологий в коррекционной работе · Участие в сетевых интернет – проектах · Разработка мультимедийных презентаций для коррекционных занятий · Насыщение предметно – развивающей среды в кабинете дефектолога   В течение года   В течение года     В течение года   В течение года     В течение года     В течение года

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.