|
|||
Основные формы и классификация танцевОсновные формы и классификация танцев У абхазов есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной. Хороводные танцы – «Аурашьа», «Аибаркыра» и «Шаратын». В танце «Шаратын» исполнители соревнуются в том, кто кого перепляшет, кто обнаружит большую находчивость и ловкость, кто окажется грациознее, словом, это танец – соревнование (перепляс). Участниками танца были и грациозные девушки, которые входили в бешенный круг мужского танца, и все вокруг них кружилось стремительно и темпераментно. Танец - это жизнь, которая, в свою очередь, тоже является пляской вокруг самого себя. Способность «акуашара», «аикуашара» (танцевать, паря ввысь и вокруг своих напарников) лишний раз подтверждает приверженность абхазов с древнейших времен к высокому прыжку в пляске, а также стремительному вращению вокруг друг друга внутри очередного круга. Уже более четырех тысяч лет назад предки нынешних абхазов плавно танцевали между этими кругами во время похорон погибших от удара молнии. Эти торжественно-плавные траурные танцы имели особую значимость в день похорон погибшего от сверхъестественной силы. Это была смерть, вызванная ударом молнии, посещением огня как посланца божества грома и молнии, требовавшего исполнения различных обрядов (круговой танец, песня «атларчопа» и пр.) и захоронения останков убитого на самом священном месте». Отсюда видно, что абхазы пели и плясали в дни не только радости, но и печали, и круговой кромлех, словно колдовской пояс, окаймлял жизнь абхазов. Есть у абхазов и другой обычай, связанный с магической силой круга. Так, женщина при встрече с близким человеком (за исключением супруга), с которым давно не виделась, в знак уважения обходит его кругом несколько раз и лишь потом обнимает, или же, вместо этого, она правой рукой обводит вокруг головы несколько раз со словами «уара, узгаша сара сагааит», что означает «да унесет меня (в преисподнюю) то, что хочет забрать тебя». В обоих случаях мужчина, кому оказано столь высокое внимание, вежливо сопротивляется движению женщины, мужчине и самому приходится двигаться в круге, «очерченном» женщиной. Так оба они, исполняя сей обряд, совершают(не без юмора) своеобразный ритуальный танец.
|
|||
|