![]()
|
|||
Развитие силы и скоростно-силовых качеств
Закрепление комплекса упражнений с отягощением собственного веса. 1 Прочитать текст (см. ниже) 2 Составить комплекс упражнений с отягощением собственного веса на развитие скоростно-силовых качеств, который можно выполнить в домашних условиях, не выходя на улицу. Ответы присылать на почту Развитие силы и скоростно-силовых качеств Сила человека– способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Скоростно-силовые качества – способность человека развивать максимальные силовые усилия за минимальный промежуток времени. Для совершенствования силовых и скоростно-силовых качеств применяются три разновидности упражнений: 1. Упражнения в затрудненных условиях. 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. 3. Упражнения с внешними отягощениями. Затрудненные условия: мелководье, мягкий грунт (песок, снег), пересеченная местность. В качестве средств в этом виде упражнений применяются беговые упражнения, которые выполняются по мягкому грунту, либо в гору. Беговые упражнения в гору применяются при уклоне горы от 2 до 8 градусов на дистанциях от 60 до 80 метров. По песку от 50 до 70 метров. Применяются следующие беговые упражнения: 1. Бег с высоким подниманием бедра. 2. Бег с захлестыванием голени. 3. Семенящий бег. 4. «Колесо» - бег с высоким подниманием бедра и одновременным загребанием голени. 5. Бег, поднимая ноги вперед. 6. Бег, поднимая ноги назад. 7. Бег с ускорением. Рекомендуется проводить беговые упражнения в затрудненных условиях сериями: по 2-3 серии в занятии. Нередко наряду с беговыми упражнениями в затрудненных условиях применяются и прыжки. Прыжки используются как отдельно, так и совместно с беговыми упражнениями. Используются следующие прыжки:
1. Прыжки на одной ноге (левой и правой). 2. Прыжки в шаге через шаг (отталкиваясь левой и правой). 3. Прыжки с ноги на ногу. 4. Прыжки в длину с места, тройной, пятерной, десятерной на результат (метраж за количество прыжков). 5. Прыжки на скорость (время на определенном отрезке). Дозировка при проведении прыжков в затрудненных условиях та же, что и при беговых упражнениях. При применении в качестве средств воспитания силы беговых упражнений вместе с прыжками, количество серий уменьшается до двух. Положительной стороной этой методики является то, что наряду с воспитанием силовых и скоростно-силовых качеств, можно решать и задачу совершенствования техники соревновательных упражнений или их элементов. Наряду с применением беговых упражнений и прыжков применяется сам бег – как средство развития силы.Возможно усиление сопротивления внешних условий путем их сложения. Например, применять бег с ускорением в гору по песку. Упражнения, отягощенные весом собственного тела,применяются в основном для повышения ОФП. В процессе выполнения этих упражнений также совершенствуется ловкость спортсмена, т.к. движения должны быть строго скоординированы, для того, чтобы получить нужный от него эффект. Применяются следующие упражнения: Для мышц ног: 1. И.П. – присед, многократные выпрыгивания вверх или вперед. 2. И.П. – равновесие, согнуть опорную ногу, а другую и руки опустить. Выпрыгивания из этого положения, выполняя мах вверх свободной ногой и руками. 3. И.П. – стойка на одной ноге. Приседание на опорной ноге. Для мышц сгибателей стопы: 1. И.П. – стойка, передняя часть стопы на возвышенности 2-4 см. Подняться на стопе и опуститься в И.П. 2. И.П. – стойка, руки на пояс. Прыжки вверх или вперед-вверх на прямых ногах, отталкиваясь только стопой. 3. И.П. – стойка на передней части стопы на возвышенности (скамейке и др.). Подняться на стопе и опуститься в И.П. Подниматься быстро, опускаться медленно. Для мышц брюшного пресса: 1. И.П. – вис (на перекладине, гимнастической стенке). Поднять ноги до прямого угла или до перекладины и опустить их в И.П. 2. И.П. – лежа, руки вверху. Поднять туловище и ноги одновременно, кистями достать стопы. 3. И.П. – сед, руки за головой, ноги закреплены. Сгибание и разгибание туловища. 4. И.П. – упор лежа, ноги в руках партнера. «Ходьба на руках» 20-30 м. 5. Прыжки на двух ногах, подтягивая бедра к груди. Для мышц рук и плечевого пояса: 1. И.П. – упор лежа. Сгибание и разгибание рук. 2. И.П. – упор лежа сзади на скамейке. Сгибание и разгибание рук. 3. И.П. – вис. Подтягивание. 4. И.П. – упор на кистях на брусьях. Сгибание и разгибание рук. Для мышц спины: 1. И.П. – лежа на животе, руки вверху. Одновременно поднять руки и ноги, прогнуться. Вернуться в И.П. 2. И.П. – лежа на животе, руки вверху, ноги закреплены. Поднять руки и туловище вверх и вернуться в И.П. 3. И.П. – лежа на животе, руки за голову, ноги закреплены. Поднять туловище с поворотом вправо, а затем влево. Занятие по ОФП с применением данных упражнений проводится чаще всего методом круговой тренировки. Выбирается комплекс из 10-12 упражнений, который выполняется 2-3 раза (серии) в зависимости от подготовленности занимающихся. Упражнения с внешними отягощениями. На занятиях по легкой атлетике применяются следующие внешние отягощения: штанга, мешки с песком, утяжеленные пояса, ядра, набивные мячи, утяжеленные манжеты. При применении упражнений с внешними отягощениями применяются следующие методики: 1. Легких отягощений с максимальной скоростью выполнения упражнения. В этой методике применяются отягощения 20-30% от максимального веса в данном упражнении, движения выполняются максимально быстро. Данная методика применяется для развития скоростно-силовых качеств и для занимающихся в группах начальной подготовки. 2. Средних отягощений с большим числом повторений. Применяются отягощения 50-70% от максимального веса в данном упражнении. Количество повторений 5-8 раз. Этот метод благодаря высокому обменному процессу в организме способствует увеличению мышечной массы тела. 3. Методика максимальных отягощений. Вес отягощений составляет 90-100% от максимального, и , упражнение выполняется 1-3 раза, сериями - 2-3 серии. Эта методика наиболее эффективна в воспитании силовых качеств у спортсменов высокой квалификации. Упражнения со штангой: 1. И.П. – стойка, ноги врозь, штанга на плечах, руки на грифе. Повороты туловища влево и в право. 2. И.П. – стойка, ноги врозь, штанга на плечах, руки на грифе. Наклоны. Наклоняться медленно, выпрямляться быстро, поднимаясь на переднюю часть стопы. 3. И.П. – стойка, ноги врозь, штанга на плечах, руки на грифе. Приседания. 4. И.П. – стойка, ноги врозь, штанга на плечах, руки на грифе. Выпрыгивания вверх. 5. И.П. – стойка, левая нога впереди, правая сзади, штанга на плечах, руки на грифе. Смена положения ног в прыжке вверх. 6. И.П. – выпад вправо (влево), штанга на плечах, руки на грифе. Смена И.П. на противоположное. 7. И.П. - выпад правой (левой), штанга на плечах, руки на грифе. Смена положений ног в прыжке. 8. И.П. - штанга на плечах, руки на грифе. Ходьба выпадами. 9. Рывок. 10. Тяга с прямыми ногами. 11. Толчок с груди. 12. Швунг – темповой толчок с груди со сменой положения ног вперед-назад. Мешки с песком и утяжеленные пояса применяются как отягощения при различных вариантах бега и прыжков. Возможно применение этих упражнений и в затрудненных условиях. Скоростно-силовые качества могут развиваться и при помощи бросковых упражнений ядер и набивных мячей. Применяются следующие бросковые упражнения: 1. И.П. – стойка ноги врозь. Броски снизу вперед-вверх на результат. 2. И.П. – стойка ноги врозь. Метание из-за головы двумя руками. 3. И.П. – стойка ноги врозь. Толчок двумя руками от груди. 4. И.П. – стойка ноги врозь. Бросок двумя руками поворотом туловища вправо и влево. 5. И.П. – стойка ноги врозь, спиной в направлении метания. Метание снизу-вверх через голову. 6-10. Те же упражнения из положения седа, ноги врозь. В силовой подготовке легкоатлета также применяются различные тренажеры. При развитии силы и скоростно-силовых качеств необходимо применять все доступные средства и методы, применительно к индивидуальным особенностям занимающихся. Только применение разнообразных упражнений обеспечит необходимый прирост скоростно-силовых возможностей. Остановка на одном методе или группе упражнений приведет к быстрой адаптации организма спортсмена к данным нагрузкам и не обеспечит развития всех мышечных групп в нужной мере.
|
|||
|