Электрорадиоизмерения»
«Электрорадиоизмерения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) (базовая подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована
при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих по профессиям:
19827 Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и
радиофикации;
19876 Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и
устройств связи;
19878 Электромонтер станционного оборудования радиорелейных линий
связи;
19881 Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи;
19883 Электромонтер станционного оборудования телефонной связи;
19885 Электромонтер станционного радиооборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной профессиональной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– пользоваться измерительной и контрольно-испытательной аппаратурой;
– анализировать результаты измерений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные приборы и устройства для измерения в электрических цепях, их классификацию и принцип действия;
– методы измерения тока, напряжения, мощности, параметров и характеристик
сигналов, способы их автоматизации;
– методику определения погрешности измерений и влияние измерительных
приборов на точность измерений.
Формируемые компетенции: ОК1-9, ПК1.1-1.3, ПК2.1-2.3, ПК3.2, ПК3.3
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
учебной дисциплины:
Для базовой подготовки:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося — 124 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 84 часов;
- самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
лабораторные работы
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
подготовка докладов (сообщений) по темам,
подготовка к лабораторным занятиям
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, Практические работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Раздел 1. Основы измерительной техники
|
|
|
| Тема 1.1.Метрологические основы электрорадиоизмерений
| Содержание учебного материала
Методы измерений, их сравнительная оценка.
Обработка результатов измерений
Класс точности электроизмерительных приборов.
Поверка амперметров и вольтметров. Документация на измерительные приборы
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы: международная система единиц; основные понятия и определения измерительной техники
|
|
| Тема 1.2 Приборы непосредственной оценки
| Содержание учебного материала
Приборы магнитоэлектрической, выпрямительной, термоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, электростатической и индукционной систем: устройство измерительного механизма, принцип действия, достоинства и недостатки.
Цифровые измерительные приборы: структурная схема, назначение элементов, принцип действия, особенности использования
Расширение пределов измерения
|
|
|
|
|
| Продолжение
|
|
|
|
|
| Практическое занятие
Ознакомление с устройством электроизмерительных приборов
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы: основные технические характеристики приборов; назначение и устройство основных деталей электроизмерительных приборов
|
|
| Раздел 2 Измерительные генераторы и осциллографы
|
|
|
| Тема 2.1. Измерительные генераторы
| Содержание учебного материала
Назначение и классификация измерительных генераторов: RC- и LC-генераторы, генераторы на биениях, генераторы качающейся частоты, фиксированных частот, импульсных и стандартных сигналов. Измерительные генераторы метрового, дециметрового и сантиметрового диапазона, применяемые в технике радиосвязи
Устройство, принцип действия, особенности использования измерительных генераторов
|
|
| Лабораторные занятия
Исследование работы генератора низких частот (НЧ)
Исследование работы генератора высоких частот (ВЧ)
Исследование работы генератора импульсных сигналов
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Создание мультимедийной презентации или проекта по теме «Измерительные генераторы низких, высоких и сверхвысоких частот»
|
|
|
|
|
| продолжение
|
|
|
|
| Тема 2.2. Осциллографы
|
|
|
| Содержание учебного материала
Назначение, классификация и основные характеристики осциллографов. Устройство, принцип действия одно- и двухлучевых осциллографов.
Структурная схема цифровых осциллографов, особенности использования цифровых осциллографов для автоматизации осциллографических измерений
|
|
|
Лабораторные занятия
Исследование работы осциллографа в режиме непрерывной развертки Исследование работы осциллографа в режиме ждущей развертки. Исследование работы цифрового осциллографа
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к ответам на контрольные вопросы: Структурная схема осциллографа, принцип работы в режиме линейной развертки. получение изображения на экране осциллографа, построение фигур Лиссажу. Подготовка к тестированию
|
|
| Раздел 3 Измерения параметров цепей и сигналов
|
|
|
| Тема 3.1.Измерение сопротивлений, емкостей, индуктивностей
| Содержание учебного материала
Методы измерений сопротивлений, емкостей, индуктивностей
Универсальные измерительные мосты.
Измерения сопротивлений цифровыми приборами
|
|
|
| Лабораторные занятия
Измерение сопротивлений, емкостей, индуктивностей аналоговыми измерительными приборами
Измерение сопротивлений, емкостей цифровым мультиметром
|
|
|
продолжение
|
|
|
|
| Тема 3.2.Измерение напряжения, тока, мощности
| Содержание учебного материала
Методы измерений напряжения, тока, мощности. Особенности измерения переменного напряжения, тока, мощности высокой и сверхвысокой частоты.
Аналоговые вольтметры, амперметры, ваттметры, их схемы включения. Расширение пределов измерения
Измерения напряжения, тока, мощности цифровыми приборами
|
|
|
| Лабораторные занятия
Измерение напряжения, тока, мощности аналоговыми измерительными приборами
Измерение напряжения, тока, мощности цифровым мультиметром
Расширение пределов измерения
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к ответам на контрольные вопросы: измерение реактивной мощности; регистрирующие приборы
|
| .
| Тема 3.3.Измерение частоты и сдвига фаз переменного тока
| Содержание учебного материала
Измерение частоты методом перезаряда конденсатора, резонансным и мостовым методами. Измерение угла сдвига фаз методом преобразования напряжений во временной интервал и методом гетеродинного преобразования частоты
Цифровой и электронно-счетный частотомеры. Аналого-цифровые фазометры
|
|
|
| Лабораторные занятия
Измерение частоты
Измерение разности фаз
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Закрепить знания о методах измерения частоты и разности фаз
|
|
|
продолжение
|
|
|
|
| Тема 3.4. Измерение параметров радиосигналов
| Содержание учебного материала
Измерение параметров модулированных сигналов. Измерение искажений формы сигналов
Модулометры и девиометры. Автоматизированные измерители нелинейных искажений
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Закрепить знания о принципах работы модулометра и девиометра
|
|
| Раздел 4. Автоматизация измерений
|
|
|
| Тема 4.1. Автоматизация измерений
| Содержание учебного материала
Микропроцессорные измерительные приборы, особенности их применения. Автоматизация измерительных- процедур и численные алгоритмы обработки результатов в микропроцессорных приборах. Компьютерные измерительные приборы, особенности их программного обеспечения. Виртуальные измерительные приборы. Понятие об измерительных системах, их назначение. Структурные схемы измерительных систем. Понятие об интерфейсах измерительных систем. Последовательные и параллельные интерфейсы и их применение в измерительных системах. Приборный интерфейс МЭК и его использование при построении вычислительных комплексов. Особенности программирования измерительных систем.
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к ответам на контрольные вопросы темы
|
|
|
| Всего
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехника и электрические измерения».
Оборудование учебной лаборатории:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты раздаточного учебно-методического материала.
Технические средства обучения:
– ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор;
– макеты изучаемых приборов, устройств и систем;
– измерительные приборы;
– источники электропитания.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Электротехнические измерения В.Ю. Шишмарев. М. «Академия» 2016, 304 с. Электронный учебник. Форма доступа: http://www.academia moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21875.pdf
Дополнительные источники:
1. Microsoft Office 2003 - OPEN LICENSE 45676365 бессрочно;
OPEN LICENSE 44625675 бессрочно;
OPEN LICENSE 43341171 бессрочно;
OPEN LICENSE 17052036 бессрочно
2. Microsoft Windows XP - подписка DREAMSPARK PREMIUM 700566015 для учебных заведений без ограничения на количество до 31.12.2017г.
3. Dr Web Enterprise Security Suite - Dr Web Enterprise Security Suite License – лицензия до 10.11.2017г.
4. SunRav TestOfficePro 4 - лицензия от 23.06.2005г. бессрочно
5. Компас 3D v15 - лицензионный сертификат АГ-12-01533 от 18.12.2012г. - бессрочно
6. Microsoft Front Page - подписка Microsoft DreamSpark Premium 700566015 до 31.12.2017г.
| 7. MS Visio - подписка Microsoft DreamSpark Premium 700566015 до 31.12.2017г.
Отечественные журналы:
«Радио»,
«Автоматика, связь, информатика»,
«Информационные технологии».
Интернет-ресурсы:
1. Радиобиблиотека. Книги и журналы по радиоэлектронике. Форма доступа: www.radiobiblioteka.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения,)
| Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения:
| умение:
пользоваться измерительной и контрольно-испытательной аппаратурой, анализировать результаты измерений знание:
- основных приборов и устройств для измерения в электрических цепях, их классификации и принципа действия
- методов измерения тока, напряжения,
мощности, параметров и характеристик
сигналов, способов их автоматизации
|
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных занятий
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических и лабораторных занятий
экспертное наблюдение на практических и лабораторных занятиях, оценка практических и лабораторных занятий, выступлений
с докладами или сообщениями
| - методики определения погрешности
измерений и влияния измерительных приборов на точность измерений
| экспертное наблюдение на лабораторных занятиях, оценка лабораторных занятий, выступлений с докладами или сообщениями
|
|