Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ползание и лазание.



  Ползание и лазание.

По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений;  имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

 

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

 

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),

 

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.

 

Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.

 

Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.

Основы ползания закладываются с раннего возраста.

С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.

Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.

Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.

Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):

1. Спереди - подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);

2. С боку - встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;

3. Из положения сидя-сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

Слезть со скамейки можно разными способами:

1. Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.

2. Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;

3. Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

 

 В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.

При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.

Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.

 

С  1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.

со средней группы - подлезание боком

1. Прямо,не касаясь руками пола - При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

2. Боком- При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком - сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

1) ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;

2) обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).

 

С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку

1) из положения лёжа - Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем - руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.

2) Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.

 

Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.

В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.

Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.

С подготовительной группы - перелезание с пролета на пролет по диагонали.

 

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.

Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)

При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук. 

 Обратить внимание на лишние сгибания и разгибания рук,«хват»локтем. На последовательность движений рук и ног. Не правильно: руки поднялись несколько раз, а потом ноги поднимаются чуть ли не до рук. Нельзя пропускать рейки.

 

1. Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнасти­ческой стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу уви­деть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставь­те рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку по­выше... Переставьте ноги...  «Поднимаем Ручки – поднимаем ножки».

Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.

2. Со средней группы дети начинают осваивать пе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой - за следующую повыше..." При спуске: "Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..." На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

3. По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.

Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.

Одноимённый – Медведь. Разноимённый - Паук.В случае если освоение разноименного спо­соба подходит ползание по-пластунски - движения похожие.

При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

 

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.

 Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.