Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика обследования неговорящих детей.



Методика обследования неговорящих детей.

Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования «безречевого» ребенка. Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

1. Изучение импрессивной речи (понимание речи);

2. Изучение неречевой функции ребенка (определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания, а так же определение понимания ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение, на сколько это возможно);

3. Изучение невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.

На первом этапе логопедического обследования ребенку предлагаются следующие задания

Задание 1. Понимание названий предметов и действий.

Предлагаю малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, перехожу к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов.

Составляю перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предлагаю ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных.

Прошу малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предлагаю ему определить части туловища животных (игрушки), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением.

Располагаю перед ребенком знакомые ему предметы, например: ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задаю вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов.

Перед ребенком располагаю сюжетные картинки, на которых изображен мальчик,совершающийразличные действия. Предоставляю ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задаю ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов.

Предлагаю ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задаю вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных.

Предлагаю ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов.

Даю ребенку задания типа «Положи мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предлагаю ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве.

Ребенок закрывает глаза. Логопед из разных пространственных точек подает свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенок определяет источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда.

Предлагаю ребенку поднять руку или хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произношу ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

На втором этапе логопедического обследования ребенку предлагаются следующие задания.

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Предлагаю ребенку показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого прошу показать место расположения предметов в комнате. Например: «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предлагаю ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью рисую на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и прошу ребенка определить место нахождения фрукта.

Задание 2.Праксис позы.

Праксис- (от греч. «Движение») – адекватно координированное движение, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации.

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предлагаю ребенку повторять за мной различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3.Праксис мелкой моторики.

Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью прошу ребенка повторить за мной различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис.

Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Прошу ребенка повторить по подражанию моим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочку, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис.

Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предлагаю ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез.

Предлагаю ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Прошу соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.

На третьем этапе логопедического обследования неговорящего ребенка предлагаются следующие задания:

Задание 1. Изучение способности к подражанию.

Предлагаю ребенку копировать совершаемые мной действия и мимику. Это может быть махание руками, стук по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов.

Прошу ребенка показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов.

Предлагаю ребенку определить, что я показываю с помощью жестов. Речевое сопровождение действий отсутствует.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий.

Предлагаю ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

Предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Логопед должен быть доброжелательным, отзывчивым, заинтересованным по отношению к малышу и к тому, что он делает, а также использовать различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности. Данные заносятся в индивидуальную речевую карту, которая заполняется два раза в год и продолжает пополняться данными на протяжении всего времени занятий с данным ребенком. На каждого ребенка заполняется дневник индивидуального сопровождения, в котором логопед также делает записи два раза в год и отмечает положительную динамику в развитии ребенка.

Если говорить о методах работы с неговорящими детьми, то я хочу обратить внимание на некоторые из них.

На коррекционно-развивающих логопедических занятиях я уделяю большое внимание развитию тонкой моторики, так как переоценить влияние мелкой моторики на речь, невозможно. Для этого я использую массаж кистей рук, самомассаж, прищепочный массаж, сопровождаемые различными четверостишиями в зависимости от лексической темы занятия.

Так же использую, так называемые, пальцеходы, изготовленные из ткани с нашитыми на неё пуговицами различных форм. Они также подбираются к лексической теме занятия и используются для автоматизации звуков.

Одним из нетрадиционных методов, который я использую на занятиях, является работа с различной крупой: дети классифицируют её по размеру, по цвету, закапывают в неё различные мелкие игрушки (принцип песочницы), рисуют пальчиками по крупе. Также используются традиционные шнуровки, мозаики, конструктор, пластилин.

Работая над развитием речевого дыхания я использую разнообразные дудочки, свистульки, мыльные пузыри, фонтанчики, изготовленные из бумаги фрукты, бабочки, снежинки на ниточках, а также элементы гимнастики Стрельниковой.

На индивидуальных логопедических занятиях активно применяю компьютерные технологии, в следствии чего, воспитанники овладевают навыками работы на компьютере, учатся работать с различными видами информации, осваивают навыки проектно-творческой деятельности.

Так, мы работаем по программам «Игры для Тигры», «Перволого 3.0», «Развивающие занятия с Лунтиком». С программой «Перврлого 3.0» мы с вами познакомимся позже на мастер классе. Нужно отметить, что ко всем компьютерным программам были составлены адаптированные программы, в которых подобран материал доступный для восприятия нашим детям.

Для преодоления проблем в развитии эмоционально - волевой сферы и достижения наилучших результатов в становлении коммуникативной функции речи особое внимание уделяется театрализованной деятельности. На логопедических занятиях используется полифункциональная игровая среда, а именно детская ширма «Театрал», кукольный, пальчиковый и шагающий театр. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют о том, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.

Так как дети могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то позитивным результатом считаю достижение краткосрочных целей, которые признаны реальными для данного ребенка на данном этапе. Проводимая коррекционно-развивающая логопедическая работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.