Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации по проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 4-5 лет.



Методические рекомендации по проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 4-5 лет.

Одним из видов деятельности в диагностическом направлении учителя-логопеда ДОО является проведение скрининговой диагностики детей среднего возраста (4-5 года жизни).

В последнее время в логопедической практике все чаще встречаются неговорящие дети. Логопеды называют их «невербальные», «безречевые» дети, так как уровень развития речи этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, даже от­дельные нечетко произносимые обиходные сло­ва не может служить для полноценного обще­ния.

Неговорящие дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. Иногда для этого необходимо провести несколько диагностических занятий. При определении структуры дефекта необходимо определить, речевые нарушения первичны или являются вторичными по отношению к первичному дефекту.

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальной патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 4-5 года жизни являются: изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш?      

Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение.

Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Вкладки», «Собери пирамидку», «Найди пару» и т.п.

Дети 4-5 года жизни с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас. Основные средства общения у них -  жесты, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов дети произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению.

Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно.

Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотра отоларинголога, окулиста.

2. Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

3. Анализ и педагогическая оценка результатов обследования.

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка.

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается также на данные психологического обследования, которое проводит во время скрининга педагог-психолог ДОО. Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры: «Где большой, где маленький?», «Назови цвет предмета», «Посели картинку в домик».

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в кабинете сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек» и др..

Параметры дыхательной и голосовой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:  отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации. Исследуется умение выполнить артикуляционный уклад или движение по показу, по инструкции.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики ребенку предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры: необходимо предложить ребенку выполнить следующие движения: поднять брови, нахмурить брови, прищурить сначала правый глаз, затем левый, надуть щеки, втянуть щеки.

Исследование фонетической стороны речи: можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха: для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Логопед называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде всего, проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки. Предлагается называть действия по картинкам, по показу. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки), согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи: в ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- С кем ты живешь?

- Как зовут маму, папу?

- Кто тебя приводит в детский сад?

- С кем ты играешь в детском саду?

- Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль над речью.

Логопедическое заключение может быть составлено только на основе анализа всех результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

   

Использованная литература:

1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.

2. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с. (Библиотека Логопеда)

3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Пособие для учителя-дефектолога; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

4. Мазанова Е.В.Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в средней группе ДОУ. — М.: Гном, 2014.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.