|
|||
Климова Наталья Сергеевна. Гармония». Р Е Ф Е Р А Т
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
«Факультета Декоративно-прикладного искусства Кафедры художественного плетения и ковроткачества lX курса бакалавра» Климова Наталья Сергеевна
«Гармония»
Р Е Ф Е Р А Т Руководитель диплома; «Глава кафедры ковра и художественного плетения»
М.Тамилла
БАКУ-2020 Гобелен (фр.gobelin),или шпалера - один из видов декоративного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В энциклопедическом словаре Броклауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Шпалеры выполняли из шерсти ,шелка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. В настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением во всём мире. В разные времена и в разных странах для определения тканного ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слова «тапес» и «тапетум» соответственно означали как ковёр, так и покрывало, скатерть. По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нитей, такие ковры в Европе получили наименование аррации, ареции или аррас, а в Италии любые безворсовые ковры называются «ареции», «аррас» и в настоящее время. В XVI веке возникло слово вердюра (от фр. verdure-зелень, трава, листва). Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это наименование закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества, происходящими из Ауденарде, центра производства вердюр с XVII века. Принцип шпалерного ткачества был хорошо знаком древним египтянам. В гробнице Тутмоса IV (ок. 1483-1411 гг. до н.э.) была найдена льняная пелена с рисунком из скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (ок.1323 г. до н.э.)-платье и перчатки, выполненные в технике шпалеры. Лишь по отзывам древних авторов известно о высоком искусстве создателей вавилонских и ассирийских ковров. Шпалерное ткачество было известно и в Древней Греции. Свидетельство этому - поэма Гомера «Одиссея» (ок. VIII в. до н.э.) Жена Одиссея Пенелопа ткёт для своего свёкра Лаэрта саван, который на одном из вазописных рисунков, представляет собой не что иное, как узорчатую ткань, выполненную методом полотняного переплетения. Покровительницей ткачества считалась богиня Афина. В России первая мануфактура по производству шпалер для дворцовых интерьеров появилась в Питере в 1716 году. Гобелен - это искусство чувств и эмоций, способ мышления. Искусство гобелена широко распространено в мире, а в Азербайджане это ковровое искусство с сюжетом древней народной культуры. Это всемирно известное искусство было разработано арабами в Xll веке и постепенно распространилось во многие страны Востока. Помимо того, что гобелен являлся необходимым предметом домашнего обихода в то время тюркскими народами, он был символом благородства, средством украшения домов богатых людей, образцом искусства, придававшего удивительную красоту дворцам и замкам. К средним векам искусство гобелена стало более изощренным и широко распространенным в европейских странах, украшающих королевские дворцы. Гобелен - это вид ковра без ворса, который в настоящее время известен как декоративное искусство. Главной особенностью, делающей искусство декоративным и отличающим его от обычных ковров, является передача смысла и содержания в композицию сюжета на гобелене, в которой концентрируются чувства и эмоции человека. Основу техники гобелена составляет заранее нарисованный эскиз, идея. Прежде всего, художник-гобеленист должен быть творческим художником. Первое, что нужно художнику для плетения гобеленов - это оборудование, материальное мышление и мечты. Дальнейшие процессы - это просто исполнение. Таким образом, после того, как готовый картонный эскиз художника помещен за станок, гобелен ткётся простым способом. Самые древние гобелены, дошедшие до нас, датируются XII-XIII веками. Эти гобелены были изготовлены на вертикальных и горизонтальных станках вручную в технике тонкого повторения, в качестве сырья использовались нити из шерсти, шелка, льна, золота и серебра. В результате рационализации и развития технологии было выбрано 14 400 из 7 основных цветов для создания тонких оттенков, и на каждый ковер было нанесено не менее 800 цветовых тонов. Первые гобелены, отражающие философские основы религии того времени, были созданы на основе лучших традиций монументально-декоративного искусства. Гобелен берёт свои корни с древних времён. Технологические методы, используемые в производстве этих гобеленов, были известны различным культурам и народам, и для их изготовления использовался широкий спектр продуктов. Примером тому могут служить текстуры из гробниц тысячелетия, однако в средние века текстуры, сделанные в Европе с помощью этой техники, во всех отношениях отличались от своих предшественников. Их главная особенность заключалась в том, что они имели форму полной стены. Гобелены, изготовленные на мануфактуре гобеленов в XVII-XVIII веках, отражают художественный вкус того времени, изготавливались в соответствии с чередованием барокко, рококо, то есть классицистического стиля. Французская революция восемнадцатого века уничтожила клиентов, которые поддерживали производство гобеленов. В период с начала девятнадцатого по двадцатый век производство гобеленов никак не доходило до своего прежнего уровня, и его ограниченное производство использовалось для снабжения правительственных зданий. В дополнение к методам, используемым в простых тканях, применяются методы гобелена, используемые при плетении ворса в гобелене, технологические методы, такие как плетение с помощью валов и крючков, аппликация, макраме, игла, пенька. В XVI-XVII веках искусство ковроткачества переживает беспрецедентный период расцвета: ковровые художники используют для своей работы знаменитые произведения искусства. Сплетены серии гоблинов из произведений Рафаэля, Рубенса и других. Первый гобелен был завезен в Россию только во второй половине 17 века. В 1716 году по приказу Петра I из французской гобеленовой мастерской в Санкт-Петербурге была привезена первая группа французских ткачей, цель которой состояла в том, чтобы научить местных жителей искусству ткачества "спалер" (тогда называлось гобеленом в России). Эти ковры изготавливались на ткацких станках двух типов. «Готлис» - база была вертикальной, «Баслис» - база горизонтальной. В середине двадцатого века появилось новое синтетическое искусство, объединяющее несколько областей искусства. Гобелен стал таким полем искусства. Технологические методы, используемые в этой области искусства в последние годы, настолько разнообразны, что иногда забывают, что это искусство основано на традиционном ткачестве. Этот вид искусства приобрел новые черты, используя методы ткачества, живописи, скульптуры и графики. Гобелен больше не является простой картиной, но имеет совершенно другой эффект с его рельефной текстурой или трёхмерной конструкцией. Технологические методы, используемые в этой области искусства в последние годы, настолько разнообразны, что иногда забывают, что это искусство основано на традиционном ткачестве. Это текстильный продукт, и такие работы считаются «текстильными скульптурами». Несмотря на применение различных технологий, методы гобеленового ткачества всё ещё доминируют. Поэтому может быть полезно изучить применение техники ткачества в гобелене. В средние века ткацкие переплетения были сотканы. Характерной особенностью было то, что пряжа определенного цвета не проходила от начала до конца ряда и возвращалась из места, требуемого для росписи. Эта техника используется с древних времен и используется в современном ручном ткачестве в прямых плетениях. Эта техника все еще широко используется сегодня. За последние 25 лет рамки, необходимые для этого вида декоративно-прикладного искусства, зашли далеко, большое внимание уделяется методу работы, текстильному ткачеству. Творческая сфера под названием гобелен расширилась до такой степени, что превратилась в текстильную архитектуру. Искусство гобелена набухает с многослойными текстурами и цветет контрастными цветами. Метод ткачества также модернизируется. Гобелен уже не просто настенное покрытие, а свободный, объемный объект. Гобелен больше не создавался только на основе законов живописи и ткачества, он создавался в соответствии с законами пластичности, пространства, времени и внутренней структурой вещей, поэтому гобелен теперь можно назвать «активной пластмассой». Таким образом, гобелен в настоящее время сталкивается с актуальными проблемами современного искусства - «художник-материал», «материал-форма», «объект-пространство». Техника плоского гобелена Kassik позволяет отразить эскиз художника с помощью традиционных техник плетения. Дорога от эскиза до конечного гобелена проходит через рабочий картон, в прошлом эту работу выполнял специалист. Сейчас автор-художник это делает. Древний традиционный метод плетения гобелена с повторениями (скрещивая друг друга). Основу иногда сплетают с льняными нитями, шерстяными и шелковыми нитями из металла, с добавлением металлических нитей, поэтому нити гобеленовой основы невидимы, а нити гобелена раскрывают все детали и цветовые нюансы эскиза. Это преимущество классического гобелена, но также и опасность потерять повторение цвета и жанра. Бесконечный эксперимент на рельефных гобеленах медленно создал трехмерную текстильную панель - «космический гобелен». Интерес к гобеленовому материалу, к раскрытию его максимального потенциала, постепенно возрастал. Художники использовали синтетический сизаль, кожу, стружку, железную нить и дерево. Были также инновации в технике ткачества. Благодаря разнообразию методов плетения, они позволяют преднамеренно разгадать структуру ткани и таким образом показать внутреннюю красоту гобелена. Гобелен оставляет роль плоской стены и становится объектом свободного пространства. Таким образом, гобелен подчиняется не только законам ткачества и живописи, но и законам пластичности. Изображение прикладного искусства занимает важное место в художественной культуре стран Балтии, а произведения балтийских художников-гобеленов заложили основу для формирования новых традиций, не похожих в прошлом. Гобеленовая школа стран Балтии сыграла реформирующую роль в развитии этого жанра искусства. Наряду с мужественным экспериментом они без устали усваивали наследие прошлого. Каждая из прибалтийских республик имеет свой опыт народных ткачей. Традиционно прибалтийские художники являются не только авторами проекта, но и своими работами от начала до конца. Эти авторы выбирают для плетения грубые льняные нити, скрученные вручную, красят их в основном натуральными красителями и ткут сами на ткацких станках. Этот процесс также позволяет им максимально использовать сырье и все возможности ткачества. Искусство гобелена в каждой из прибалтийских республик имеет свои уникальные, неповторимые и отличительные черты. Литовские гобеленовые художники относятся к национальному колориту, фольклорной тематике, живописи и традиционному плоскому гобелену. Латвийские художники известны своими острыми глазами, правильным восприятием и дисциплиной. Каждый из них работает одновременно как деликатный колорист, отличный художник и виртуоз-ткач. Также можно назвать талантливых художников-гобеленов мирового уровня: Антонина Кибала из Чехословакии, Магдалены Абаканович из Польши и других. Больше не нужно было плотно прикрывать базу "argaj". Создан рельефный монотипный пластик, кроме шерстяных ниток, пены, водорослей, искусственных волокон, демонтированных водорослей, металла, стекла, керамических добавок. Часто гобелен принимает неправильную форму. В некоторых случаях отделенный от стены текстиль служит скульптурой. Такие космические гобелены больше распространены в странах Балтии. Эти гобелены создают особую атмосферу в общественных местах.
Гобелен является примером искусства, которое широко распространено в мире и имеет древнюю народную культуру в Азербайджане. 40% предметов домашнего обихода изготовлены из текстиля, и для удобства жизни эти предметы занимают одно из главных мест в нашей жизни. Среди этих тканей - ковровые изделия с древней историей. В то же время появляются новые формы в соответствии с современными требованиями. Поэтому в наше время некоторые примеры ковровых изделий переживают собственный ренессанс, то есть период стилистической и технологической интерпретации, который им не принадлежит. В этом отношении гобелен считается первым. У азербайджанского народного искусства очень богатая история. Из научных исследований ясно, что народное искусство нашего народа никогда не было в ограниченных рамках, и с момента его появления творчески извлекла выгоду из искусства многих других народов. Несмотря на овладение каким-то иностранным наследием, наше народное искусство сохранило свою чистоту и национальные черты. Среди существующих искусств в Азербайджане ткачество также широко развито. Иностранные путешественники, побывавшие в Азербайджане с древних времен, покупали высококачественные ковры, паласы, чечимы и т.д. Для внутреннего и внешнего рынков местного населения у них, как сообщалось, были тканые произведения искусства. Из-за очень сложной орнаментальной композиции ковров, сотканных в Азербайджане (в основном безворсовых ковров), она составляет 90% всего ковроткачества на Кавказе. Наша родина всегда считалась школой ковроткачества во всём Кавказе. Азербайджанские ковры известны во всем мире. Наряду с высококачественными ворсовыми коврами в Азербайджане также производится большое количество безворсовых ковров - палаз, чечим, килим, шедда, верни. Работа таких блестящих мастеров, как Латиф Каримов и Камиль Алиев, неоценима в обогащении искусства ковроткачества. Спустя долгое время группа художников обратилась к гобелену, который считается одним из видов прикладного искусства. Развитие этого искусства в Азербайджане охватывает всего несколько десятилетий. Здесь молодые профессиональные художники сделали свои первые шаги в искусстве гобелена во второй половине 60-х годов. Объединение и совершенствование широкого спектра технических методов для реализации творческой фантазии, которая привлекает их к гобелену, создает неожиданный эмоциональный звук произведения. Конечно, гобелен этих лет не имел ничего общего с этими классическими образцами Европы и России, потому что гобелен претерпел фундаментальные изменения. Мы находим более реалистичные и элегантные рисунки в гобеленах с высокой плотностью петель, а также схематичные и относительно примитивные рисунки в гобеленах с низкой плотностью петель. Азербайджанские гобелены с яркими красками были известны с начала первого жанра гобелена. Ковроткачество, имеющее многовековую историю народного творчества, имеет определенный след в истории гобелена. В то же время современные азербайджанские гобелены демонстрируют в своих гобеленах новый набор цвета, мотивов и разнообразных композиций каждого региона. В 1984 году была проведена серьезная дискуссия о будущем гобелена нашей республики. И наконец, в 1985 году первая республиканская выставка декоративно-прикладного искусства прошла в актовом зале Министерства культуры Азербайджана. На выставке широко демонстрировались виды текстиля, а также гобелены (ковры, гобелены, батик, вышивка и т. д.) Со временем в нашей стране проходили обучение художники разных профилей. Одним из них является Павел Кузьменка, который окончил Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства в 1965 году. Его работы «Каманча чалан», использованные в гобеленовой технике, заняли особое место на республиканской выставке молодых художников 1966 года. В настоящее время Павел Арсеньевич Курменко работает над гобеленами "Ичери Шехер" и "Багда". Первыми дипломатами бывшего Азербайджанского государственного института искусств были Азан Бабаев с его работой «Медиа» и Фарида Гусейнова с ее работой «Девушка с чашкой». Следующие издания бывшего Азербайджанского государственного института искусств дали нам такие имена, как Фахраддин Алиев, Рима Эминова, Светлана Исмайлова, Горуш Бабаев, Маариф Бабаев. Среди них Тамилла Мамедова, Адиль Шихалиев, Салар Мамедов, Анаханим Асланова и другие, которые учились в институтах за пределами страны. Адхам Юсубов и Фаиг Ибрагимов - самые яркие представители этого шага. Гобеленовое искусство можно разделить на две основные группы: одну группу составляют художники, а другую - художники по текстилю. В их работах в основном используются красочные гобелены, которые передают свои идеи людям в этих цветах. Художники второй группы используют больше цветовых и технологических текстур в своих работах. Гобелен - это искусство без границ. По размеру (50 м 2) художник-гобеленист, создавший удивительный Апокалипсис в 1380 году, также сделал свои первые шаги, соткав небольшие гобелены. Ошибочно думать, что маленький гобелен легко ткать. На самом деле, для монументальных гобеленов создание продуманной идеи в мини-гобелене требует больших навыков, опыта и ответственности. Небольшие гобелены часто используют смешанную технику, и такое же ткачество делает любую работу более аккуратной. В дополнение к методам, используемым в простом ткачестве, также используется техника гобелена, используемая в ткачестве ворсового ковра, аппликации, плетении веретена и крюка, макраме, войлоке, пеньке, шитье. Развитие этого искусства в Азербайджане охватывает только последние несколько лет. В настоящее время в Азербайджанской государственной академии художеств преподают мастера гобелена: Адхам Юсубов, Тамилла Мамедова, Фаиг Ибрагимов, Джавид Мамедов, Сона Нагиева и другие. Заслуженный художник Адхам Юсубов прокомментировал гобелен: «Гобелен - это образ мышления. Каждый, каждый художник передает своё лицо, внутренний и внешний мир, воображаемый мир ». И того, почему я решила назвать свой гобелен гармонией. Эти строгие оттенки символизируют мой строгий характер, а также красиво дополняют интерьер. Оттенки разделены на линии не пропорциональных друг-другу. Они состоят из близких друг к другу тонов, имеют одинаковую светосилу и в некоторых местах обладают сильной контрастностью. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его "обратку" — зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок. И так, мой гобелен начинается с белого цвета и заканчивается белым цветом, означая бесконечность, свободу. Белый цвет является ахроматическим цветом, наряду с чёрным и оттенками серого. Согласно опросам, проведённым в Европе и США, белый цвет чаще всего ассоциируется с совершенством, добром, честностью, чистотой, началом, новизной, нейтральностью и точностью. В Греции и других древних цивилизациях белый цвет часто ассоциировался с материнским молоком. В греческой мифологии верховный бог Зевс питался у груди нимфы Амалфеи. В Талмуде молоко было одним из четырёх священных веществ, наряду с вином, мёдом и розой. Бежевый цвет - это классический цвет, который стоит в одном ряду с такими цветами, как белый, серый и чёрный. Он символизирует тепло, уют, умиротворение, размеренность, гармонию. Богатая палитра бежевых оттенков представлена в песке и камнях, осенних листьях деревьев, глине и жухлой траве. Этот цвет также называют светло-коричневым или кофе с молоком. Он бывает с желтым или серым подтоном. Несколько схож с цветом человеческой кожи, поэтому его называют цветом «nude». Он способен устранить агрессию, умиротворить и расслабить. Чёрный цвет актуален. Символ упорства. Является ахроматическим, то есть цветом без оттенка, подобно белому и серому. Он часто используется символически или фигурально для обозначения тьмы, а белый-для света. Символизирует также тайну мироздания. Чёрный цвет парадоксален : связан с бесконечностью, с тишиной, с женской жизненной силой, вызывает ощущение тайны, защищённости и утешения. Он относится к ахроматическим цветам. Чёрный сочный и глубокий колер получится путём смешения коричневого и синего. Чёрный - один из трёх базовых цветов, который отлично поглощает поток света, в отличие от белого. Чтобы получить чёрный цвет, близкий к идеальному, можно смешать : красный и зелёный; синий, жёлтый и красный; коричневый, фиолетовый и синий. Розовый цвет настраивает на романтический лад. Его можно с уверенностью назвать цветом счастья. Розовый - это и нежная кожа новорожденного малыша, и цветущие сады. Главное значение зелёного цвета - это жизнь, рост, развитие. Зелёный цвет выступает сочетанием двух оттенков- синего и жёлтого и поэтому он имеет несколько двоякую характеристику. Цвет обладает безграничной энергией с одной стороны, а с другой отличается всепоглощающей умиротворённостью. Каждый человек на уровне подсознания будет ассоциировать зелёный оттенок с ростом, развитием и гармонией. Психологи заметили, что особенно положительно зелёный оттенок влияет на тревожных личностей-он помогает им успокоиться и ощутить себя в гармоничном и доверительном состоянии с реальностью. Гармония цвета-это правильный цветовой круг, в котором каждый цвет имеет своё место, а их последовательность имеет тот порядок, что в гармонии или в естественном спектре позволяет легко находить цветовые сочетания. Гармония цвета, цветовые контрасты очень вдохновляют. Хочется бежать творить, любоваться окружающим миром, затем снова... Я верю, что этот гобелен принесёт счастье, любовь, уют, тепло и все земные блага в домашнем очаге и даже тем, кто просто будет любоваться им.
|
|||
|