|
|||
Схиигумен Иоанн (Алексеев)Схиигумен Иоанн (Алексеев) Наставлял также о покаянии: «Господь по Своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченая природа очень и очень склонна ко греху».
Повторял часто: «Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха,чтобы победил Божие милосердие,и все наши грехи, какие бы они не были, в сравнении с Божиим милосердием — что горсть песку брошено в великий океан».
Объяснял духовному чаду: «Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело.
Замечал: «...Пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых — для их смирения». Духовному чаду, претерпевшему гонение, старец писал: «Однако знай, что без смирительных случаев нам не смириться».
Говорил: «Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем». Советовал: «Не осуждай никого ни в чем, всего чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу».
Говорил также: «Еще замечу, если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление». Наставлял: «Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех». Наставлял еще: «Так и должно быть, когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво». Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу».
Приводил такой пример: «Осуждающий всегда ошибается и неправиль- Еще приводил пример: «А насколько тяжкий грех — осуждение, приведу один пример. В некоем монастыре инок впал в блуд. Великий старец сказал: “О, худо он сделал”. Умер тот инок, и ангел по повелению Божию принес душу старцу и сказал: “Куда повелишь определить этого инока: в царство или в муку?” Ужаснулся старец, понял насколько тяжелый грех осуждение, горько заплакал. Через несколько времени ангел сказал: “Бог простил твой грех”. Однако, старец до самой смерти не оставлял своего плача».
Предостерегал: «Когда работаешь вместе с сестрами, можно поговорить с ними: только чтобы не было осуждения и клеветы, впрочем, святые отцы сказали “духовный разговор — серебро, а молчание — золото”, а о празднословии — сама уразумей». Еще предостерегал: «Особо дружбы не заводи ни с кем, иначе наживаешь много бесполезных скорбей, и жизнь твоя будет многовоздыхательная».
Советовал: «Важнее всего старайся быть мирным; а чтобы быть мирным не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнаваний новостей. Святые отцы сказали: “Каким монах вышел из кельи, то таким уже не О совместной жизни с другим человеком старец говорил: «Вместе жить и ладить, очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы мир — требуется с обеих сторон стремление к миру. Читал я в “Отечнике”: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: “Как ты смотришь на меня?" Другой отвечал: “Как на ангела”. Поживши довольно времени, спрашивает опять: “А теперь как смотришь?”, тот ответил: “А теперь как на диавола, и каждое твое слово, точно гвоздем, колет меня”. Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи». О назначении на руководящую должность говорил так: «Все же, если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божия и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдешь. Куда бы человек не ушел — они с ним пойдут».
Предостерегал: «Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого; однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь сокрушать его головы; от внимательной к себе жизни, увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир; по временам будут появляться утешающие слезы».
Духовное чадо, стремящееся к ревностным подвигам, старец мудро наставлял: «А куда ты стремишься, — это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного безпопечения, а главнее всего глубокого смирения: без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Утешал: «На твои тревоги и претыкания скажу так: пока наш душевный кораблик плавает в житейском море, всегда будет подвергаться как при переменных погодах; то дождь, то ведро;
Утешал еще: «Вы пишите, что духовная жизнь у вас не клеится, молитва пресекается, нападает уныние, леность, сухость и легкое отчаяние. В этой временной жизни иначе и быть не может: приходится переживать всякие невзгоды, как кораблику в море — то ветры, то дождь, то буря, да такая, что мачты трещат; то и жди, Утешал также: «...В одном устроении не может быть человека, подобно погоде бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе, внимательный и рассудительный находит много случаев понять это». Старец объяснял: «По духовному ведению и наказания разные: кто
Объяснял еще: «Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь
Предостерегал: «Больше всего бойся гордости, ибо за гордость первая денница стал сатаной, и для него Господь уготовил вечную муку. Когда враг вносит помыслы самохваления — тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. Как сказано в “Отечнике”: один подвижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тогда говорит себе: “Старик! Посмотри на свой блуд”».
Приводил пример: «Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый старец возразил ему: “Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?”»
Говорил о свойствах гордости: «Гордости свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы его всегда был верх; другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения». Говорил также: «Свойство гордости — видеть в себе только хорошее, а в других только худое, а свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества».
Объяснял: «Гордость — слепа, сама себя не видит. Гордость — изобретение диавольское. Вот исчадия ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность. Крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает неосмысленно. Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремится к власти. Гордые очень страдают хульными помыслами и склонны к самообожанию». Наставлял: «Особенно важно оставить свою волюшку позади себя, да
Об опасности тщеславия старец рассказывал так: «В одном монастыре жили два брата, одному двенадцать лет, другому пятнадцать лет. Игумен послал их снести пищу отшельнику. Старец приводил еще такой пример опасности тщеславия: «На земле совершенства и постоянства нет. Были такие случаи, что некоторые подвижники были восхищены и видели славу святых, потом падали и вели позорную жизнь на посмешище людям. С преподобным Макарием Великим жил такой подвижник и так насыщен был благодатию, что возложением своих рук исцелял больных, но, возмечтав о своей святости, погиб, вел позорную жизнь, и так скончался. Святой пророк Иезекииль говорит: если праведник совратился с пути, Господь не помянет его праведность, а грешник, если исправится, то Господь не помянет его грехов» (см. Иез. 33, 14-19). Предостерегал отец Иоанн также от смущения: «Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня только может освободить от них, однако знаю — они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость не свободна от них».
Объяснял, как проверить, стяжал ли подвизающийся хоть немного смирения: «Ты себя называешь худой и никуда не годной, наверно, такая и есть; но последи за собой, когда кто повторит твои слова, что тогда почувствуешь?»
Старец учил: «Когда мы подвержены страстям — говорю о душевных —
Учил еще: «Мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других
О прощении обид и молитве за обидчиков старец писал духовному чаду: Отец Иоанн учил, как правильно относиться к неверующим родственникам.
Еще советовал: «О своем муже молись, но не докучай и не говори ему быть
Супругам, не имеющим детей, старец советовал положиться на волю Божию: «У вас детей нет, и вы желаете иметь их, ваше желание естественно, в порядке вещей. Однако всякое бывает; не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю Божию, ибо Он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу, будут и дети без операции докторской. Будем молиться так: Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по Своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!» Отец Иоанн запрещал принимать решения и продолжать разговор в гневе: «В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь, и скажешь неправильно, и после будешь сожалеть». Утешал: «...Не унывай, во время неприятностей углубись в Святое Писание и святых отцов, и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину О скорбях старец говорил: «Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая — усердие к Богу Объяснял: «Хоть и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно. И мы должны готовиться, с Божией помощью терпеть поношение, укорение, пре-
Утешал духовное чадо: «Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживания чередуются».
Утешал еще: «И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний.
Старец говорил также: «Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют У нас есть какая-то самонадеянность, ЧТО мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели».
Еще говорил: «Судьбы Господни непостижимы нам, грешным, и никакой
Повторял также: «Судьбы Господни непостижимы нам, грешным, и никакой ум понять не может, и не будем допытываться, кому какой крест Господь дает».
Старец наставлял о необходимости непрестанной молитвы: «Замечай, какая наша временная жизнь: непостоянная, изменчивая и скоропроходящая, невнимательных увлекает к рассеянности; а чтобы приобрести внутренний свой мир одно средство непрестанная молитва».
Наставлял еще: «Без молитвы жизнь будет многовоздыхательна, а от молитвы, когда получишь навык, сердце возвеселится и умиротворится — блаженное состояние. Временами еще здесь, на земле, молитвенники предвкушают будущее блаженство». Объяснял: «Молитва — самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по Своему
О молитвенном правиле старец советовал духовному чаду: «Молитвенное
Советовал также: «Относительно молитвенного твоего правила умудряйся Старец еще наставлял: «Когда не придется исполнить все свое правило,
Объяснял чаду, живущему в миру: «Молитву Иисусову или память Божию Говорил: «Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она
Советовал духовному чаду: «Ты исполняешь по сто (Иисусовых молитв) Предостерегал: «О непрестанной и умно-сердечной молитве, к которой ты Объяснял еще: «Молитва имеет три степени: · первая — устная, · вторая — умная, · третья — умно-сердечная. Первая, устная, произносится устами, а ум гуляет, вторая, умная молитва, ум надо заключить в слова молитвы. На сердце нажимать вниманием не надо; если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Третья,
Старец учил молиться, когда надо что-то сказать: «Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а когда что коснется и надо говорить — не
Советовал: «Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — их читай,
Делился собственным духовным опытом: «Утешительно читать Евангелие.
Еще делился: «Вот что еще скажу на всякий случай: хоть у редких и редко
Старец восклицал: «Слава, Господи, святому снисхождению Твоему к роду
Учил: «Приступать ко святому причащению должны благоговейно, просто,
|
|||
|